Вести с Новаторов

Сегодняшняя колонка, видимо, будет короче предыдущей. Очень много беготни. Даже пишу я ее, не как обычно, в ночь с четверга на пятницу, а утром пятницы.

За прошедшую неделю произошло довольно много событий. В прошлую пятницу, как я и анонсировал, был проведен большой крестный ход вокруг нашего храма. В нем приняли участие не только наши постоянные прихожане и православные жители окрестных домов, но и представители православной общественности – братчики Союза православных хоругвеносцев, Союза православных граждан, Союза православных братств, активисты Православного корпуса движения «Наши», члены Общественного православного комитета по защите и сохранению мемориалов на Соколе при Патриаршем подворье храма Всех Святых, члены миссионерской общины Св. Апостола Фомы на Кантемировской.

К нам приехала съемочная группа канала РЕН-ТВ. На следующий день в новостях РЕН-ТВ вышел замечательный репортаж, за который я искренне благодарен корреспонденту РЕН-ТВ Нине Давлетзяновой и генпродюссеру новостей канала Кириллу Михайлову. Нас пришел снимать и проживающий поблизости независимый журналист Александр Благинин. Я весьма благодарен ему за прекрасный видеорепортаж о нашем крестном ходе, который Саша вывесил в интернете.

Отдельная благодарность руководителю Православного корпуса движения «Наши», члену Общественной палаты Борису Григорьевичу Якеменко. Борис Григорьевич является членом Комиссии Общественной палаты по охране памятников культуры. Я очень надеюсь на помощь Комиссии в проведении исторических исследований и архивных изысканий, могущих подтвердить свидетельские показания старожилов района, единогласно утверждающих, что здание по адресу улица Новаторов, дом 36, корпус 3А в прошлом было православным храмом.

Дело в том, что бабушки точно помнят, что наше здание раньше было церковью, но не помнят, какой. Среди специалистов по этому вопросу существуют разногласия. Одни из них придерживаются версии, что это был храм Преображения Господня в селе Дальнее Беляево. Именно этой версии придерживались о.Роман Марков и Вячеслав Чикалин при регистрации православной общины.

Другие специалисты выдвигают версию, что это был сельский храм поместья Воронцово. Существуют убедительные данные о том, что, кроме усадебного храма Пресвятой Троицы существовал и сельский храм Происхождения Древ Честнаго и Животворящего Креста Господня. Антиминс этого храма ныне находится в храме Св. Архангела Михаила в Тропарево в крестильном приделе.

Существует разногласия специалистов и по вопросу о том, как называлось село поместья Воронцово, в котором находился сельский храм. Говорят и о селе Воронцово тож, и о селе Шатилово, и, наконец, о селе Беспечное.

Помощь в расследовании всех этих крайне сложных вопросов со стороны Комиссии по охране памятников культуры Общественной палаты при Президенте РФ могла бы быть просто неоценимой.

Кстати, сложность ситуации усугубляется еще и тем, что большая часть материалов о храмах бывшей Московской губернии находится в архиве Святейшего Синода. А фонды этого архива в настоящее время в неразобранном состоянии лежат в Санкт-Петербурге. И, по словам тамошних архивистов, будут разобраны не ранее, чем через три-четыре года.

Другая сложность заключается в том, что, судя по утверждениям стариков, здание нашего храма с 30-х до 50-х годов было огороженным колючей проволокой объектом НКВД. В вопросе о том, каким именно объектом, нет ясности. С одной стороны, по району уже много лет ходят смутные слухи о расстрельном полигоне, с другой – мне давались уверенные утверждения о том, что в здании находился филиал радиостанции «Коминтерн».

Но, так или иначе, все это означает, что данные о нашем храме могут находиться в архивах ФСБ, доступ к которым, как известно, ограничен. Поэтому мы обратились к обществу «Мемориал» с просьбой оказать содействие в установлении исторической правды.

Но я что-то сильно отвлекся на историографические вопросы и далеко отошел от нашего двора, где мы проводили крестный ход.

После крестного хода, прямо около здания нашего храма состоялось совещание представителей православной общественности. В нем приняли участие представители Союза православных граждан, Союза православных хоругвеносцев, миссионерской общины Св. Апостола Фомы и нашей инициативной группы, борющейся за восстановление храма.

Мы приняли решение создать Общественный комитет православного действия «Антирейдерство». В задачи Комитета входит борьба за возвращение Русской Православной Церкви зданий бывших православных храмов в Москве, незаконно удерживаемых третьими лицами и содействие строительству новых православных храмов в спальных районах Москвы, где в них ощущается острая необходимость.

Потом произошла забавная история, которая, впрочем, для верующих христиан является убедительным свидетельством козней Врага рода человеческого, направленных непосредственно против нас, и, тем самым, косвенным доказательством того, что мы находимся на правильном пути.

А произошло вот что. После совещания у храма мы пошли отогреться и поить чаю. И все вместе застряли в лифте. Причем в этом лифте вместе с нами застрял и проживающий по соседству священнослужитель одного из главных московских храмов, который в нашем совещании не участвовал, а просто возвращался домой после выгула собаки.

Когда мы, доехав до 17 этажа, поняли, что застряли, мы, честно говоря, очень развеселились. А потом решили, что лучшим выходом из сложившейся ситуации является совместная молитва. Тем более что мы с собой несли иконы с крестного хода. А в лифте вместе с нами находился отец дьякон с одним из лучших голосов в Москве, надо сказать. Так что от нашего совместного пения тропарей, видимо, ходил ходуном весь лифтовый стояк. Потом Кирилл Фролов, воспользовавшись выпавшей свободной минуткой, дал прямо из лифта несколько интервью. Так мы и дождались ремонтников. В общем, этот совместно проведенный час в лифте не прошел для нас зря . Как теперь говорят в подобных случаях, «было весело и не страшно».

На следующий день после выхода репортажа на РЕН-ТВ последовала реакция со стороны Обручевской Управы - на всех лужковских телеканалах - ТВЦ, «Столица», «Доверие» и «Юго-Запад» появился один и тот же очень смешной репортаж. В нем московский министр по делам религиозных организаций Николай Валерьевич Меркулов, явно вытащенный то ли из постели, то из бани, судя по кокетливой рубашечке, рассуждает о том, что наше здание является типичным теплопунктом 30-х годов постройки. По словам многоуважаемого Николая Валерьевича, в 30-е годы муниципальные архитекторы часто строили теплопункты, внешние похожие на храмы и ориентированные по сторонам света. Так уж повелось на советской Руси, как говорится. Особенно в период правления мэра Кагановича.

Дополнительный комизм рассуждениям «специалиста по теплопунктам» придавало то, что ни он, ни готовившие текст его выступления обручевские чиновники, не являясь коренными жителями нашего района, не знают элементарных фактов, известных всем жителям района старше 40 лет. А именно. Тепловой пункт был в здании нашего храма последних лет 10 с небольшим. А до того там, практически с момента вхождения этой территории в состав города Москвы, была детская музыкальная школа.

Так что, если бы московские чиновники понимали бы, что «к интервью надо приходить подготовленным», то они не позорились бы так перед всем честным народом, и врали бы гораздо убедительнее. Ну, например, рассказали бы нам, что в период правления мэра Гришина существовал народный обычай строить детские музыкальные школы для улучшения акустики ориентированными по сторонам света и похожими внешне на церковные здания.

На днях во двор опять забегали съемочные группы изо всех этих каналов типа «Префектура плюс», но материалов в эфир пока так и не дали, видимо, убоявшись моих саркастических рецензий в ЖЖ.

А так, мы продолжаем каждый день и ночь дежурить во дворе, пишем всевозможные обращения и собираем подписи жителей района против сноса храма. На сегодняшний день этих подписей собрано уже более пятисот. Надо сказать, что в процессе сбора подписей наши девушки регулярно сталкиваются с недоумением местных жителей. Они спрашивают: «А куда же девались те пять тысяч подписей, что мы давали вам несколько лет назад?». Приходится отвечать, что эти подписи находятся у о.Романа, и он, судя по всему, возвращать их нам не собирается.

За эту неделю история нашей борьбы за храм получили широкий резонанс в СМИ. Появились объективные и доброжелательные материалы на портале «Интерфакс-религия» и на официальном сайте Московской Патриархии. Я был приятно удивлен появлению объективных и доброжелательных обзоров «борьбы за храм» на так называемых «прокремлевких» интернет-изданиях – костинском «Политонлайне», ФЭПовском «Либерти.ру» и на сайте Молодой гвардии «Единой России». Всем коллегам интернет-журналистам хочу выразить мою искреннюю благодарность за эти публикации.

Но, конечно, главным маркером информационного резонанса вокруг нашей темы является то, что ее обсуждают таксисты. Второй раз в жизни сталкиваюсь с тем, что таксисты по собственной инициативе заводят со мной разговор: «А вы слышали, что…», не зная, разумеется, что я имею к этому некоторое отношение. Первый раз так было несколько лет назад во время дела Иванниковой.

Ну и особенно приятно, что результатом этого информационного резонанса стали телефонные звонки и домашние визиты. К нам уже обратились несколько очень влиятельных православных общественных организаций и несколько весьма состоятельных православных меценатов. Подчеркиваю, обратились по собственной инициативе, не будучи ранее с нами знакомыми, а просто узнав о нашей ситуации по телевизору, из газет или из интернета. Более того, предложили встретиться и некоторые влиятельные московские чиновники.

Ну, и, самое главное, разумеется, это то, что мы подаем прошение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о регистрации нашей православной общины. Вчера, в четверг я уже заходит в Патриархию, но, задержавшись в музее архитектуры, где просил содействия в проведении архивных изысканий, опоздал и пришел на Чистый, когда все уже разошлись. Сегодня, я надеюсь, к моменту, когда эта колонка выйдет на сайте, наше прошение уже будет в Канцелярии Его Святейшества.

Многие спрашивают меня, почему мы не подавали этого прошения раньше. Ведь о.Роман и возглавляемое им община храма Преображения Господня в Дальнем Беляево отказались от защиты нашего храма уже давно – с августа 2006 года. Отвечаю. Именно потому и не подавал. Очень не хотелось скандала. Очень не хотелось быть вынужденным публично критиковать старую общину и лично батюшку. К тому же я хорошо понимал, что регистрация новой православной общины по тому же адресу, по которому зарегистрирована старая (а община о.Романа продолжает быть зарегистрирована по юридическому адресу нашего храма – ул.Новаторов, 36) представляет чисто юридические трудности.

Собственно именно так я и формулировал нашу позицию в переговорах с влиятельными лицами в Московской Патриархии, которые мы ведем все эти 2,5 года. Но все изменилось 10 дней назад. Дело ведь не только в том, что Управа пригнала бульдозеры для сноса нашего храма. Хотя этот печальный факт и сам по себе чрезвычайно сильно меняет ситуацию. Но в значительной мере мы были вынуждены изменить нашу позицию по той причине, что чиновники из Управы твердо заявили нам, что снос здания храма с о. Романом согласован.

Ну, и, наконец, важнейшей причиной нашего обращения в Патриархию является то, что Глава Управы Обручевского района Олег Волков заявил нам, что готов вести переговоры о выделении здания нашего храма и земли под ним, если будет зарегистрирована православная религиозная община.

В нашем прошении на имя Святейшего Патриарха мы смиренно просим назначить нам настоятеля и, по усмотрению Его Святейшества, либо зарегистрировать новую православную общину храма Преображения Господня по адресу: улица Новаторов, дом 36, либо передать нам регистрационные документы существующей общины, перерегистрировав ее по реальному адресу на улице Челомея. Также мы смиренно просим Его Святейшество обязать о.Романа вернуть нам 5 тысяч подписей жителей района, собранных против сноса здания нашего храма. К нашему прошению мы прикладываем собранные нами на сегодняшний день 500 подписей жителей окрестных домов.

Я должен сказать, что время для бульдозерного наезда на здание храма было выбрано кем-то чрезвычайно удачно. Вне зависимости от того, является ли этим неизвестным режиссером группа физических лиц или невидимые враги нашего спасения. Все было подгадано к моменту, когда Святейшего Патриарха не было в Москве, и в отпуске одновременно находились (и по сей день находятся) и Викарий Святейшего Патриарха, курировавший все эти годы вопрос о нашем храме, и настоятель одного из известных московских приходов, назначенный в Патриархии взаимодействовать с нашей инициативной группой.

Да, мое обещание написать более короткую колонку, чем в прошлый раз, кажется, оказалось преждевременным. Так что, засим откланиваюсь. И приглашаю всех, читающих эту колонку, присоединиться к нашему крестному ходу, который мы с Божией помощью планируем провести в 18 часов 4 ноября, в день народного единства, в день памяти чудотворной Казанской иконы Божией Матери, в день памяти изгнания оккупантов из Москвы. Будет весело и не страшно.

Помоги нам всем, Господи Всемогущий!



Да, я чуть не забыл.

  1. Замечательный репортаж телеканала «Вести-Москва» можно посмотреть здесь.
  2. А тут можно посмотреть чудом сохранившийся репортаж трехлетней давности о нашем храме программы «Времечко».
  3. А это обращение к жителям Обручевского района, которое тогда же распространяли о.Роман Марков и Вячеслав Чикалин.
  4. А это интервью, которое в свое время любезно дал мне Вячеслав Чикалин.
  5. А здесь находятся исторические и архивные материалы о нашем храме: заключение Фонда возрождения русской усадьбы, архивная справка о передаче земель церкви села Беляево (из Центрального государственного архива Московской области, историческая справка о церкви Преображения Господня в Дальнем Беляеве Заместителя председателя Союза краеведов России, заведующего кафедрой региональной истории и краеведения РГГУ, главного редактора издательского центра «Москвоведение», д.и.н. В.Ф.Козлова; чертежи реконструкции нашего храма, выполненные на основе церкви Св.Алексия в селе Середняково;
  6. А вот письмо Патриарха мэру Лужкову.
  7. И нотариально заверенное заявление Румянцевой Е.А, где она свидетельствует о нашем храме.
Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram