Кризис, кризис!.. Глядя на данные Росстата, крепнет убеждение, что никакого кризиса в России нет.
Может быть, есть спад в отдельных отраслях, но чтобы кризис в экономике в целом — такого нет. Взять, к примеру, добычу полезных ископаемых: в сентябре 2008 года по сравнению с тем же периодом прошлого года рост составил 103,2%, а в январе-сентябре нынешнего года — 100,5%.
Или другой пример, обрабатывающие производства: в сентябре 2008 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года рост составил 108,2%, а в январе-сентябре 2008 года — 107,7%. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды та же положительная динамика: в сентябре 2008 года в сравнении с тем же периодом 2007 года производство выросло на 105,8%, а в январе-сентябре этого года — на 104,3%.
Вот такая у нас промышленность.
И такая статистика.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ
На первый взгляд промышленность растет как в лучшие времена. Однако при более пристальном взгляде на росстатовские данные возникает легкая оторопь. Производство — это, конечно, хорошо, но лучше все-таки, когда продукция находит своего потребителя, что отражается в объеме отгруженных товаров или выполненных работ и услуг.
Здесь-то и кроется дьявол.
Добыча полезных ископаемых. В сентябре 2008 года объем отгруженной продукции в действующих ценах по отрасли в целом составил 81,0% от показателей августа. Особенно отличилась добыча сырой нефти и природного газа, по этому виду деятельности продукции отгружено всего 75,4% от августовских данных.
Обрабатывающие производства. По итогам сентября реализация упала незначительно, всего на 0,4%. Больше других обрабатывающих отраслей спад затронул металлургическое производство и производство готовых металлических изделий — в сентябре выполнено всего 91,2% от августовских показателей. Кроме металлургии в наибольшей степени снизился объем реализации в производстве кокса и нефтепродуктов, в химическом производстве (в обеих отраслях — на 1,6%), а также в производстве машин и оборудования (на 1,1%).
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Это единственный вид деятельности, входящий в промышленность, где снижение реализации не зафиксировано, более того, рост составил 8,0%. Заметим, что столь высоким результатом отрасль обязана открытию отопительного сезона — в сентябре производство, передача и распределение пара и горячей воды возросло на 35,0%.
Самое интересное, что в сентябре поддержать реализацию не смогло даже снижение цен производителей промышленной продукции. Если в июле этого года цены выросли на 5,4%, а до этого росли в среднем на 4,3% ежемесячно, то в августе рост цен составил всего 0,4%, а в сентябре наблюдалась промышленная дефляция — цены уменьшились на 5,0%. Больше всего снизился индекс цен на продукцию отрасли добычи полезных ископаемых (84,2%), в обрабатывающих производствах дефляция была незначительной (99,2%), а тарифы на электроэнергию, газ и воду в сентябре выросли на 0,4%. Снижение цен на полезные ископаемые легко объясняется ухудшением мировой конъюнктуры, а вот дефляцию в обрабатывающих производствах ничем иным кроме как отсутствием оборотных средств у потребителей объяснить трудно.
Нет сомнений, что данные за октябрь будут еще хуже, поскольку падение цен на природные ресурсы продолжается, искусственный кризис в банковской системе так и не получил своего разрешения, а производственные программы на многих предприятиях обрабатывающей отрасли сокращены.
К тому же инвестиции в основной капитал, залог будущего экономического роста, снизились до отметок начала 2000-х годов: в первом квартале прирост инвестиций составил 19,1% (в том же периоде прошлого года — 22,8%), во втором — 13,0% (24,2%), в третьем — 9,9% (18,2%).
Вкратце остановимся на ситуации в двух локомотивах экономического роста прошлых лет: строительстве и торговле. Темпы замедлились в обеих отраслях: за 9 месяцев этого года в строительстве динамика объема выполненных работ оставила 17,0% (по итогам трех кварталов прошлого года — 18,1%), причем, третий квартал с точки зрения динамики прироста можно назвать провальным — увеличение составило 9,5% (в 2007 году — 15,7%). Розничная торговля также начала притормаживать: за январь-сентябрь этого года прирост оборота составил 15,0% (за тот же период прошлого года — 15,8%), в третьем квартале этого года торговля показала прирост в 14,4% (в 2007 году — 16,7%).
Данные Росстата за январь-сентябрь говорят, что пока в экономике ничего страшного не происходит, но в случае перехода отмеченных тенденций в долгосрочную фазу нас ждет реальное снижение производства и реализации продукции, а прогноз МВФ по росту ВВП по итогам 2008 года в 6,8% покажется чересчур оптимистичным.
Кстати, о прогнозах. Если на этот год МВФ прогнозирует рост ВВП России в 6,8%, то на следующий год — всего в 3,5%. Это в том числе означает, что безработица в России может возрасти на 6,6 процентных пункта или на 5 млн. человек. Поскольку размер пособия по безработице на этот год определен в размере от 720 до 2880 рублей (без региональных доплат), число получателей пособий составляет 1,0 млн. человек, кроме того, предполагается увеличить размеры пособий в 1,5 раза, на дополнительные выплаты потребуется не менее 14,4 млрд. рублей в месяц. Впрочем, в России денег пока много: ежемесячно $530 млн. — туда, $530 млн. — сюда, невелика потеря. Нечего крохоборничать, когда речь идет о дорогих во всех смыслах россиянах.
ДУХОВНЫЙ БАРТЕР
Государство готово проявлять заботу не только о безработных гражданах, но и о некоммерческих организациях. В частности, о церкви.
Не так давно стало известно, что глава РПЦ Алексий II обратился к президенту России с простыми предложениями по «обеспечению стабильности финансового положения РПЦ в новых финансовых условиях». Что предлагает Патриарх?
Во-первых, предоставить гарантии по возврату РПЦ денежных средств, привлеченных во вклады либо по договорам банковского счета, и выплате начисленных процентов. Видимо, во главе Сбербанка сидит Антихрист, доверить деньги которому вера не позволяет.
Во-вторых, рассчитываться с поставщиками коммунальных услуг для православных религиозных организаций по тарифам, установленным для населения. Почему-то региональные энергетические комиссии, несмотря на рекомендацию Федеральной службы по тарифам от 2004 года, до сих пор отказываются предоставлять электрическую и тепловую энергию по тарифам, устанавливаемым для населения, из-за чего коммунальные расходы религиозных организаций возросли в полтора раза.
Ну и что, что церкви централизованно отапливаются лишь в крупных городах, а в небольших населенных пунктах до сих пор тепло исходит от печек. Руководство РПЦ осуществляет свою деятельность в славном городе Москве - отсюда и просьба.
В-третьих, освободить от налога на имущество все объекты, которые РПЦ использует для осуществления своей деятельности. Согласно Налоговому кодексу налогом на имущество не облагаются лишь те объекты, которые церковь непосредственно использует для осуществления религиозной деятельности. На здания епархиальных управлений, гостиницы для паломников, другие хозяйственные, благотворительные и образовательные учреждения данная преференция не распространяется.
Действительно, почему бы не освободить не только от налога на имущество, но и от всех других налогов производственные предприятия, складские помещения, земельные участки и прочее имущество, принадлежащее церкви?
В-четвертых, выделить Московской патриархии беспроцентную ссуду для «минимизации негативных последствий финансовой нестабильности». Размер, сроки и другие условия предоставления ссуды предлагается согласовать отдельно.
Воистину, все грехи бы отпустили. И еще пропуск в рай выписали.
Странно, что о подобных просьбах пока ничего не слышно от других религиозных организаций. То ли у них совести больше, то ли перспектива упасть в глазах паствы пугает. Молчат и простые смертные некоммерческие организации. Им теперь сам Бог велел выйти к президенту с подобными письмами и запросто попросить беспроцентные ссуды, условия и сроки предоставления которых «согласуются отдельно». И также как в случае с православной церковью, президент поручит всем заинтересованным ведомствам проработать предложения и подготовить варианты решения. В свою очередь, работники некоммерческих организаций после выделения беспроцентных ссуд свечки бы ставили за здравие чиновников.
НА ФРОНТАХ БОРЬБЫ С КРИЗИСОМ
Патриарх должен прислушаться к министру финансов Кудрину, заявившему на днях, что пик оттока капитала из России пройден, деньги, необходимые банкам и компаниям для погашения внешних долгов, уже конвертированы в валюту, а значит, масштабного снижения международных резервов страны не будет.
Да, с 8 августа по 24 октября этого года (за 2,5 месяца) резервы снизились на $111,1 млрд., но, по мнению Кудрина, это все ерунда, потому что $30 млрд. связано с пересчетом валют, $40 млрд. «зарезервировано» российскими банками и компаниями для погашения внешнего долга и лишь $40 млрд. реально «уехало».
Не иначе как кризис кончается, по крайней мере, в финансовой сфере. Не похожи ли предложения РПЦ о страховании вкладов и процентов, отмене налогообложения церковного имущества, предоставлении беспроцентных (читай, невозвратных — кто найдет в себе смелость испрашивать возврат у церкви?) ссуд на попытку выловить последнюю рыбку в мутной воде спускаемого кризисного пруда?
Впрочем, о том, что в зимние месяцы нам предстоит пережить головокружение от антикризисных успехов, автор этих строк уже говорил. Успехи будут мнимыми, дутыми, потому что глубинные причины российского кризиса, спусковым крючком которого стал мировые финансовые потрясения, никуда не денутся, а деньги имеют свойство заканчиваться. И не только у государства, но и на зарубежных счетах российских банков и компаний, куда они попали из бюджета транзитом через валютную биржу.
Динамика величины остатков средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России свидетельствует, что рублевой ликвидности в стране по-прежнему нет, следовательно, нет и ресурсов для возобновления кредитного обслуживания экономики (таблица). Заставить банкиров и коммерсантов вернуть бюджетные средства из-за бугра может только маузер, но нет руки, в которой этот маузер мог бы бликовать на ноябрьском солнце.
Таблица
Остатки средств кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России (млрд. рублей)
Дата |
Остатки |
1.10.2008 |
702,9 |
8.10.2008 |
578,0 |
15.10.2008 |
568,5 |
22.10.2008 |
684,4 |
29.10.2008 |
499,4 |
5.11.2008 |
547,9 |
7.11.2008 |
632,3 |
Источник: Банк России.
Понятно, что деньги за границей и, скорее всего, никогда обратно не вернутся. Причем, пенять только на банкиров — значит, не уважать власть. Не для того она использовала банковские институты, чтобы оставить финансистам на растерзание миллиарды долларов. Банки сами являются перевалочными пунктами, пройдя которые бюджетные средства материализуются в реальные активы. Порадуемся за тех, кто умеет не только правильно выводить средства за кордон, но и с умом их там размещать.
Взять, к примеру, «Лукойл».
К 1 декабря эта уважаемая нефтяная компания закроет сделку по покупке 49%-й доли в совместном предприятии с итальянской группой ERG. Основным активом нового СП станет нефтеперерабатывающий комплекс ISAB на Сицилии. Доля «Лукойла» в СП — €1,35 млрд.
В России, как известно, «Лукойл» застроил нефтеперерабатывающими заводами все регионы присутствия, и вот теперь, выполнив свою экономическую и социальную миссию на Родине, решил наращивать свое присутствие на Западе.
Откуда средства на покупку сицилийского НПЗ? Конечно, это собственные средства компании и немножко заграничных займов.
Тут, правда, выяснилось, что «Лукойл» подал заявку в ВЭБ на получение $1,8 млрд., но это не для закрытия сицилийской сделки, парафированной на уровне Д.Медведева и С.Берлускони, а для рефинансирования других займов. К тому же процент, предлагаемый ВЭБом (7% годовых), по мнению руководства «Лукойла», слишком высок, а потому неизвестно, возьмут ли российские нефтяники столь дорогие деньги.
Но это еще не все.
Другим зарубежным активом «Лукойла» в ближайшее время станет сеть АЗС Akpet в Турции, состоящая из 693 заправок. Цена покупки, а в данном случае «Лукойл» приобретает все 100% сети, $555 млн. Это также является отличным решением проблемы зарубежной экспансии российских предприятий, поскольку в России вопрос со снабжением национального хозяйства бензином и дизтопливом давно и успешно закрыт.
Так что не надо грешить на банки. Они лишь временные пристанища выведенных средств.
Дальнейшие денежные пути неисповедимы. По крайней мере, здесь и сейчас.