Хотел я было сегодня не писать про храм на Новаторов, но не получается. Началось все с того, что в воскресенье на молебне мы обнаружили какую-то странную бумажку, пришпиленную к двери храма и при этом трогательно завернутую в целлофановый пакетик. При более тщательном рассмотрении бумажка оказалась официальным письмом на бланке Префектуры ЮЗАО за подписью Первого заместителя Префекта ЮЗАО Л.Н.Финаевой от 29.08.2008г. В этом письме начальственная префектурная дама в ответ на обращение гражданки такой-то сообщает, что храм ваш мы снесем к чертовой матери, а на его месте построим - что бы вы думали? Правильно! Подземный гараж, а вовсе не какую-то автопарковку.
Так что все становится, как говорится, все страньше и страньше. Сначала нам заливают баки «детской спортивной площадкой-коробкой», потом втихую закидывают идею «автопарковки», а потом осторожно открывают карты – а в них подземный гараж. И это, несмотря на то, что по новым СНИПам эти самые гаражи нельзя строить на расстоянии меньше 400 метров от жилых домов. И несмотря на то, что один подземный гараж в нашем дворе, с другой стороны корпуса 2 дома 36 уже есть. Так что, невольно хочется поверить нашему дорогому батюшке о.Роману Маркову, когда он нам рассказывал , что ездил в Оптину Пустынь к старцу Илию, и что старец не только благословил его стоять за наш храм до конца, но и строго предупредил, что в случае сноса храма возможно обрушение фундамента домов в нашем дворе. В самом деле, как тут фундаменту не обвалиться, если корпус 2 дома 36 мало того, что стоит на мокром месте, но и будет окружен с двух сторон здоровенными ямищами подземных гаражей.
Но это еще не все. В четверг одновременно вышли два материала, обосновывающие необходимость сноса нашего храма. Один вышел в карманном органе Префектуры ЮЗАО, газете «За Калужской заставой», славной своей бесстыдной апологетикой административных органов ЮЗАО и их «гениальных решений». Второй, что меня удивило, на вполне уважаемой мною радиостанции «Вести-FM». Уж не знаю, чего стоило Префектуре ЮЗАО дозвониться до «Вестей», но факт есть факт. Материалы не только вышли одновременно, но и характеризуются единством стилистики и аргументации. Так что, факт Пеарной Кампании (тм) и, более того, Единого Заказчика (тм) оной, как говорится, налицо.
Судя по всему, мы присутствуем при процессе ответа Префектуры на депутатский запрос Сергея Митрохина по поводу возможности сноса нашего храма, направленный им в Правительство Москвы и отправленный Правительством Москвы для проведения проверки Префекту ЮЗАО А.В.Челышеву.
Что, на мой взгляд, совершенно трогательно, так это то, что, почти по Козьме Пруткову, при возрастании административного уровня заказчика пиар-кампании, уровень знаний об истории района прогрессивно возрастает. Если в материалах, заказанных Управой Обручевского района, с туповато-мрачным упрямством утверждалось, что спорное здание во дворе дома 36 по улице Новаторов является центральным теплопунктом, то в материалах, заказанных непосредственным начальством оной Управы, уже признается реальностью и музыкальная школа, бывшая в нашем храме лет 15-20 до теплопункта. Зато на этом история здания у префектурных краеведов в штатском и заканчивается. И карманный орган, и уважаемая радиостанция порадовали нас одновременно сенсационной информацией о том, что спорное здание построено в 1964 году.
Чувствуется, что известная каждому пожилому старожилу района информация о том, что наш храм с 30-х годов до конца 50-х был огороженным колючей проволокой спецобъектом НКВД дойдет до начальственных мозгов только когда уровень обсуждения вопроса будет возогнан до Правительства Москвы. А уж то, что многострадальное здание на улице Новаторов в 10-е – 20-е годы было православным храмом, боюсь, будет признано только при решении вопроса лично Президентом РФ Д.А.Медведевым.
Остальная часть четвергового залпа была посвящена церковно-богословским вопросам. В карманном органе было большое интервью с нашим дорогим батюшкой. А на уважаемой радиостанции, видимо, за недостатком эфирного времени, просто и лапидарно утверждалось, что храм на Новаторов защищают не православные, а сектанты.
Наш дорогой батюшка нас порадовал. Он заявил: «Община храма Преображения Господня в Старом Беляеве, которую я возглавляю, была создана в 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Назвали ее так по моему предложению. И непонятно, почему небольшая группа людей с улицы Новаторов присвоила себе имя нашей общины, не имея необходимого права и благословения Патриарха.
Их притязания, что в дореволюционное время на месте нынешнего дома 36, строение 2, корпус 6 на указанной улице якобы стоял храм, безосновательны. Никаких документов, подтверждающих это, мы не нашли ни в светских московских архивах, ни в епархии. Косвенных свидетельств и документов было недостаточно, чтобы на улице Новаторов, 36, строение 2, корпус 6 построить новый храм или отреставрировать стоящее здесь одноэтажное здание.
Учитывая это, а также мнение большинства граждан, проживающих в районе, московское правительство и префектура предложили нам альтернативный вариант: выделить в Старом Беляеве, неподалеку от строения 2, корпус 6 на улице Новаторов, земельный участок для строительства нового двухуровнего храма Преображения Господня. Этот вопрос одобрен Патриархом Алексием II. Для верующих здесь, на улице Академика Челомея, владение 3Б, возведен временный деревянный храм в честь преподобного Иосифа Волоцкого. В нем я совершаю службу для граждан, проживающих окрест. Помещение храма одновременно вмещает около 300 человек.
В храме совершаются Божественная литургия, исповеди и другие церковные таинства. Мы будем тут молиться до завершения строительства и освящения главного храма - Преображения Господня».
После прочтения этого образца пастырского применения остается непонятным только одно. Зачем же наш дорогой батюшка раньше, в эпоху до землеотвода так ревностно мутил неокрепшие души своей паствы из православных жителей Обручевского района? Зачем нужно было клятвенно утверждать, что «в дореволюционное время на месте нынешнего дома 36, строение 2, корпус 6 на указанной улице стоял храм»? Более того, утверждать, что это был храм Преображения Господня в селе Дальнее Беляево? Зачем нужно было распространять по району воззвание за своей подписью с угрозами гнева Господня в случае сноса «драгоценной жемчужины - Храма Преображения Господня, который создан для того, чтобы преобразить наши души, сделать нашу жизнь светлой, радостной и благодатной. Православного Храма, построенного нашими предками для того, чтобы в нем люди могли служить Богу, вознося к Нему свои молитвы».
Зачем нужно было писать: «Но находятся и те, кто хочет стереть Дом Божий с лица земли и устроить на его месте спортивную площадку. Здесь мы, как верующие, не можем не заметить того всеразрушающего духа красного сатанизма, который господствовал в нашей многострадальной стране в годы советского режима. Разве мало было разрушено храмов? Разве мало было пролито христианской крови? Или вместо покаяния вы хотите дополнить меру беззаконий ваших прадедов, которые запятнали себя грехом Богоотступничества и Богоборчества? Одумайтесь! Послушайте голоса своей совести! Мы все смертные, все будем давать Богу отчет за свою земную жизнь. Что скажут разрушители храмов? Нет оправдания их греху. Что вы скажете своим детям, внукам, правнукам, - здесь был храм, а теперь на его месте гоняют мяч? Или вы думаете, что спортивная площадка на развалинах Храма сделает ваших детей более крепкими и здоровыми? Так может думать только безумец. Спортивная площадка вместо храма - это кощунство и наказание за него явится незамедлительно. Вместо физического здоровья площадка на месте православной святыни принесет с собой болезни, скорби и страдания всех на ней занимающихся спортом. Что важнее - душа, которая вечна или тело, которое стареет, болеет и умирает? От здоровой души укрепляется и тело, а истинное здоровье душа может приобрести только в Храме».
Это что? Вечером – молодежь, а утром – не найдешь? Пока нет землеотвода – так все для фронта, все для победы? А как есть землеотвод – так всем спасибо, все свободны? Я не пойму. Наш дорогой батюшка искренне считает, что православные миряне с легкостью смирятся с тем, что их используют как одноразовое резинотехническое изделие №2 только потому, что использующим является клирик, а не мирянин? Или, может быть, наш дорогой батюшка до сих пор не понял, что официальные документы не горят? Ничуть не хуже булгаковских рукописей? Так я должен его разочаровать. Воззвание это не только в интернете хранится. Его любовно хранят в своих квартирах десятки и сотни жителей нашего двора. Да и про старцев помнят очень многие.
А тем временем, в тот же четверг к нашему храму подъехали аж три самосвала с грунтом для «детской спортивной площадки-коробки». Отсюда можно умозаключить, что в пятницу площадку, наконец, закончат. Я паранойей не страдаю и понимаю, что площадку строят обычные пост-советские работяги, живущие по принципу «война войной, а обед по расписанию». Поэтому снос храма в пятницу, в «короткий день», крайне маловероятен. Скорее всего, сносить попробуют в понедельник. Впрочем, паранойя паранойей, а в пятницу в окошки поглядывать все равно будем. Как и в субботу с воскресеньем. Береженого Бог бережет. Но, конечно, снос гораздо более вероятен в понедельник.
А весь этот четверговый залп информвойны является очевидной артподготовкой перед понедельничным сносом. Ну, мы, конечно, всегда готовы. Четыре телеканала и две радиостанции стоят в низком старте и ждут только нашего звонка для освещения в прямом эфире первой попытки сноса здания православного храма за весь постсоветский период. Да и цифровых фотоаппаратов и видеокамер у жителей нашего двора более, чем достаточно. Чай, не бедные. Так что, как любил говаривать Лучший друг физкультурника: «Ничего у вас не выйдет, господа». Кроме, конечно, нервы нам помотать, тем самым способствуя спасению наших бессмертных душ.
Впрочем, у всей этой истории есть не только сотериологический аспект. На днях меня очень обрадовал один комментарий в моем ЖЖ. Пользователь ЖЖ под ником vistrel_v_nochi написал мне: “Спасибо Вам большое Виктор за такой подробный и долгий он-лайн мастер-класс по возможностям гражданской самоорганизации! Думаю стоит подумать о чем-то вроде научно-популярного учебника на базе Ваших текстов и борьбы за церковь на Новаторах. Помнится покойный Салмин озвучивал мысль о том, что в России церковная община и должна стать главной ячейкой гражданского общества. Непростая задача, конечно, но Ваш опыт воодушевляет!“.
Я, честно говоря, был очень рад, что нашелся хоть один человек, который понимает, что я делаю. Или даже, скажем так, нашелся хоть один человек, не стесняющийся сказать вслух об этом своем понимании. И вот, в свете этого понимания, я хотел бы обсудить еще несколько случаев демонстративной несправедливости, борьба с которой предоставляет нам не меньшие возможности гражданской самоорганизации, чем защита многострадального храма на Новаторов.
Во-первых, это скандал вокруг детского сада № 1445. По заявлениям родителей, этот детский сад, расположенный в доме № 6 по улице Дениса Давыдова в Москве, куплен какими-то богатыми чеченцами и будет перепрофилирован в специализированно национальное заведение. Куда денутся ныне ходящие в садик детишки и работающие там сотрудники, за исключением заведующей, неизвестно. Огромное спасибо Ольге Никифоровой, поднявшей этот вопрос на страницах своего ЖЖ, и всем, поддержавшим ее инициативу.
Во-вторых, это «дело Людмилы Зимненко». Как вы знаете, эта та девушка, машину которой вдребезги разбил ехавший по встречной полосе на красный свет Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Существует высокая вероятность того, что сервильные органы попытаются по доброй холуйской традиции повесить на девушку всех собак. Также огромное спасибо и юзеру, поднявшему эту тему, и всем, его поддержавшим – Татьяне Набатниковой, Андрею Мальгину и многим, многим другим.
В-третьих, это «дело Светланы Гоголевской». Огромное спасибо газете «Комсомольская правда» и лично Егору и Наталье Холмогоровым, проделавшим большую работу по привлечению внимания широкой общественности к этой истории. Суть этой истории заключается в следующем. Сын Шукюра Тагиева, владельца компании «Эллада-сервис-фрукт», Камран, регулярно избивал своего одноклассника-инвалида, сына учительницы музыки Светланы Гоголевской за то, что она поставила «четверку», а не «пятерку» по своему предмету сестре Камрана. В конце концов, он избил мальчика до полусмерти. Все это делалось при попустительстве школьных властей. Происходило все это в спецшколе № 1264, расположенной по адресу: Ленинский проспект, д.93а. А отец малолетнего подонка вместо того, чтобы вразумить сына, попытался засудить ни в чем не повинную учительницу, обвинив ее в избиении своего сына. Да еще с особым цинизмом попытался обвинить Гоголевскую в том, что она разжигала национальную рознь в адрес его сына. Очень жалко, что и эта история происходит у нас, на границе Обручевского и Ломоносовского районов в нашем родном ЮЗАО.
Я чрезвычайно рад, что все эти гнусные истории имели огромный резонанс. Я рад также и тому, что находятся люди, готовые поучаствовать в практическом решении этих проблем.
Как профессиональный пиарщик и политтехнолог, имеющий некоторый опыт работы с подобными правозащитными сюжетами, хочу поделиться кое-какими личными соображениями по тактике и стратегии достижения успехов в подобных информационных кампаниях.
Во-первых, в каждом из этих случаев совершенно необходимо иметь команду не менее чем из 10 постоянных участников. Желательно, чтобы большинство из них были (за понятным исключением истории с Илюмжиновым) жителями района, где происходят события. Причем, желательно, чтобы среди них большинство составляли люди, лично заинтересованные в достижении справедливости. Одних волонтеров-правозащитников для достижения успеха в таких ситуациях совершенно недостаточно.
Во-вторых, необходима постоянная, можно сказать, ежедневная работа со СМИ. Без журналистов, искренне сочувствующих вашему делу и желающих вашей победы, у нас ничего не получится.
И третье, наверное, самое важное соображение. Попытка в каждом из этих случаев построить информкампанию как чисто националистическую с чрезвычайно высокой вероятностью приведет нас к провалу. Кампанию необходимо строить как общеправозащитную, так, чтобы в ней с равной убежденностью могли участвовать, не погрешая против своей совести и политических взглядов, люди самых различных убеждений – националисты, либералы, социал-демократы и коммунисты.
К примеру, в истории с семейкой Тагиевых первым делом имеет смысл обратиться к лидерам московской азербайджанской диаспоры. Поверьте, среди них есть очень неглупые люди. Нужно добиваться того, чтобы они по своим каналам убедили Тагиева-старшего прекратить свои подлости и глупости. А в случае, если он не согласится на увещевания авторитетных земляков, объявили его «позором азербайджанского народа». И только если азербайджанская диаспора откажется помочь правозащитникам в деле восстановления справедливости, можно будет говорить о «групповом недостойном поведении».
И, наконец, в-четвертых. Мы сталкиваемся здесь с ситуацией, когда даже самые острые разногласия между властями и оппозицией должны временно отступить на задний план. Как бы ни относились многие из нас плохо к «Кремлю» или «лужкарию», но исходить мы должны из презумпции того, что в России и в Москве существует законная власть, реально готовая отстаивать справедливость в каждом из обсуждаемых историй. И только в случае, если мы столкнемся с солидарной готовностью властей всех уровней защищать несправедливость, мы можем позволить себе переходить к оппозиционной агитации.
Лично я всегда готов помочь организаторам этих правозащитных кампаний и советами, и связями. Если понадобится, могу помочь и с адвокатами, и с журналистами.
И помоги нам всем Бог. А мы, в свою очередь, должны понимать, что правозащитные кампании, о которых я здесь говорил, требуют в качестве своего непременного условия временно забыть обо всех разногласиях и конфликтах и держаться режима «водяного перемирия».