Российским коммунистам, в частности – коммунистам современной России, много лет прочили гибель, упадок и забвение. И этого до сих пор так и не происходило. После каждого поражения им, в первую очередь доминирующей в их пространстве КП РФ удавалось подняться и вновь продемонстрировать обществу свое влияние.
Это происходило по двум причинам. Первая – доминирование в современном Российском обществе левого запроса – и в качестве собственно левого, социалистически ориентированного, и в качестве советско-ностальгического.
Вторая существование в рядах комдвижения, опять-таки в значительной степени в КП РФ, соответствующего личностного и интеллектуального потенциала, который позволял даже после поражений сплачиваться, подниматься и опять что-то из себя представлять.
Но уже в этом крылось противоречие: как получалось, что при доминировании в обществе стихийно социалистических и просоветских настроений, КП РФ постоянно, на каждом шагу, в каждом своем решительном наступлении – в ключевой момент терпела поражение?
Только сила противника? Но если настроения общества были за левые идеи – что могло позволить КП РФ, опираясь на них, стать несокрушимой силой, способной, пи поддержке народа смести любые препятствия, воздвигаемые на ее пути противостоящей воле народа власти? Уж во всяком случае, в те времена, когда эту власть поддерживали считанные проценты населения?
Ответ в том, что сама КП РФ, как самая большая партия из тех, которые называют себя коммунистическими, была поражена множеством внутренних проблем и противоречий.
В частности – в ней всегда, во всяком случае – до сих пор были и на уровне массы, и на уровне актива, и на уровне высшего руководства активные и дееспособные, современно мыслящие и одновременно преданные своей идее люди, которые собственно, и обеспечивали все ее успехи.
И точно также всегда были те инертные, консервативные (в смысле кондовости, зашоренности, реакционности и склонности к национализму) люди, которые сковывали и тянули компартию назад. Иногда их было меньше, иногда – больше. Как только партия проигрывала благодаря тому, что они своими внутрипартийными интригами и склоками, своим подталкиванием партии к шизофрении и национализму подводили ее к проигрышу – они тут же стушевывались и уходили на второй план, предоставляя инициативным и эффективным коммунистам вытаскивать партию из очередной ямы. Но как только те ее вытаскивали – реакционеры, окрыленные успехом своих противников, приписывали этот успех себе, выходили на первый план – и начинали борьбу на уничтожение с теми, кто только что спас партию.
А поскольку собственно коммунисты в составе КП РФ занимались реальной политической работой и борьбой с властью – то перед внутренней подлостью, склоками и ударами в спину они всегда оказывались беззащитны. И в результате их шаг за шагом выбивали, снимали, изгоняли – или они сами уходили от той тошноты, которую вызывали подстроенные под представителей клерикально-националистического крыла руководящие органы партии.
И в результате их становилось все меньше и меньше. Зато официальные лидеры партии, в первую очередь Геннадий Зюганов, который и притащил в партию вызывающий процессы гниения свод тезисов о «народном патриотизме» (эвфемизм национализма), тем больше гордились успехами в борьбе с ее коммунистической составной, чем меньше реальных успехов доставалось на ее долю. И организуемое ими истребление коммунистов в составе КП РФ провозгласили чуть ли не главной задачей партии, объявив всех носителей левых идей либо «кротами Кремля», либо «неотроцкистами», либо буржуазными перерожденцами.
По этому поводу тогда были написаны следующие строки – как кажется, вполне актуальные и сегодня:
Просто КПРФ, с самого начала своего существования, не была ориентирована на активное действие. На реальную политическую работу.
Будучи партией, точнее — конфессией реставрационного типа, она имела установку не на борьбу по изменению политической реальности, а на "сохранение веры". В рамках этого она исходила из постулата, что "наш добрый народ верен Правящему Дому". И только в результате некой нелепости, злонамеренных действий внешних врагов и внутренних предателей он "прельстился ложными посулами". Но придет день, он поймет свою ошибку и в извечной своей верности и доброте, в слезах и раскаянии коленопреклоненно поднесет корону империи ее "законным наследникам".
Потому — работать не надо. Надо сохранять верность. А те, кто не верит — отступники и предатели, скорее всего завербованные злыми силами. Если они начинают делать что-то иное, чем ждать "Дня", клеймить "антинародный режим" и в слезах умиления читать "Советскую Россию", славить народность, соборность и государственничество — значит они чужие, неверные. Если они предлагают учиться у врага и бить врага его же оружием — значит, они не верят ни в мудрость народа, — и потому они русофобы, — ни в исконное право "истинных властителей".
Если же при этом "предатели" не только что-то другое делают, но и добиваются успехов — значит, они не только "неверные", но и явно завербованные врагом. Ведь если партия, твердая в своей вере, в течение десяти лет успеха не добилась, сил не увеличила, значит ей противостоял "страшный и могучий враг". И если эти неверные вдруг, от веры отступив, стали добиваться успехов, то, следовательно, эти успехи организовал враг.
И перед нами агенты врага. Кроты. И здесь ответ на то, почему "самая мощная политическая партия страны" в течение десяти лет терпит поражения в самых выигрышных ситуациях: враг наводнил ее своими кротами, которые раз за разом лишают ее почти завоеванных побед.
Поэтому победить можно, только разоблачив всех кротов, русофобов, троцкистов и прочую нечисть. Главная задача — борьба с кротами. И партия ловит кротов, вместо того, чтобы бороться с настоящим врагом. Десять лет ловит. А поскольку успехов становится меньше, а начинающих сомневаться в правильности избранной политической линии — больше, число потенциальных объектов для борьбы с кротами увеличивается. И она должна быть интенсифицирована. Поэтому, кротами начинают объявлять не только тех, кто ушел к врагу (были же действительно и Селезнев, и Подберезкин, и Тулеев, и Семигин), — но и тех, кто партии-то верен, кто действительно является ее союзником, но кто устал "ждать и молиться", и захотел сделать что-то реальное, чтобы добиться успеха — как для себя, так и для самой КПРФ.
В составе Президиума теперь практически почти нет людей не то чтобы левых взглядов, но и просто способных к политическому мышлению, к трезвому анализу ситуации – если это не анализ того, как выгоднее сторговаться с администрацией президента. Теперь равновесие не между коммунистами и националистами – а между националистами крайними и националистами умеренными.
В последние годы в руководстве КП РФ явственно шла борьба двух линий, коммунистической, ориентированной на политическую борьбу с властью, и национал-клерикальной, ориентированной на бюрократическое вживание во власть и уничтожение ставших слишком влиятельными коммунистов. Наиболее показательно соотношение сил выявило голосование в Президиуме ЦК по так называемому «Ленинградскому делу», разгрому руководства ленинградской партийной организации. Причиной этой атаки стало неприятие ленинградским горкомом националистической пропаганды в любом виде, что и было вменено им вину, как «вытеснение патриотов».
За роспуск, на основании инквизиторского решения ЦКРК во главе с Никитиным, Ленинградского горкома, только что избранного Конференцией, то есть против интернационалистов и за национал-клерикалов проголосовали восемь членов Президиума ЦК: (Г. Зюганов, В. Кашин, С. Левченко, В. Рашкин, В. Романов, П. Романов, С. Сокол, В. Шурчанов).
Из них, В. Кашин, В. Рашкин, П. Романов, С.Сокол – собственно идейно-клерикальное крыло. Последний – как раз и послужил причиной разгрома ленинградской парторганизации, поскольку ее конференция отвергла его кандидатуру на съезд партии. Все это – известные и махровые националисты.
В. Романов, В. Шурчанов – представители генерации обкомовских первых секретарей времен КПСС. Как они пришли к поддержке фашиствующего крыла в партии – сказать сложно. Скорее в силу присущей бюрократии изначальной неразборчивости в идейном отношении. Хотя нельзя, скажем, забывать и о том, что именно при Шурчанове в коллективе газеты «Правда» стало престижным демонстрировать свой антисемитизм.
Левченко последнее время постоянно занимается тем, что хвалит Зюганова, а вот почему последний открыто встал нас сторону фашистов – очевидно решил открыто определить свое амплуа.
Кто проголосовал против документа, подготовленного национал-клерикалами: И. Мельников, Б. Кашин, О. Куликов, В. Купцов, С. Решульский, А. Фролов.
Причем двое, Б. Кашин и А.Фролов, отрыто опубликовали свои заявления протеста по поводу нарушения в этом деле Президиумом Устава партии (http://alexfroloff.livejournal.com/72874.html).
А вот новый состав Президиума ЦК:
Геннадий Зюганов – Председатель ЦК
Иван Мельников – первый зампред ЦК
Владимир Кашин – зампред ЦК
Валерий Рашкин (секретарь по орг-парт.работе)
Валентин Романов (кадровая комиссия)
Сергей Решульский (зам.руководителя фракции)
Валентин Шурчанов (главный редактор «Правды»)
Петр Романов (Брянская обл.)
Сергей Левченко (Иркутская обл.)
Дмитрий Новиков
Николай Васильев (Московская обл.)
Сергей Обухов (депутат ГД)
Николай Коломейцев (Ростовская обл.)
Николай Харитонов (депутат ГД)
Вячеслав Тетекин (зам.главного редактора «Советской России»)
То есть мы видим, что из 8 проголосовавших в поддержку постановления национал-клерикалов 7 человек вошли в состав Президиума (коричневый цвет). Не вошел лишь Сокол, хотя и стал членом ЦК – очевидно в силу того, что оказался уж слишком одиозен после возникшего из-за него скандала.
Из тех, кто голосовал против, за поддержку ленинградских интернационалистов, лишь двое оказались в Президиуме. Б. Кашин, О. Куликов, В. Купцов, А. Фролов свои места там утратили.
Хотя: Купцов – не только патриарх, но и реальный создатель КП РФ, уступивший в 1993 году место руководителя Зюганову; Фролов – в прошлом бессменный спичрайтер Зюганова и один из основных интеллектуалов в руководстве КП РФ, а Куликову партия обязана всеми теми успехами в избирательных кампаниях последних лет, которые у нее в той или иной степени были.
Одновременно пост Секретаря ЦК утратил Улас, также подозреваемый в коммунистичности и поддержке Мельникова – хотя получил он его в свое время за успешную борьбу за ликвидацию влияния А.Куваева в Московской городской организации.
То есть соотношение между коммунистами и национал-клерикалами среди старых членов Президиума стало два к семи. Из шести новых одного – Новикова – все же относят к левым, хотя в 2007 году он поддержал борьбу против «неотроцкистов» – это тот случай, когда в высшие органы приходят молодые, которые голосуют ориентируясь на мнение старших товарищей, а не на анализ ситуации.
Двое – Обухов и Тетекин – явные представители националистов. Второй – по должности, как зам главного редактора «Советской России».
Первый – выдвинулся в свое время в качестве бытописателя Зюганова: он сопровождал его в поездках по стране и публиковал репортажи об этом в партийной печати.
В какой-то момент он был возведен в ранг партийного аналитика. В таковом качестве, среди прочего, в 2005 году прославился докладом, опубилкованным в «Правде» совместно с Васильцовым (названным на съезде Зюгановым выдающимся ученым), в котором утверждалось, что Кремль не только наводнил своей агентурой буквально все политическую арену России, но и пронизал саму КП РФ этой агентурой настолько, что КП РФ только и приходится делать, что всю оставшуюся жизни бороться с «кротами».
Это во всяком случае не оригинально и может быть отнесено к разряду обычной партийно-бюрократической шизофрении. Однако «видный аналитик» и «видный ученый» тогда пошли дальше, и объявили, что главный агент Кремля, подготавливаемый Путиным к тому, чтобы принять на себя бремя преемника – это Михаил Касьянов, который должен осуществить операцию по обеспечению преемственности власти путинской группы путем свершения «оранжевой революции» в России.
И человек с таким уровнем представлений о реальности, с такими знаниями, такой информированностью о текущем политическом процессе в России теперь будет принимать решения о действиях «ведущей оппозиционной партии, на которую возлагают надежды миллионы трудящихся России».
В 2007 году, после разгрома редакции сайта КП РФ «борцами с неотроцкизмом», Обухов стал ответственным за сайт – и блестяще преуспел в деле обеспечения снижения его посещаемости в два раза…
Ко всему прочему это выдающийся коммунистический аналитик не только верующий, не только посещает церковные службы – но креститься перед тем, как съесть даже маленькую булочку…
Из оставшихся трех новых членов Харитонов, став членом Президиума чуть ли не на второй день после принятия в партию, с некоторых пор во всем зависит от Зюганова и никогда не позволит себе что-либо большее, чем голосовать за предложения последнего. Сложно ожидать левизны и от бывшего неудачного кандидата в ростовские губернаторы Николая Коломейцева.
Тринадцатый съезд стал несчастливым. По сути – на нем была убита КП РФ. Ей часто прочили, что она вот покинет политическое поле – и благодаря тому, что в ней оставались коммунисты – в том числе и в руководстве – ей удавалось подниматься. Теперь их там почти не осталось.
Правда, стоит оговориться, что, конечно далеко не вся партия, не весь актив состоит из охвостья Никитина и Рашкина. На выборах ЦК сам Никитин, этот «Killer of the part» собрал из почти 330 голосов делегатов 57 черных шаров. Больше только у Владимира Кашина – публичного лидера национал-клерикалов – 80.
Владимир Улас, первый секретарь МГК – 50, Куликов Олег – 48, временный управляющий питерским отделением КПРФ Валерий Рашкин – 40, его заместитель по «Оргкомитету» Юрий Белов – 41, первый зампред ЦК Иван Мельников – 22. Сам Геннадий Зюганов получил 17 голосов «против».
То есть у делегатов то отношение к лидерам правых пока хуже, чем к левым. Мельников получает почти меньше всего черных шаров. Но в целом – партия послушна Зюганову – и вместе с ним, так или иначе, поддержала разгром левого крыла. Дошло о того, что Никитин с трибуны публично хамил Нобелевскому лауреату Жоресу Алферову, высекшему в своем выступлении бредовые нацистские идеи «русского социализма».
Но поддержал то в итоге Зюганов не Алферова – а Никитина.
Партия при всех своих нелепых и не обязательных поражениях – раньше все же жила и боролась в частности, с национал-клерикалами в своем составе. На 13 съезде, она убила себя. Чудеса бывают. Но скорее всего, ей уже не подняться.
Причем, судя по докладу ЦК и Постановлению съезда – лидеры КП РФ либо работают как психотерапевты, давая партии умереть спокойно, без мучений, либо сами не понимают, в каком положении находятся.