В понедельник 7 октября премьер-министр Эхуд Ольмерт отправляется с 24-часовым визитом в Москву.
Согласно официальному сообщению, главным пунктом переговоров будет вопрос об иранской ядерной программе и поставках российского оружия Тегерану и Дамаску. В первую очередь речь пойдет о продаже Сирии и Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300, что существенно ограничит свободу действий израильской авиации. Путин в свое время обещал не продавать оружие, которое нарушит стратегический баланс в регионе.
В ходе своего, вероятно, последнего визита в ранге премьер-министра Эхуд Ольмерт встретится с президентом Дмитрием Медведевым, министром иностранных дел Сергеем Лавровым, а вот встреча с премьер-министром Владимиром Путиным у него не запланирована. Во вторник у Путина день рождения, и поэтому его в Москве не будет.
Этот визит не является просто протокольный фактом. Несмотря на сложности, возникшие в связи с российско-осетино-грузинской войной (в течение последних лет Израиль был одним из главных военных партнеров Грузи) реально происходит оживление отношений между двумя странами. Введение безвизового режима — самое яркое, но далеко не единственное проявление этого.
По оценкам министерства туризма Израиля, отмена виз для посещения Израиля приведет к росту количества туристов из России почти в шесть раз — с 60 до 350 тысяч человек в год.
Однако развитию израильско-российский взаимоотношений мешает ряд моментов, часть из которых — довольно фундаментального свойства.
Пожалуй, главной проблемой для двухсторонних отношений всё ещё остаётся российско-иранское сотрудничество. Как неоднократно заявляли руководители Израиля, технологии и материалы, поставляемые Россией в Иран, позволяют последнему производить ядерное оружие.
Однако поставки оружия Ирану и Сирии являются для России скорее тактическим ходом, а не стратегическим выбором. Это — мощный козырь в политической и экономической игре с Западом, и этот козырь неоднократно намекал Кремль. Москва всегда готова выгодно обменять его. В частности, использовать свое влияние на Сирию и Иран для сдерживания их антиизраильской активности — если бы за со стороны Израиля были бы сделаны ответные адекватные шаги по сближению с РФ.
Россию и Израиль действительно связывает очень многое, в том числе и исторически.
Начнем с того, что Израиль понимает Россию так, как никто на Западе. Израиль — единственная из стран западного блока, которая не заинтересована в развале России.
У нас общие враги, самые опасные из которых угрожают нашим ценностям и нашим цивилизациям. У России сегодня также сходные проблемы с израильскими. В том числе — борьба с исламским террором, переход от экономики коммунистического типа к цивилизованному капитализму, противостояние Западу, который навязывает всему миру свою культуру и идеологию.
Объективно говоря, исходя из объективных законов политического развития, Израилю выгодна Россия как единое, сильное государство, для которой Израиль мог бы служить экономическим и политическим мостом в ее контактах с Западом.
Большие перспективы и у экономического сотрудничества.
Израильское сельское хозяйство — одно из самых передовых в мире, московские магазины завалены израильской картошкой, морковью и прочими овощами. А ведь при должной постановке дела — такие же овощи и фрукты можно было бы выращивать в России — с помощью передовых израильских сельскохозяйственных технологий. Хай-тек, компьютерные исследования — также одна из точек соприкосновения. Есть и более «нетрадиционные» перспективы. Так, Израиль является одним из крупнейших игроков на рынке оружия. Поэтому, при сотвествующей политической воле, вполне возможно, что одним из основных направлений сотрудничества может стать и взаимная военно-кадровое и военно-техническоое сотрудничество помощь. Ни для кого уже не секрет, что российский ВПК живет в основном грузом прошлого — разработками конца 70-х — середины 80-х годов. И только сейчас началась работа по преодолению технологического отставания, накопившегося почти за двадцать лет. Но дело это сложное — ведь основные передовые армии и ВПК мира тоже не стоят на месте. Если бы были решены политические проблемы — а это вполне возможная вещь — Израиль мог бы предложить России вместе осваивать новые области вооружений: от разработки новейших штурмовых винтовок (кстати, цена новейшие самые современные разработки в этой области ре составляет в среднем $7-15 тыс). до переоснащения российских военно-спутниковых систем.
В любом случае, преодолевать технологическое отставание всегда легче при помощи зарубежных партнеров, иначе есть большая опасность, что сама Россия из кризиса не выйдет.
Велики потенциальные возможности и для израильских инвестиций — ведь при валовом продукте $100 млрд. Израиль мог бы стать серьезным инвестиционным партнером России. Велики возможности израильского бизнеса и для привлечения зарубежных, американских и западно-европейских, капиталов на российские рынки. Справедливости ради стоит отметить, что в этом направлении уже делается довольно много.
Конечно, на этом пути взаимного сотрудничества имеется и много преград.
Так, среди части российской правящей элиты и широкого общества Израиль все еще существует настороженность в отношении еврейского государства, т.к Израиль, по их мнению:
В Израиле же настороженность по отношению к России основывается на том, что Россия
Однако в настоящий момент все это — в первую очередь психологические преграды — наследие долгих лет холодной войны. При должной взаимной воле и работе они могут быть устранены.