Для России Азербайджан является крайне важной страной, наши отношения можно охарактеризовать как стратегическое партнерство. Азербайджан – это узловая страна для Каспийского региона, это страна, где добывается значительное число энергоресурсов и это страна-транзитер, через которую проходят путепроводы энергоресурсов из Центральной Азии в Европу. Это, наконец, страна с быстро растущей экономикой, мобильным и трудолюбивым населением.
При этом Азербайджан проводит многовекторную политику, стараясь не портить отношений ни с кем из основных мировых и региональных игроков – Россией, Турцией, Ираном, Евросоюзом, США. Именно поэтому азербайджанское правительство отказалось выступить с осуждением России во время российско-грузинского конфликта. Позиция Азербайджана оказалась нейтральной. Тем самым была поставлена точка в существовании такой организации, как ГУАМ. ГУАМ оказался нежизнеспособной структурой, так как не только Азербайджан, но и Молдавия отказались прямо поддержать Грузию в этом конфликте, не стали наряду с Украиной членами новой антироссийской коалиции.
Что очень важно, Россия в этом конфликте не получила однозначной поддержки со стороны Армении, которая, напомню, является не просто нашим стратегическим партнером, но и союзником. Армения не пошла на признание независимости Южной Осетии и Абхазии, что недопустимо для настоящего союзника, если это союзник – то он не только должен требовать поддержки для себя, но и сам, в случае необходимости, оказывать такую поддержку. Конечно, Армения, связанная с внешним миром только через Грузию и Иран, оказалась в сложной ситуации, и её можно понять, но определенные выводы Россия должна сделать.
В этой ситуации встает вопрос о взаимоотношениях в треугольнике Армения – Азербайджан – Россия. Россия не должна портить отношения ни с Арменией, ни с Азербайджаном, но Россия должна подумать о своих акцентах и приоритетах, о своих национальных интересах. И исходить именно из них, а не из интересов той или иной страны, считающейся нашим союзником или стратегическим партнером.
Кроме того, как показали последние события, изживает себя формат Минской группы по решению проблемы Нагорного Карабаха. Американцы сначала подмяли под себя Минскую группу, а потом стали, а вслед за ними и вся Минская группа, допускать для Нагорного Карабаха возможность референдума о статусе, то есть самоопределения вне рамок Азербайджана. Решение вопроса о статусе путем проведения референдума США и ЕС при этом не допускали ни для Южной Осетии, ни для Абхазии, ни для Приднестровья. И недавняя поездка американских представителей по странам региона вновь продемонстрировала, что США сами готовы отказаться от формата Минской группы или подменить ее собой.
Поэтому Россия может и должна выдвигать свой вариант урегулирования карабахской проблемы, который будет учитывать интересы России. Россия должна при этом исходить не из интересов Армении, а из своих собственных интересов. Стороны необходимо подтолкнуть к компромиссам. И Россия, как главный и приемлемый для всех сторон конфликта посредник, имеет полное право делать это вне рамок Минской группы, на двусторонней или трехсторонней основе.
Поездка Ильхама Алиева в Москву как раз и может быть связана с намерением создать условия для появления новой повестки дня не только в отношениях между Азербайджаном и Россией, но и в переговорном процессе.
В этом же контексте можно рассматривать предложения Турции по созданию «Платформы стабильности для Кавказа» - пятерки стран для решения стратегических вопросов в регионе в составе России, Турции, Азербайджана, Армении и Грузии. Я думаю, что нужно говорить о шестерке, так как в число этих стран должен входить и Иран, также являющийся кавказской державой. В этом формате, без участия «кураторов» из Брюсселя или Вашингтона, вполне можно обсуждать и решать региональные проблемы. Направление, связанное с сотрудничеством в треугольниках Россия-Иран-Азербайджан и Россия-Турция-Азербайджан, России тоже нужно развивать.
Для России также в будущем была бы важна роль Азербайджана как страны-транзитера в коридоре Север – Юг, для этого была бы необходима модернизация автомобильных и железнодорожных магистралей, проходящих через Россию (Дагестан) и Азербайджан в Иран. Азербайджан мог бы стать узловой страной не только в направлении Запад-Восток, но и в направлении Север-Юг, что было бы крайне выгодно для всех нас.
Я думаю, что, если будет достигнуто продвижение по указанным направлениям, то влияние России в регионе упрочится, ее хорошие отношения с Азербайджаном сохранятся и выйдут на качественно новый уровень. Но, повторюсь, это не надо делать в ущерб отношениям с Арменией.
Ситуация в Грузии явилась серьезным предупреждением тем политикам в регионе, которые считали важными исключительно отношения с Евросоюзом и США, забывая о ближайших соседях. В Азербайджане всегда понимали, что это не их путь и отношения с Россией крайне важны для страны.
Скаков Александр Юрьевич, руководитель отдела СНГ Российского института стратегических исследований