15 октября 2008 года в Институте национальной стратегии состоялся экспертный семинар «Пенсионная реформа Владимира Путина: сущность, обоснованность, перспективы», в котором приняли участие известные российские экономисты, политологи, юристы, специалисты в области социальной работы. Вел семинар научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский.
Редакция АПН приняла решение опубликовать наиболее интересные выступления участников.
Вступительное слово научного руководителя Института национальной стратегии, доктора экономических наук, профессора Никиты Кричевского
Уважаемые коллеги!
Перманентная корректировка российской пенсионной системы превратилась в реформу ради реформы. Практически каждое правительство вносило в этот процесс посильную лепту. Нынешний кабинет министров не стал исключением, поскольку объявленные 1 октября контуры будущей пенсионной парадигмы оставляют нерешенными многие вопросы. Вкратце обозначу основные пенсионные преобразования.
С 2010 г. вместо единого социального налога восстанавливаются социальные страховые взносы в фонды обязательного социального страхования. Пенсионные взносы будут взиматься по ставке 26% от фонда оплаты труда, взносы на обязательное медицинское страхование будут составлять 5,1%, взносы в Фонд социального страхования – 2,9% от ФОТ.
Новые ставки социальных страховых взносов будут распространяться лишь на суммы годового дохода до 415 тысяч рублей (34,6 тысяч рублей в месяц). На доходы выше этой суммы взносы начисляться не будут, фактически регрессивная шкала налогообложения отменяется.
Следующее нововведение – индексация в 2010 г. пенсий тех пенсионеров, кто получил пенсионные права до 2002 г. Причем, трудовой стаж до 1991 г. будет индексироваться дополнительно по 1% за каждый год работы в советское время. Это, конечно, немного, особенно в условиях роста инфляции и тарифов естественных монополий, но все же лучше чем ничего.
Наконец, страховой стаж для получения права на трудовую пенсию будет составлять не 5 лет, как в настоящее время, а 30 лет.
По большому счету, это все, что мы знаем о предстоящих пенсионных изменениях.
Теперь о тех проблемах, которые в очередной раз остались «за кадром».
Первая проблема. Обозначение верхнего предела заработной платы, с которого пенсионные взносы не уплачиваются, предполагает, что те работники, чей годовой доход превышает 415 тысяч рублей, часть будущей пенсии должны формировать самостоятельно через участие в системе негосударственного пенсионного обеспечения. Однако прежде чем указывать наиболее высокооплачиваемым работникам путь в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), следовало бы навести административный и финансовый порядок в этой сфере.
Так, углубляется расслоение НПФ как по финансовым показателям, так и по числу участников. Например, из 242 НПФ, предоставивших отчетность по итогам 2007 года, лишь в 15 НПФ количество участников превышает 100 тысяч человек, тогда как в 49 НПФ участников менее 1 тысячи, в том числе в 22 НПФ участников от 0 до 10 человек. Далее, большинство крупных фондов, обладающих значительным собственным имуществом и весомыми пенсионными накоплениями – корпоративные, участвовать в которых могут либо работники избранных холдингов, либо – конкретных отраслей. Наконец, 48,8% всех негосударственных пенсионных фондов зарегистрированы и действуют в основном в Москве. Это и другие обстоятельства текущего развития экономической ситуации в России располагают к появлению в российских регионах НПФ, основное предназначение которых - мошеннический сбор средств населения и последующее исчезновение.
Вторая проблема.
Вступление в силу с 1 октября этого года Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» показало нежелание государства внедрять механизмы корпоративного пенсионного страхования. Во всем мире пенсионные накопления на паритетных началах формируют работники и работодатели, и только в России – работники и государство.
Нельзя не отметить, что Фонд национального благосостояния, из которого будет производиться финансирование программы государственной поддержки пенсионных накоплений, в настоящее время является источником средств для реализации антикризисной программы, а доходы от экспорта нефти снижаются. Хватит ли средств Фонда на десять лет действия программы – большой вопрос.
Третья проблема.
Недооценка необходимости создания профессиональных пенсионных систем - финансового механизма, обеспечивающего досрочный выход на трудовую пенсию представителям некоторых профессий и должностей - неизменно сопровождает каждую пенсионную реформу. Страховые взносы за таких работников уплачиваются на общих основаниях, но пенсии они начинают получать раньше положенного срока.
Между тем, за рубежом проблема досрочного выхода на пенсию имеет давнюю и успешную практику. Например, в Нидерландах, Германии или Швеции профессиональные пенсии предоставляются в рамках добровольных профессиональных пенсионных систем, причем, несмотря на добровольный характер, системы в этих странах охватывают до 90% работников. В Австралии, Франции или Швейцарии создание профессиональных пенсионных систем является обязательным, а в Великобритании действует смешанная система профессионального пенсионного обеспечения. Являясь по форме обязательной, она может проводиться или в рамках государственного пенсионного страхования, или путем создания корпоративного пенсионного обеспечения.
Эти и другие проблемы системы пенсионного страхования России предлагается обсудить на нашем экспертном семинаре.
Спасибо.