Как Вы оцениваете итоги саммита G-20 и перспективы глобальной антикризисной политики?
Пайдиев Леонид Евгеньевич, экономист, советник Русско-германского философского общества:
Документы саммита «двадцатки» я считаю судьбоносными, даже если участники саммита и не договорятся.
Ведь что прозвучало?
1. Ограничить и поставить под контроль действие денежно-кредитного мультипликатора не только в пределах национальных границ, но и в международном масштабе. Эта крайне важная мера, так как именно денежно-кредитный мультипликатор явился причиной зарождения современного кризиса, и отсюда кризис нанёс удар.
2. Из предыдущего решения логично следует то, что под контроль должны быть поставлены оффшоры и расчеты через эти центры, через которые и шли, прежде всего, операции, приведшие к кризису. Именно в оффшорах сегодня создаются деньги из воздуха, усиливающие денежно-кредитный мультипликатор.
3. Критиковались рейтинговые агентства. Если жёстко контролировать процесс предоставления рейтингов, создания фиктивного капитала, денежно-кредитный мультипликатор можно ограничить.
Участники саммита признали необходимость этих мер. Если не предпринять этих мер, то разрешение кризиса будет стихийным, выходом из кризиса будет или дефляционный шок, или гиперинфляция, которые нас ждут впереди.
Но предложенные меры пока были только продекларированы, чтобы провести их в жизнь, необходимы следующие действия:
1. Выпуск базовых денег (то что описывают агрегатами М0, М1) крупнейшими государствами (США, ЕС, Англия, Китай, Япония) должен быть согласован. Согласован и по объёмам, и по механизму увеличения.
Но если для ЕС и Китая во введении такой практики нет никаких проблем, то для США это будет наиболее трудно. В США ФРС кредитует государство, а в Европе такие действия центральных банков запрещены или ограничены, там центробанки кредитуют банки. США придётся национализировать ФРС и ввести тут или иную форму организации денежно-кредитной системы, близкую к европейской.
2. Критика рейтинговых агентств означает, что все государства должны соблюдать требования Базельского соглашения, так называемый Базель-2. Национальные надзорные органы обязаны строго руководствоваться этими критериями.
Здесь идет речь об оценке активов банков с точки зрения рисков по жёстким критериям. Если при такой оценке не будут соблюдаться нормативы достаточности капитала, то надзорные органы лишают банк (финансовую компанию) лицензии. Эти нормативы не приняты до сих пор из-за сопротивления США, так как при таких нормативах бОльшая часть их банков лишится лицензий.
Эти меры жёстко ограничат процесс создания денег из воздуха, денежно-кредитный мультипликатор.
3. Ограничение расчетов через оффшоры. Это резко снизит возможности создания денег из воздуха, да и ухода от налогов. В рамках борьбы с отмыванием денег эти требования давно выдвигают ФАТФ и ЕЭС. Против постоянно выступали США, поскольку оффшоры используют, прежде всего, (на 90-95%%) доллары.
4. Предложенные меры резко ограничивают деятельность финансовых ТНК, ставят их под надзор международного органа. Это однозначно полезная мера, повышающая стабильность финансовой системы. Но бьёт она прежде всего по Уолл стрит-Сити.
Если бы эти меры были приняты, то чисто технически это означало создание Всемирного резервного банка и Всемирной банковской инспекции. Эти органы могли бы и не существовать реально, а действовать через национальные институты, как долгое время действовали Интерпол или ЕЦБ.
Наиболее четко эти требования сформулировал Китай, он озвучил и главную угрозу, если эти решения не будут выполнены - произойдет регионализация мировой финансовой системы, мир будет разбит на валютные блоки. Повторится ситуация противостояния сверхдержав 20 века.
Главный вопрос - будет ли идти развитие в этом направлении? Будет.
Остается решить, кто и на каких условиях будет в этом участвовать.
Выгодны эти решения всем народам, и государствам это выгодно. Правда, за эти решения придётся платить, тут уж ничего не поделаешь.
Невыгодны такие перемены крупнейшим финансовым корпорациям, объединённым, прежде всего, вокруг ФРС США.
Но делать что-то придётся. Ибо дантисты из Бельгии и Оклахомы уже остались без пенсий. Конфискация медяков саудидов и русских ничего не решит.
Новый саммит предполагается, вроде, через пару месяцев.
При этом на то, что можно будет решить проблемы, связанные с кризисом, «по доброму», с учетом интересов всех сторон, без возвращения к жестким методам времен «дикого капитализма», надеяться не стоит.
Многие критики саммита говорят о бюрократической импотенции документа. Но от этой бумаги более и не требовалось. Главное, как финолигархия среагирует на ключевые моменты и с кем согласится новая администрация США. А вопросы поставлены.