На интернет-сайте KUB, отыскать который можно окольными путями, появилась заметка с сомнительной сенсацией: Рахат Алиев — сексот.
Автор заметки назвал ее «Павел», но Корчагин ли?» Судя по тексту, автор предполагал, что не Корчагин. Но и не Павел. Если уж прибегать к аналогиям, то уж, скорее, Павлик. В смысле - Морозов.
Понятное дело, беглого бывшего зятя президента в чём только не обвиняли. Разве что в поедании младенцев и, как остроумно придумали его пиарщики, в строительстве тоннеля из Астаны в Рио де Жанейро для контрабанды зеленых попугаев.
Но копии документов, приложенных к заметке, вызывают, скажем так, смешанные чувства. Это вполне может оказаться правдой.
Первый из них — анкета агента. На ней под грифом «совершенно секретно» красуется фотография молоденького Рахата.
Физиономия не по возрасту серьезная. Или просто напуганная?
Под фото значится: псевдоним «ПАВЕЛ». В графе «адрес» — общежитие 2-го Государственного мединститута, в котором Алиев Рахат Мухтарович был студентом ординатуры. Института не алма-атинского, а московского! То есть завербован «ПАВЕЛ» был не казахстанским, а центральным КГБ. Если быть точнее, шестым отделом Второго Главного управления КГБ СССР.
Именно этой конторе Алиев Рахат Мухтарович дал расписку: «готов добровольно оказывать помощь органам госбезопасности на негласной основе».
Звучит впечатляюще: агент КГБ СССР. Хотя в народе такие «агенты» назывались просто стукачами. Ведь ежу понятно, что студент ординатуры был нужен комитету не для борьбы с ЦРУ или Моссадом.
Так что Рахат Алиев не рыл тоннели в Рио де Жанейро, и не слал шифровки в Вашингтон. Он просто-напросто стучал на своих земляков, таких же студентов, приехавшими в Москву из Казахстана. Как говорится, «да ты, мил человек, стукачок!»
Но – просто, да не просто. Почему расписку у «Павла» взяли именно в центральном КГБ?
Все объясняет дата расписки. Это 20 декабря 1986 года! То есть Алиева завербовали сразу же по завершении того, что тогда называли массовыми беспорядками в Алма-Ате. Нетрудно догадаться, что задача «Павла» была сообщать о настроениях в среде казахстанских студентов. О малейших намеках на недовольство действиями советского руководства, раздавившего восстание.
Эти факты меняют коренным образом ситуацию вокруг Рахата Алиева.
Власти обвинили его в рейдерстве. Но то, что он отнимал собственность у бизнесменов, знала вся страна. Власти обвинили Алиева в подготовке государственного переворота. Но то, что он прибрал к рукам почти все средства массовой информации и рассадил своих людей во всех силовых структурах, не видел только слепой. А вот «сотрудничество» с КГБ СССР... По сути, Алиев боролся с теми, кто посмел хотя бы подумать о независимости Казахстана. Не в этом ли настоящая причина?
Говорят, что бывших сотрудников КГБ не бывает. Алиев сделал карьеру в этой сфере, стал зампредом КНБ независимого Казахстана. Но не стоит путать эти две конторы. Слишком разные у них масштабы.
Из КНБ Алиева вышибли вместе со всей командой. Но уходил ли он из КГБ? Или все это время от него так и шла информация?
Во всяком случае, исключить такую возможность заранее нельзя.