Молодежные бунты последних недель в Греции (вкупе с таиландской «демократической революцией») стали новой страницей деятельности альтернативных движений. Греческие анархисты, при поддержке участников ряда других «альтернативных» традиционным партиям и идеологиям протестных движений, и прежде всего членами греческого Союза студентов (тесно связанного с Компартией Греции), буквально за несколько дней всколыхнули страну и остальную Европу. Лозунги типа «Государство-убийца», «Кровь пролилась и должна быть отмщена», «Один на земле – тысячи на улицах» наглядно продемонстрировали всю серьезность намерений участников акции, живо напомнив Париж во времена «Красного мая» 1968 года.
Захват молодыми греческими леворадикалами телерадиостанции в Патрах с выходом в открытый эфир со своими требованиями и декларациями протеста ознаменовал их попытку выйти в публичное пространство, чтобы заявить о себе привычному к подобным эффектам европейскому «обществу спектакля».
Среди собственно политических требований манифестантов следует выделить отставку правительства и организацию досрочных парламентских выборов. И хотя действующий премьер Костас Караманлис заявил о том, что Греция – это «страна, уверенная в себе, которая обладает, наряду с демократическими институтами, всеми необходимыми средствами, чтобы обеспечить безопасность своего населения
», во все подобные декларации верится с трудом.И едва ли участники уличных беспорядков примут на веру заявление премьера о том, что «нам нужно адекватное и ответственное правительство, а также «сильная рука
», способная вести за собой, и поэтому не существует ни одного сценария, допускающего досрочные выборы или смену руководства». Ибо легитимность действующей власти и правомерность ее политики в свете произошедших событий оказались под вопросом.Что же означает эта «вспышка
» протестных действий со стороны греческих леворадикалов на афинских улицах? Что знаменуют собой эти новые формы активности гражданского общества в контексте происходящего в Европе и мире?На взгляд автора, развернувшееся на наших глазах массовое движение протеста в Греции обобщает опыт движений протеста
60-80-х годов ХХ века, обходившихся без «классов, партий, элит и правительств», смысл которых состоял в исходящем «снизу» общества спонтанно возникшем протесте против существующих институтов, ценностей и элит. В итоге гражданское общество выступило как принципиальный протагонист государства, не выдвинув, однако, сколько-нибудь последовательной программы.Что же говорят о подобных движениях, их свойствах и особенностях современная политология и социология? Определенный теоретический базис для их изучения был заложен Давидом Генри Торо в его классическом сочинении «Об обязанности граждан не повиноваться государству
», в наставлениях Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга о ненасильственном сопротивлении властям. Значительное влияние на современные дискуссии о природе «новых социальных движений» также оказала «дискурсивная теория» Юргена Хабермаса, утверждающая принципиальную способность гражданского общества к критике, которая через гражданский диалог в рамках открытого публичного пространства приводит в итоге данное общество к политическому консенсусу (Habermas J. Faktizitaet und Geltung. – Frankfurt am Main, 1997). Известные исследователи политических транзитов Хуан Линц и Альфред Степан в своем труде «Проблемы демократических транзитов и консолидации» выделяют прежде всего мобилизующую роль гражданского общества в процессе осуществления общественных трансформаций. Вольфганг Меркель акцентирует роль гражданских институтов в деле стимулирования «системных изменений» (Merkel W. Systemtransformation. – Oplanden, 1999). Джон Хэлловэй, в свою очередь, подчеркивает роль протестных движений как носителей «анти-власти», что делает их, по мнению автора, ключевыми участниками процесса становления «нового глобального общества» (Holloway J. The changing World. – Muenster, 2002).В рамках глобального контекста, по мнению социолога из ЮАР Патрика Бонда, можно выделить следующие основные типы массовых социальных движений:
- движения социальной справедливости (часто в комбинации с социалистической тради-цией либо анархическими/автономистскими движениями – примеры деятельности кото-рых мы и наблюдаем сегодня в Греции – авт.);
- движения в духе «национализма-Третьего-Пути
» (с приверженностью различным поли-тическим традициям);- движения в духе «пост-Вашингтонского-консенсуса
» (часто связанные с различными версиями протективной социал-демократии);- движения в духе «Вашингтонского консенсуса
» (идеология неолиберализма);- движения «новых правых
» (различные версии неоконсерватизма) (См.: Bond P. Anti-G8-Bewegungen // Welttrends. – № 55. – Sommer. – 2007. – S. 39 – 40).Целями таких движений, как утверждают некоторые исследователи, являются инициирование, продвижение и поддержка социальных изменений (
Rucht V. Moder-nisierung und neue soziale Bewegungen. – Frankfurt am Main, 1997). По мере своего развертывания эти движения обнаруживают такие свои качества, как сетевые формы организации, приверженность ненасильственным методам борьбы, и в целом – неиерархический, горизонтальный и ориентированный на определенную проблему характер объединения людей в рамках этих движений. Завоевание государственной власти не является их целью, ибо они намерены изменить существующую повестку дня, характер и содержание политики властей в интересах новой «гражданской общности».В понимаемом таким образом гражданском обществе социальные движения влияют на политику, не занимаясь самой политикой как таковой. Хабермас называет подобное явление «самоусилением гражданского общества
».В то же время, различные формы протеста, используемые гражданским обществом, рано или поздно приводят его в сферу «насильственного действия
», когда «последним аргументом, придающим оппозиционным аргументам силу публично-политическое влияние, являются акты гражданского неповиновения» (Zimmering R. Revolution in der Demokratie ? // Welttrends. – № 61. – Juli/August. – 2008. – S. 38). Подобные средства включают в себя не только блокаду улиц, занятие стратегически значимых предприятий и др. Подобные акты направлены на адресатов второго порядка, чиновников, призванных пересмотреть характер и содержание принимаемых ими решений, и продемонстрировать всем справедливый характер своих требований. При этом подобного рода протест означает не «торг» с властью, а демонстрацию гражданами своего права на сопротивление. «Социальная система», выступающая как «внешняя сила» по отношению к гражданскому обществу, оказывается схваченным им, что оставляет власти весьма и весьма узкое поле для маневра.Подобный протест, по мнению автора, и наблюдаем мы в сегодняшней Греции. «Низовое
» по своим истокам движение леворадикальной молодежи, опирающееся на разветвленные «сети поддержки», способно в итоге привести в движение разнообразные категории недовольных современной политической «повесткой дня» и общей стратегией, взятой на вооружение «евробомондом».И немудрено. Ибо глобальный финансовый кризис обнаружил банкротство европейских элит, пытавшихся объединить Европу на фундаменте экономического либерализма. В итоге «Европроект
» стал пасынком в руках евробюрократии, намеренной директивно навязывать европейским обществам свои собственные прожекты. Европейское национальное государство, лишенное значительной части своего суверенитета в пользу обще-европейских институтов и постепенно отказывающееся от модели «государства всеобщего благоденствия», не воспринимается гражданами европейских стран как защитный механизм и адекватный выразитель их интересов. Ответом на это стало массовое движение социальных «низов», ознаменовавшееся в Америке триумфальным избранием приверженца «стратегии перемен» Барака Обамы, а в Европе – массовыми движениями снизу, способным существенно скорректировать архитектуру «европейского проекта» и стратегии его участников.Таким образом, изучение новых протестных движений в контексте глобального кризиса представляет собой широкое «проблемное поле
» для политологов и социологов. Пока же ободренные первыми успехами приверженцы глубоких изменений могут повторить известный лозунг радикалов сорокалетней давности: «Die letze Schlacht gewinnen wir!» («Последний бой выиграем мы»!). Поистине, «безумству храбрых поем мы песню».