Честно говоря, я уже немного устал от актуально-общественных тем. Поэтому я сегодня хочу от них немного отвлечься и написать о чем-то чуть более нетленном.
Читатель, конечно же, уже понял, что в постановке вопроса «Какая элита нам нужна?» уже содержится пресуппозиция о том, что нынешняя быдлоэлита нам вовсе не нужна, как бы это самое «мы» не понимать. Я хочу поговорить именно о настоящей элите, если Бог ее нам, конечно, когда-нибудь в более-менее обозримое время пошлет.
Что я, собственно, понимаю под «элитой»? Представление нашего народа об элите по-моему лучше всего выражается моим любимым политическим анекдотом 20-х годов, который я уже неоднократно цитировал. Ну вы его наверно помните. Про вожжи.
Для тех, кто читает меня эпизодически, не могу лишить себя удовольствия снова рассказать этот анекдот целиком. Приходит мужик в лавку вожжей купить. «Мне б, - говорит, - вожжей». А продавец его недопонял. «Да вот, - говорит, тебе вожди. Ленин, Троцкий, Сталин, Бухарин. Вот они все – на стене висят». Мужик ему отвечает: «Да мне, милок, не тех вожжей, которых вешать надо, а тех, которые править могут».
В этой народной мудрости, содержится, на мой взгляд, два базовых определения элиты. Во-первых, это те люди, которые «править могут
». То есть, элита – это группа лиц, обладающих способностями и/или умениями управлять страной. В самом широком спектре значения слова «управлять».Во-вторых, это не те люди, которых «надо вешать
». То есть, элита – это группа лиц, которая умение управлять соединяет с хотя бы минимальной ответственностью перед своим народом. Даже если они не особенно любят свой народ, то, по крайней мере, не ненавидят и не презирают его. Даже если они его боятся, то страх не застит им глаза и не перерастает в паническую ненависть.Разумеется, это определение неполно. Здесь, на мой взгляд, существует еще два важнейших признака элиты, на которых в нашем анекдоте нету и намека.
Итак. В-третьих, элита – это не только те, кто умеют управлять страной, но и те, кто обладают способностями и/или умениями ее развивать. И, наконец, в-четвертых, элита состоится только в том случае, если между всеми ее подгруппами существует более или менее гармоническое единство в понимании друг друга, национальных интересов страны, стратегических целей ее развития, да и просто в понимании элементарной справедливости.
Честно говоря, я совершенно не знаю, откуда такая элита может браться, и как ее можно было бы в существующих условиях привести к власти или даже к, не будем замахиваться на неподъемные задачи, некоторому влиянию.
То, что люди, способные войти в состав такой элиты, в нашей стране есть – это я знаю. Правда, их мало. Но откуда они взялись, я не понимаю. То, что они есть – это, на мой взгляд, подлинное чудо. А уж чем оно объясняется: врожденными талантами русского народа или особой милостью Божией к нему – это для меня совершенно неясно.
И, как я уже неоднократно говорил, вопрос о том, как такую элиту выдвинуть во власть, для меня остается тайной за семью печатями. Ничего, кроме только чуда спасти нас не может.
Поэтому я не собираюсь заниматься здесь гаданиями на кофейной гуще в стиле пикейных жилетов. Завершить колонку я собираюсь тем немногим, о чем я, как мне кажется, имею представление.
Итак. Я не знаю, откуда берется элита, и как привести ее к власти. Но мне кажется, что я знаю о том, как можно осуществлять воспроизводство элиты, в том числе, расширенное, в обществе, где эта элита, хотя бы в малом числе, наличествует, и где она имеет хотя бы минимальную властную позицию.
Мне кажется, что механизм такого воспроизводства может быть построен только через определенным образом организованную систему образования.
Эта система образования должна отвечать ряду условий.
Первое. Должен быть налажен процесс мониторинга талантов. В случае прихода элиты к власти, такой мониторинг должен стать важнейшим национальным проектом. В случае, если элита не находится у власти, а всего лишь занимает минимальную властную позицию, такой мониторинг должен вестись хоть как-то. Но без него процесс воспроизводства элиты не осуществим.
Второе. Найденные таланты должны обучаться вместе с детьми правящего класса. Под правящим классом я имею в виду истеблишмент в самом широком смысле – политическую, хозяйственную, силовую и научно-культурную верхушку. То есть, планируемые учебные заведения должны в этом смысле напоминать пушкинский Лицей.
Это условие не является необходимым, но только оно может обеспечить эволюционный характер процесса прихода элиты к власти. Только совместное обучение пушкиных и дантесов, построенное так, чтобы они научились понимать друг друга, а, даст Бог, может быть, смогли бы и подружиться, может обеспечить плавное врастание элиты во власть.
Иначе либо элита перережет истеблишмент (скорее всего, подняв народ на революцию, но возможны и другие варианты перерезывания), либо истеблишмент – элиту.
Третье. Эти учебные заведения должны давать не только профессиональное, но и общее высшее образование. Что я имею в виду?
На мой взгляд, профессиональному образованию, которое в таких учебных заведениях должно получаться на соответствующих факультетах, должно предшествовать прохождение всеми студентами факультета общей подготовки.
Только это сможет превратить простой ВУЗ, даже сколь угодно «блатной
» и «элитный», в Университет с большой буквы. Что должно преподаваться в Университете?Я полагаю, современные Тривий и Квадривий. То есть, история и география, философия, логика и методология, основы искусств и искусствознания, основы математики и естествознания, теоретическая и прикладная психология, основы правоведения и государствоведения, экономика, социология и политическая наука, теория и практика управления и, конечно же, спорт и боевые искусства в самом широком объеме. В общем, Касталия, но практически ориентированная.
А уж закончив факультет общей подготовки, можно обучаться и основным профессиям: политика и чиновника, топ-менеджера и дипломата, разведчика и контрразведчика, генштабиста и генконструктора. Ну и, разумеется, в Университете должны быть и обычные, традиционные для университетов, факультеты, на которых обучаются наукам и искусствам. Другое дело, что практические факультеты являются, в определенном смысле, ведущими, а задачей теоретических факультетов является обеспечение инфраструктуры воспроизводства - их выпускники либо остаются на кафедрах, либо создают новые Университеты.
Вот такая, с позволения сказать, Педагогическая утопия. Не знаю, дарует ли нам Бог ее осуществление. Но совершенно уверен – будет у нас Университет, значит, точно мы будем великой страной и народом. А не будет – Бог весть.