В российской политической системе еще с девяностых годов сформировалась небольшая, но относительно устойчивая ниша для либерально-западнических партий. И во время выборов ни одна из партий эту нишу не могла занять в силу ошибок, допускаемых в ходе избирательных кампаний, слабости возглавляющих партии фигур, дискредитировавших себя в глазах симпатизирующего либеральной идее электората.
Поэтому партийное обновление в стане либералов вполне закономерно, как и то, что новая партия является подчеркнуто лояльной Кремлю. На всех этапах своего существования российская власть содержала в себе сильное либерально-западническое лобби, которое поддерживало соответствующие проекты и отчасти нуждалось в них.
Кремлю же, который инициировал создание «Правого дела», требуется лояльная правая оппозиция. Поскольку у нас не однопартийная, а полуторапартийная система, то квоты в рамках этой половинки нужно каким-то образом распределять.
Тем не менее, новый проект пока не кажется эффективным.
Главная причина – это отсутствие готовности к подлинному обновлению. Кадровому и идейному.
Основные фигуранты новой партии, за исключением, может быть, Титова, взяты из старой потрепанной либеральной колоды. Их перспектива как публичных лидеров более чем сомнительна.
Что касается идеологической стороны, то праволиберальные проекты в России не будут успешны, пока не будут сочетать экономический либерализм с умеренным национализмом, как это принято в Европе. И пока не научатся различать интересы среднего класса, с одной стороны, и интересы крупного бизнеса – с другой.
Но этому мешает субкультурная ограниченность, свойственная российским либералам.