В чем специфика финансового кризиса в РФ?

Со скоростью, от которой захватывает дух, в течение всего нескольких последних недель мир прошел стадии сбоя системы кредитования, кризиса в секторе кредитов, падения фондовых и других рынков во всех странах — и теперь стоит перед угрозой полномасшабной экономической опасности.

На сегодня, практически все представители ведущих мировых финансовых институтов признали, что в настоящий момент мировая экономика испытывает сильнейший финансовый кризис, который случается лишь раз за период полного экономического цикла (речь идет о временном интервале порядка 60-70 лет).

Фондовые рынки развитых стран уже серьезно пострадали от кризиса, за последние полтора месяца основные биржевые индексы упали приблизительно на 30-40%. Страдания рынков стран с эмерджентной экономикой уже по факту как минимум удвоены.

В пятницу, фондовой рынок РФ просто рухнул. Индекс ММВБ показал 513,62 пункта, падение составило 14,24%. Индекс РТС составил 549,43 пункта, падение составило 13,68%. Обе российские площадки досрочно закрылись, пока до вторника следующей недели.

В общих чертах, можно сказать что финансовый кризис в РФ связан с эффективностью функционирования государственных корпораций, в первую очередь, сырьевых монополий, образующих основу экономики страны.

После распада СССР это второй кризис для РФ.

В 1998-ом году банкротом оказалось государство. С начала 90-х государство существовало, в основном, за счет кредитов. Оно набрало внешних займов отовсюду, включая МВФ и Парижский Клуб. Для правительства страны ежегодное перекредитование было регулярной процедурой. А вот чтобы платить по внешним долгам, государство насобирало денег в счет внутренних долгов, которые были зафиксированы в бондах и облигациях.

Таким образом, государство выстроило кредитную пирамиду. Пирамида рухнула, когда страна оказалось неплатежеспособным, чтобы обслуживать свой внутренний долг. Был объявлен дефолт долговых обязательств государства.

В 2008-ом году на грани банкротства могут оказатся госкорпорации. С 2002 по 2008 был интенсивный рост на сырьевых рынках. Российские госкорпорации — участники этих рынков, и как объекты и как субъекты. Соответственно, они занимались кредитованием в обе стороны. В последние годы вектор профита однозначно был связан с кредитным рефинансированием. То есть, госкорпорации брали дешевые кредиты на Западе, частично их осваивали, частично кредитовали других участников. Расплачивались они по кредитам новыми кредитами из тех же западных банков. Таким образом, госкорпорации выстроили кредитную пирамиду.

Кризис неплатежеспособности крупных финансовых институтов сначала в Америке, а сейчас и по всему миру, ставит перед госкорпорациями вопрос о погашении хотя бы частичной задолженности (в пределах «margin call»).

В отличие от 1998, в настоящее время, государство РФ экономически чувствует себя неплохо. Оно имеет в своем распоряжении профицитный бюджет, солидный Стабфонд, золотовалютные резервы, суверенные фонды.

Поэтому естественный выход для госкорпораций во избежание дефолта по обязательствам, — это просить деньги у правительства РФ из Стабфонда.

В данный момент, все российские госкорпораций на плаву, но вероятность банкротства практически каждой из них высока. Потому что финансовый кризис в мире развивается по нарастающей, пик не пройден.

Для РФ весь вопрос в том, хватит ли средств Стабфонда чтобы гасить задолженности госкорпораций до окончания текущего турбулентного периода.

Вообще, судьба всех эмержентных экономик, включая экономику РФ, сейчас решается в США. Только после того, как они справятся с проблемами в банковском секторе, Китай и Индия, возможно, опять увеличат свои производственные мощности, так что сырье, в том числе бразильского и российского происхождения опять будет востребовано производителями. Возможно, придется подождать подольше, пока американский сектор жилья покажет рост.

В-общем, когда-то опять «завтра будет лучше, чем вчера».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram