(Выступление на Круглом столе ИНС «Россия после признания: конец эпохи Ельцина-Путина», 18.09.2008)
Я согласен с выводами ИНС относительно того, что Дмитрий Медведев значительно увеличил свой внутриполитический рейтинг признанием Абхазии и Южной Осетии, но не согласен с тем, что это было его решение.
Скорее всего, это решение было навязано Владимиром Путиным, который вел себя довольно логично и довольно интенсивно во время конфликта и играл явно модераторскую роль.
Совершенно очевидно, что, подтолкнув президента к этому решению, Владимир Путин вывел себя из-под удара западных СМИ, которые именно его сначала назначили главным виновным в так называемой агрессии России против Грузии. Есть и предыдущий эпизод такого выхода Владимира Путина из-под удара критики.
Я напомню ситуацию, которая произошла во время заседания «Восьмерки», когда Дмитрий Медведев дал понять западным лидерам, что Россия присоединится к санкциям против Зимбабве. Потом этого не случилось.
Это был первый эпизод, когда Запад недоуменно пожал плечами в отношении Дмитрия Медведева, который имел либеральный имидж.
Второй случай произошел, когда Дмитрий Медведев довольно решительно признал Абхазию и Южную Осетию, неожиданно не только для своего народа, но и для западных лидеров. Тем самым он принял на себя волну критики западных СМИ, они полностью сосредоточились на его персоне. Медведев окончательно утерял либеральный имидж и теперь, по проверенной информации, члены «Восьмерки» довольно серьезно настроены против Дмитрия Медведева.
Это, кстати, была одна из первых попыток Владимира Путина зайти в тень Дмитрия Медведева (а не наоборот).
Относительно того, что эпоха Ельцина закончилась — конечно, всем известно, что она закончилась осенью 2003 года, когда открылось дело Ходорковского. Сейчас, действительно, эпоха прагматиков. Напомню один эпизод — ситуация с ТНК-BP. В сухом остатке этой ситуации было то, что произошло увеличение дивидендов, которые стали получать AAR, и уход Дадли. Кремль, действительно, активно участвовал в этих процессах и вполне персонифицирован. Модератором процесса был Игорь Сечин. В результате именно Кремль получил все преференции. Я не хочу обвинять Кремль в том, что он будет получать долю из этих самых увеличенных дивидендов, но финансовый интерес здесь налицо.
Кроме того, Газпром совершенно непосредственно поставил ультиматум, в частности, BP, о том, чтобы вопрос Ковыкты был закрыт до конца года. Технически это сделать очень сложно, но ультиматум есть ультиматум.
Надо сказать, что этот прагматизм и эта постановка во главу угла финансовых вопросов полностью подсвечивает сущность той команды, которая сейчас находится у власти.
Возвращаясь к признанию Абхазии и Южной Осетии, я вынужден отметить, что Россия в значительной степени облегчила участь Евросоюза. Евросоюз просто не знал, что делать с Абхазией и Южной Осетией. Россия на себя взяла «грех» этого признания и помогла ЕС превратиться из поля битвы между Россией и США — в посредника. К этой роли в ЕС привыкли и ее с удовольствием восприняли. Правда, непонятно, как будут 200 невооруженных наблюдателей противостоять агрессии Грузии, которая уже заявила о том, что готова решать вопрос вооруженным путем. Вместо этого Евросоюз, как известно, предложил помощь Грузии — мы не говорим о помощи США — но, правда, закамуфлировал это под то, что Грузия должна использовать эти деньги только для строительства трубы. Механизмов контроля не существует, поэтому, понятно, куда пойдут эти деньги: с одной стороны, они пойдут в карман Саакашвили и его команды, с другой стороны, они будут потрачены на закупку вооружений. Едва ли эта труба будет построена.
Относительно изоляции России. Изоляция, действительно, скорее всего, будет, но будет она на словах. Вообще, исходя из логики политики США, после ноябрьских выборов, после января 2009 года, когда президент США вступит в должность, отношения между Россией и США потеплеют. Между Россией и США установилось волнообразное развитие отношений — то холодно, то тепло.
Дело в том, что США уже не нужно враждовать с Россией, они добились практически всего. Они подписали соглашение по ПРО с Польшей, они насытили Черное море своими кораблями, и практически подпустили Грузию к ПДЧ.
США добились этих результатов и теперь могут позволить себе возвратное движение, реверс, для того, чтобы узнать, каковы настроения Кремля по поводу случившегося.
В будущем руководству России, безусловно, придется решать проблемы с новым грузинским руководством, скорее всего, это будет Нино Бурджанадзе (правда, Владимир Жириновский озвучил другую фамилию, что мы тоже будем иметь в виду).
И Украина. Совершенно очевидно, что там тоже будет новый режим. Скорее всего, это будет Юлия Тимошенко, других вариантов просто пока не просматривается.
Кроме того, России придется смириться с усилением роли США в Закавказье. А на первый план выходит туркменская проблема, потому что туркменский лидер пообещал что-то Китаю, что-то Евросоюзу, что-то США, и это никак не вяжется с нашими соглашениями до 2030 года.
В результате Россия очень нервничает, и все визиты к Гурбангулы Бердымухаммедову носят провальный характер.
Совершенно очевидно, что и перед Россией встал вопрос о создании военного союза в качестве альтернативы НАТО. Но большой союз, например, с Китаем, мы не потянем. Поэтому здесь мы как раз возвращаемся к теории региональных центров.