Визит кандидата в президенты от Демократической партии Барака Хусейна Обамы в Израиль завершил его недельное турне по горячим точкам Ближнего Востока.
За неделю претендент посетил Афганистан, Ирак, Иорданию, Израиль и Палестинскую Автономию. То есть молодой кандидат решил «взять быка за рога» — отправиться в самые проблемные для Америки регионы, и там «на месте» опровергнуть разговоры недоброжелателей о том, что у него-де нет международного опыта и не то что возглавлять действия США на международной арене, но даже достойно представлять США за рубежом он не сможет.
Надо сказать, что, как минимум, в Израиле это Обаме удалось.
Второй незаявленной, но вполне очевидной целью визита именно в Израиль было заручится поддержкой американской еврейской общины, благо американские евреи в большинстве по традиции поддерживают именно демократическую парию.
И тут успех Обамы был бесспорен.
Сразу по прибытии в Израиль 23 июля он заявил, что если он станет президентом, то сохранит тесные отношения между Иерусалимом и Вашингтоном, а безопасность Израиля станет самым приоритетным вопросом.
«Я приехал сюда, чтобы подтвердить незыблемость особых отношений между Израилем и Соединенными Штатами, приверженность обеспечению безопасности Израиля и выразить надежду, что я буду вашим партнером в любом качестве — как сенатором, так и президентом США», — сказал Обама на встрече с президентом Израиля Шимоном Пересом.
Шимон Перес встретил его очень тепло. Он сказал, что интересом прочел две книги Обамы. Далее президент подарил Обаме книгу собственного сочинения «Воображаемое путешествие с Теодором Герцлем в Израиле» в переводе на английский язык.
Обама высоко оценил достижения Израиля за 60 лет и сделал 84-летнему президенту комплимент, сказав. Что тот держится чрезвычайно молодо. «Я хочу узнать Ваш секрет сохранения молодости», — сказал Обама.
Далее Обама пообещал, засучив рукава, немедленно добиваться прорыва на переговорах между Израилем и ПА, как только станет президентом.
Затем он нанес протокольный визит в мемориал Катастрофы и героизма европейского еврейства «Яд Ва-Шем» в Иерусалиме.
Руководство музея явно подыгрывало претенденту. Во время визита в «Яд Ва-шем» Обама возложил венок и зажег мемориальный огонь. Затем, как проникновенно поведал прессе директор музея Авнер Шалев, оказавшиеся рядом с Обамой американские туристы сказали сенатору: «Вы понимаете, что Вы видели здесь?» — «Да, я понимаю, я понимаю», со слезами в голосе ответил Обама.
Представители СМИ, впрочем, зафиксировали несколько другое — американская охрана не подпустила к Обаме группу американских и европейских туристов, которые хотели поближе подойти к претенденту. Т
ак что это свидетельство директора Яд-Ва-Шем, которое никто кроме него не может ни подтвердить ни опровергнуть, имеет для Обамы большую ценность. По словам того же Авнера Шалева, Обама написал в книге для почетных гостей:
«Во время огромных опасностей и страданий, войны и раздоров у нас есть такое сильное напоминание об огромном потенциале зла, таящемся в человеке, и одновременно о нашей способности подняться над трагедией и переделать наш мир».
Прессе опять есть что цитировать.
Затем претендент встретился с министром иностранных дел Ципи Ливни, министром обороны Эхудом Бараком и лидером оппозиции Биньямином Нетаниягу.
После встречи с Обамой Биньямин Нетаниягу сказал, что Обама обещал не ставить под угрозу безопасность Израиля, и что они «согласились, что необходимо приложить все усилия, чтобы не позволить Ирану стать ядерной державой».
Далее Обама отправился в административный центр Палестинской автономии Рамаллу и провел часовую беседу с руководством ПА Абу-Мазеном и Саламом Фаядом.
Конкуренты Аьу-Мазена террористическая организация ХАМАС тут же заявила, что Обама «является нежелательным гостем» и раскритиковала Абу-Мазена за то, что он принял Обаму. «Обама хочет пройти в Белый дом через Тель-Авив за счет палестинцев», — сказал Фауз Бархоум, пресс-секретарь ХАМАСа.
В ответ на критику помощники Абу-Мазена настаивали на том, что встреча с Обамой открывает новые возможности. Абу-Мазен перечислил все «палестинские беды», включая «непрерывное строительство в поселениях и отказ на снятие ограничений на передвижение для арабов в пределах Иудеи и Самарии», сказал Саиб Арикат.
По возвращении из Рамаллы Обама осмотрел «зеленую черту», т.е.границу Израиля до войны шестидневной воны 1967 года с высоту птичьего полета в сопровождении Ципи Ливни и Эхуда Барака, а затем произошла долгая беседа с израилским премьером Эхудом Ольмертом.
По сообщению пресс-службы тот ознакомил высокого гостя со всеми данными израильской разведки по Ирану, подчеркнув, что для предотвращения иранской ядерной угрозы нужно действовать очень оперативно.
Затем Обама посетил город Сдерот, постоянно обстреливаемый хамасовскими ракетами из Газы. Здесь он сказал, что:
«Ядерный Иран приведет к изменению правил игры не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Это будет означать распад договора о нераспространении ядерного оружия».
В больших интервью, данных двум ведущим израильским газетам «Гаарец» и «Джерусалем Пост» (последняя — англоязычная и широко распространяется в Америке, что для Обамы особенно важно) кандидат обозначил свое видение проблем Ближнего востока.
Он заявил, что, с одной стороны, что обещает защитить Израиль от иранской ядерной угрозы, а с другой, — что требует разделить освобождкнные Израилем в ходе шестидневной Воны территории, т.е. западную часть библейской Эрец Исраэль на «два государства для двух народов».
Обама готов вести переговоры с Ираном, но «если иранцы не отреагируют должным образом, то мы отбросим все их отговорки и аргументы, которые выдвигает международное сообщество против ужесточения санкций и других, более серьезных мер».
Ошибкой нынешней администрации было «использование жесткой риторики, не подкрепленной никакими мерами кнута и пряника, которые могли бы повлиять на режим в Тегеране. Но, как я уже говорил, я не снимаю никакие опции, включая военную».
Он подчеркнул:
«Только израильтяне сами должны принимать решения о защите своей страны, но серьезные последствия ничего неделанья или нанесения военного удара по Ирану таковы, что мы должны до конца использовать все опции, чтобы избежать последней».
Отвечая на вопрос, имеет ли Израиль право на сохранение своего присутствия в Иудее, Самарии и Иорданской долине по оборонным, религиозным, историческим и другим соображениям, Обама твердо ответил, что Израиль
«должен придерживаться предыдущих соглашений и обязательств, и агрессивное строительство в поселениях будет нарушением, если не буквы, так духа предыдущих соглашений».
«Необходимо принимать во внимание оборонные нужды Израиля, — продолжил Обама, — и учитывать их при ведении переговоров. Я думаю, что стороны уже говорили, что строительство в поселениях вовсе не способствует укреплению обороноспособности. Я думаю, мне могут сказать, что чем больше поселений, тем больше Израиль должен вкладывать в их оборону и безопасность, а это вызовет эскалацию напряженности, которая подорвет безопасность Израиля в долгосрочной перспективе. Правда, это те темы, которые должны обсуждаться между двумя сторонами».
«Обама приехал сюда, чтобы решить проблемы Израиля? Это часть его предвыборной кампании. Все, что он говорит, предназначено не для израильских ушей, а для еврейских избирателей в США», сказал высокопоставленный сотрудник министерства обороны сразу после отъезда Барака Хусейна Обамы из Сдерота.
И надо отметить, израильское правительство сделало все, чтобы голос Обамы дошел до американских евреев.
То, как проходил визит и то. как он освещался в СМИ не дает ни малейшего сомнения том. что именно Барак Хусейн Обама является предпочтительным кандидатом для правительства Ольмерта.
Подготовка к его визиту была демонстративно гораздо более серьезной, чем к визиту его республиканского соперника, сенатора Джона МакКейна, несколько месяцев тому назад. В Израиле сопернику МакКейна был оказан прием, которого обычно удостаиваются лидеры великих держав. Вся правящая элита страны демонстративно почла за честь встретиться с Бараком Хусейном Обамой.
Даже арабские террористы подыграли (хочется надЕятся, что невольно) кандидату. К приезду Обамы арабский террорист устроил теракт как раз возле гостиницы «Давид а-Мелех» «Царь Давид»), где остановился высокий гость. Что дало Бараку Обаме возможность на фоне очень зрелищной картинки решительно и бескомпромиссно осудить террор и выразить солидарность с Израилем.
В последний день ближневосточного турне, незадолго до рассвета, Обама появился у Стены плача. Помолившись и сунув между камнями записку, Обама умчался в аэропорт. Boeing 757 вылетел из Тель-Авива в Берлин.
На следующий день ведущая газета «Маарив» опубликовала текст этой адресованной Всевышему записки:
«Господи, храни мою семью и меня. Прости мне мои прегрешения. Помоги устоять перед гордыней и отчаяньем. Дай мне мудрость делать то, что необходимо и справедливо, и сделай меня орудием в руках твоих».
Пока неизвестно, поможет ли Всевышний Обаме победить в президентской гонке. Но вот израильское руководство явно сделало все, что в его силах, чтобы облегчить эту победу.