Послание Д. Медведева ФС РФ многие наблюдатели сегодня рассматривают, чуть ли не как сенсацию. Между тем, как представляется, многие озвученные главой государства инициативы, были более или менее ожидаемыми.
Так, о продлении срока полномочий Президента говорили уже давно. Одним из последних такое предложение озвучил в марте 2007-го года спикер СФ РФ Сергей Миронов. И в июне 2007-го на встрече с журналистами стран «большой восьмерки», в канун саммита G-8 Владимир Путин подтвердил, что такие изменения в конституцию могут быть внесены. Конкретно Президент тогда заявил, что 4 года для России «конечно, достаточно маленький срок», а вот «пять, шесть или семь лет для современной России это вполне приемлемо».
Еще более прогнозируемыми выглядели те инициативы Д. Медведева, которые касаются усиления роли партий в политической системе страны. Все эти реформы хорошо укладываются в проводившийся Путиным курс построения демократического государства «сверху».
На первых порах в рамках этого курса речь шла о создании при координации из администрации президента партии, которая стала бы становым хребтом стабильной партийной системы, уменьшении числа партий и о внесении таких изменений в избирательное законодательство, которые помогли бы достигнуть этих целей.
Сегодня данные задачи решены. Число партий сократилось с 59 в 2001-м году до 15 к думским выборам 2007-го года, избирательное законодательство претерпело кардинальные метаморфозы, «Единая Россия» превратилась в ведущую политическую партию. И во главе ее стоит «национальный лидер» Владимир Путин.
При таком раскладе сил в Кремле, по-видимому, посчитали, что пришло время для выхода «Единой России» в то самое самостоятельное плавание, о котором в 2006-м году на встрече с представителями «Партии жизни» говорил главный кремлевский специалист по партстроительству Владислав Сурков. Теперь ЕдРо должна будет в открытой конкурентной борьбе доказывать свое превосходство оппонентам и завоевывать симпатии избирателей. Предложения Медведева, вероятно, призваны обеспечить условия для схода партии «с административных стапелей».
Так, инициатива о введении отчетности правительства перед Думой, как можно предположить, призвана укрепить авторитет нижней палаты, где преобладают «единороссы» и правительства (где «медведи» тоже есть). Изменение процедуры согласования кандидатур губернаторов позволит еще больше привязать региональных лидеров к правящей партии и активизировать ее работу для завоевания поддержки электората в регионах. Цели получения поддержки «снизу» должно, по-видимому, служить и предоставление партиям права смещать глав муниципалитетов.
В схему путинского курса на построение демократии «сверху» укладывается и предложение президента облегчить допуск в Думу и к выборам малых партий. В этой связи можно предположить, что Медведев имел в виду, прежде всего, либеральные партии, о желательности присутствия которых в парламенте говорил ранее и В. Путин.
Можно было бы надеяться, что в новых условиях больше свободы рук появится и у националистов. Но, на наш взгляд, оснований так думать мало. Создаваемый Путиным и его сторонниками режим предполагает избирательный плюрализм. Власть допускает в системную политику лишь тех, кто разделяет по большей части ее ценности. Например, либералы исповедуют доктрину интернационализма, которая схожа с советской концепцией патриотизма, взятой на вооружение современным режимом («россияне» — не что иное, как калька с «советского народа»). А идеи русских националистов в систему ценностей путинской России вписываются едва ли. В этом контексте показателен и акцент сделанный Медведевым на идее «толерантности» в своем Послании.
К тому же у власти уже есть «свои» националисты — лояльные «жириновцы». И другие ей вряд ли понадобятся.