Возвращаться на старое не всегда плохо. В марте этого года я написал статейку на тему реструктуризации политического поля. Где, в частности, говорилось о том, почему и зачем Кремль, сначала уничтожив публичную политику и обанкротив все имеющиеся политические силы, начнёт их скупку.
В частности, там было сказано такое:
Сейчас цена старых политических партий стремительным домкратом идёт к нулю. Их можно все приобрести буквально за гроши. После чего поменять старых пердунов, сидящих в президиумах, почистить ряды, привлечь старых соратников, оттеснённых на обочину жизни — и начать выпускать какой-нибудь немудрёный политический продукт. Скажем, популизм. Или либерализм с человеческим лицом, без людоедства. Или ещё что-нибудь, к чему народ потянется.
Дальше я написал о «Яблоке» - которое может оказаться вполне съедобным, если вытрясти из него червячка, то есть отца-основателя. Но вообще-то это всех касалось.
Сейчас мы видим, что всё так и делается, прямо по писаному. Явлинского попросили на выход с вещичками, а партию переформатировали. И ничего так получилось.
Следующей стала СПС. На днях её покинул Никита Белых (человек, далёкий от совершенства, но, что называется, имевший амбицию), а на замену был поставлен абсолютно управляемый Гозман.
Кажется, есть ещё какая-то политическая мелочь на том же фланге – могут не побрезговать и ей.
Аналитики теперь чешут потылицы: на кой ляд всемогущему Кремлю все эти политические пигмеи? Не лучше ли крепить ЕдРо, оставив либеральным псам блевотину их?
Отвечаем. Кремль потому и всемогущ, что не глуп. Злонамерен, это точно, но совсем даже не глуп. И что к чему – вполне себе понимает.
В частности. Людей не следует оставлять без загончика. Даже небольшое количество людей, гуляющих на свободе, могут додуматься до чего-нибудь вредного, а то и сделать вредное. Для каждого сверчка нужен шесток, а то мало ли. Советская власть в своё время не предусмотрела места для не такого уж большого числа людей – и это оказалось роковым обстоятельством.
Лица нетрадиционной политической ориентации – то есть либеральных убеждений – тоже должны быть окучены и собраны в одно место. Те, кто туда не пойдёт, должны сделать такой выбор сознательно. Чтобы каждый раз можно было показывать пальцем и говорить: «смотрите, вот неконструктивные элементы, они не хотят идти туда, где мы им насыпали чистых опилок и сделали поилку, они сами виноваты».
Из всего этого следует: в скором будущем у нас начнётся строительство объединённой либеральной партии. Подконтрольной Кремлю, но именно либеральной. Узнаваемо либеральной, со знаковыми фигулями… то есть фигурами, все дела.
Более того. Этой объединённой либеральной партии дадут. Что дадут? – а то, чего не дали «Справедливой России».
Дело вот в чём. «Справедливороссы» - это, как-никак, остатки «Родины», самого успешного политического проекта своего времени. «Родина» имела настоящий потенциал, её пришлось убивать всерьёз. Потому что за ней стояли, извините за выражение, народные чаяния. Настоящие народные чаяния. И даже оскоплённая и поуродованная эсеровская партия могла, в принципе, повторить трюк библейского Самсона: в какой-то момент выступить с настоящей программой. Заговорить о пересмотре итогов приватизации, например. Нет-нет, Миронов такого никогда не сделает, но теоретически... Так что справедливороссам не дадут. Несмотря ни на какие личные отношения Миронова с нашим премьером. Дружба дружбой, а табачок врозь.
Либеральная же партия в этом смысле безопасна.
Во-первых, она никогда не будет пользоваться по-настоящему массовой поддержкой. Либералов в народе ненавидят, даже когда они говорят или делают что-то относительно толковое и полезное. Никакого электорального успеха у них не будет. А если будет, достаточно показать по телевизору несколько роликов с речами Гайдара времён девяностых – и всё как рукой снимет.
Во-вторых, сами либералы, в конечном итоге, являются опорой режима. Серьёзных, сущностных претензий к этой власти у них нет. За исключением той, что у власти находятся не они лично. Да, ещё они могут повозмущаться недостаточно сервильному поведению страны на внешнеполитической арене – ну там, посмели замахнуться на Грузию или ещё на какую святыньку. Они же могут пролить слезу над Ходорковским и присных его – и даже протестовать против плохого обращения с пленёнными юкосовцами. Но как ни крути, это частные поводы. А что они могут иметь против приватизации, против политики искусственной бедности для русского населения, против концентрации богатств в руках правильных пацанов и вывоза денег на Запад? Ни-че-го. Даже «электорально поиграться» в эти игры у них не получится.
Конечно, с либералами двухпартийную систему не построишь. Но это и не нужно, этого и не хотят. Зачем нам какая-то двухпартийная система с реальной конкуренцией между партиями? Нужно место для «системной оппозиции», о функциях которой см. выше.
Скорее всего, скоро такую штуку сколотят. Интересно, как назовут?