Сергей Михеев, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
Известно, что Каримов достаточно серьезно колебался в своем отношении к России и к СНГ. В свое время, в 90-х годах, Каримов решил, что его лучшие друзья - это американцы. Практически были приостановлены контакты в рамках интеграционных проектов внутри СНГ, и отношения с Россией стали достаточно прохладными.
Изменения произошли после андижанских событий – Каримов понял, что вся дружба с американцами может кончиться потерей власти, что американцы стояли за андижанскими событиями и могут решиться на то, чтобы свернуть голову Каримову, поставив на его место совершенно других людей. В поисках защиты Каримов развернулся в сторону России, в сторону интеграционных процессов.
Сейчас мы видим очередной маневр уже в обратную сторону. Видимо, Каримов считает, что с приходом новой администрации с американцами можно будет установить более тесные отношения. Кроме того, не исключено, что приостановление членства в ЕврАзЭС стало политическим условием в ходе недавних контактов руководства Узбекистана с западными представителями. По слухам, Узбекистан усиленно втягивают в проект «Набукко», суля различные экономические кредиты, выгоды, которые помогут пережить надвигающийся экономический кризис. Не исключено, что взамен потребовали сворачивания участия в интеграционных проектах.
Не совсем понятно, зачем Каримов на это идет, поскольку «спорт учебе не помеха», и он мог делать и то, и другое успешно. Для этого надо было только не приостанавливать свое членство в проекте ЕврАзЭС демонстративно и резко. Возможно, такое решение принято от недостатка политической мудрости у Каримова, или же это было жесткое требование западных партнеров, - по крайней мере, исключать этого нельзя.
В любом случае, Каримов поступает не вполне мудро, потому что он подрывает свою репутацию как надежного партнера – и в отношениях с Западом, и в отношениях с Россией. Получается, что ни с Западом у него надежных отношений не выстраивается, ни с Россией – и те, и другие понимают, что от Каримова можно в любой момент ожидать все, что угодно.
Если решение Каримова было продиктовано Западом, то оно вполне укладывается в стратегию выдавливания России из постсоветского пространства, и в этом ничего удивительного нет.
Вряд ли приостановление членства Узбекистана в ЕврАзЭС (а это не совсем то же, что выход из организации) будет фатальным для сообщества. Узбекистан не успел стать каким-то основополагающим элементом этого объединения. Хотя, конечно, ничего хорошего для ЕврАзЭС, для перспектив проекта в этом нет.