Занимательная путиномика. Выпуск XI

Случилось нечто.

То, что еще вчера выдавалось как анекдот, сегодня считается экономическим комментарием и даже аналитической позицией.

Откроем «Ведомости» от 17 июля:

«На одном из предприятий во время футбольного чемпионата отдел кадров разместил объявление: «Всем, у кого внезапно заболели близкие родственники, просьба подавать заявление за день до начала матча», рассказывает экономист «Траста» имярек». Занятное наблюдение, порадовал зоркий экономист.

А теперь заглянем в «Московский комсомолец» от 28 июня этого года. В рубрике «Анекдоты от «МК» прочтем:

«На доске объявлений в офисе:

Все заявления об отгуле по семейным причинам, по болезни, для дачи показаний в суде и т.д. должны быть сданы в отдел кадров не позднее чем за сутки до начала матча».

И смех, и грех.

Самое интересное, что такой вот байкой банковский экономист объяснял природу снижения темпов роста промышленного производства.

Дожили.

ПАССАЖИРАМ ПРОСЬБА НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ!

Темпы роста промпроизводства в июне этого года действительно снизились по сравнению с предыдущими месяцами.

Рост производства в отраслях добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, а также производства и распределения электроэнергии, газа и воды за первое полугодие 2008 года по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 105,8%, а в июне — всего 100,9%. Если же говорить об июне в сравнении с маем этого года, то темпы и вовсе стали отрицательными — 98,6%.

В июне в сопоставлении с маем отрицательную динамику показали практически все сектора отрасли по добыче полезных ископаемых: в добыче угля снижение составило 0,9%, нефти — 2,4%, газа — 7,5%, железной руды — 1,3%, асбеста — 5,1%.

Порадовала лишь известняковая и доломитовая мука: прирост добычи этого без сомнения важного природного ресурса составил 17,3%.

В обрабатывающих производствах остановимся только на лидерах июньского падения.

Это

  • стальные строительные конструкции (-61,9%),
  • масла растительные и рафинированные (-34,7%),
  • синтетические каучуки (-28,4%),
  • магистральные тепловозы (-20,0%),
  • стеклопластики (-16,4%),
  • башенные краны (-15,8%),
  • картон и сода (по -12,1%).

Если говорить об отдельных секторах, то чемпионом снижения стали производство строительных материалов и строительной техники. Доступное жилье становится «ближе» с каждым днем.

В электроэнергетике положительную динамику продемонстрировали лишь АЭС (+10,9%), выработка электроэнергии на тепловых и гидроэлектростанциях снизилась соответственно на 12,7% и 10,1%.

Еще раз пнем тех аналитиков и экспертов, кто винит в июньском провале успех нашей сборной на Евро-2008.

Как известно, добыча полезных ископаемых, производство электроэнергии, газа и воды, а также многие отрасли обрабатывающей промышленности являются производствами непрерывного цикла, где выработка продукции не останавливается ни на секунду. Как связать просмотр футбольных матчей и снижение производительности труда непрерывных производств — вопрос для будущих поколений аспирантов и докторантов от экономики.

Ладно бы, сборная «летела» как фанера, было б от чего расстраиваться, но тут успех, достижение! Под эту калитку наоборот все должно расти, это ж какой эмоциональный подъем!

Впрочем, футбол — не единственное объяснение отрицательного тренда начала лета.

Среди прочих факторов называются исчерпание преимуществ, полученных от девальвации 1998 года, рост издержек и снижение конкурентоспособности относительно импорта, а также ставший уже родным опережающий темп роста зарплаты по сравнению с производительностью труда.

Все эти причины уже года три как присутствуют в объяснениях локальных неудач российской экономики. Ничего нового аналитические умы не генерируют.

Между тем, истинные причины падения, возможно, раскрываются так.

Во-первых, одной из причин является непрекращающийся мировой финансовый кризис, существенно сузивший возможности российских предприятий кредитоваться и перекредитовываться на Западе. Раз возможностей все меньше, зачем же пупок надрывать, надувая выручку, а с ней — экономическую добавленную стоимость, являющуюся основой для оценки кредитоспособности заемщиков в иностранных банках.

Во-вторых, сектор добычи полезных ископаемых свою долю валовой добавленной стоимости в ВВП при таких-то ценах не углеводороды наберет в любом случае, к тому же объемы импортных контрактов пока «не горят». Выходит, что и этому сектору напрягаться не стоит.

В-третьих, в июне этого года российская электроэнергетика стала практически неуправляемой: все активы благополучно распроданы, РАО «ЕЭС России» фактически устранилось от производственного процесса, а новые хозяева пока не разобрались, во что вляпались.

В-четвертых, в июне усугубились негативные тенденции государственной финансовой политики: официальная инфляция вплотную подошла к 9%, курс рубля продолжал затягивать петлю на глотках российских производителей, внутренних заемных оборотных средств становилось все меньше.

В-пятых, а какая, собственно, разница, как ведет себя промышленное производство, если рост ВВП страны держится не столько на нем, сколько на торговле (20,6% ВВП в I квартале), операциях с недвижимостью (9,6%), транспорте и связи (8,5%), государственном управлении, обеспечении военной безопасности, обязательном социальном обеспечении (6,2%), строительстве и финансовых операциях (по 5,0%), а также внешнеэкономической деятельности?

Только перечисленные отрасли по итогам I квартала этого года выдали на гора 54,9% ВВП, тогда как промышленное производство — 32,9%.

Экономический рост промышленности по итогам I полугодия получился весьма пристойный — 5,8%, так что пассажирам просьба не беспокоиться.

Выйдут данные о росте ВВП по итогам первых двух кварталов, тогда и поглядим, насколько обоснованны наезды на наших героев футболистов, выигравших у всех кроме Испании, отважных налоговиков, отчаянно сражающихся за обеление зарплат, в результате чего показатели оплаты труда растут опережающими производительность труда темпами, а также на всесильно-верную политику российского правительства, что ведет нас путинским курсом.

РАЗДАТКА

Вот и подошла к концу эпопея с формированием имущественного взноса государства в уставный капитал «Ростехнологий».

Сказать, что «Занимательная путиномика» переживала за госкорпорацию — значит, ничего не сказать. На наших глазах зарождался очередной экономический мегамонстр, учреждался новый федеральный проект по обналичиванию власти, раздавались остатки былой промышленной роскоши — как же мы могли оставаться в стороне?

Наконец-то все благополучно разрешилось!

Шувалов, ратовавший за уменьшение государственного присутствия в экономике, подготовил проект президентского указа. Кудрин, протестовавший против разыгравшихся аппетитов дрезденских и прочих силовых соратников, закопался в полемике об НДС и направлениях ипотечных вложений одной пятой российских золотовалютных резервов. Путин, завизировав сей исторический документ, выполнил дружеские обещания. Чемезов, подставив к лотку большой кулек, получил промышленный надел из 426 предприятий и несколько сотен тысяч вполне себе работящих крепостных.

Дальше все пойдет по накатанной — 180 ФГУПов будут акционированы, «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии» и «Саратовские авиалинии» после выделения из них имущества аэропортов будут внесены в качестве контрольного пакета акций в создающееся СП с «Эйрюнион», а два сочинских санатория будут работать на оздоровление менеджмента госкорпорации.

Очень хорошо, что в перечень активов, передаваемых суперпрофессионалам из «Ростехнологий», не вошли предприятия, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации — негоже обременять спецуру дополнительными финансово-организационными проблемами.

Довольны и чиновники, вошедшие в наблюдательный совет госкорпорации. Теперь от них будет зависеть дивидендная, инвестиционная и кредитная политика, а главное — порядок вознаграждения менеджеров «Ростехнологий».

Порадуемся за ФАС — отныне она будет следить за тем, чтобы из недр «Ростехнологий» случайно не появился монопольный производитель на внутреннем рынке.

И знаете что? Лучше б его действительно не было. А то придется, как в истории со слиянием крупнейших российских производителей алюминия РУСАЛа и СУАЛа и швейцарской трейдинговой компании Glencore (в результате которого в отрасли появился 100%-й монополист), ставить условие, чтобы цены на российском рынке алюминия не превышали устанавливаемые на Лондонской бирже металлов более чем на 5%.

СТОП-КРАН

Наконец-то произошло то, чего давно ждали: борьба с коррупцией натолкнулась на первый риф.

На прошлой неделе верный медведевский соратник и по совместительству видный антикоррупционер председатель высшего арбитражного суда России Иванов в ответ на просьбу к Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) немедленно приостановить полномочия председателя Федерального арбитражного суда Московского округа (ФАС МО) Майковой был послан по известному адресу Конституционного суда (КС).

Все постепенно становится на свои места: одно дело — разглагольствовать о противодействии коррупции и выявлении в своих рядах оборотней, и совсем другое — лишать этих гнид реальной власти.

Для тех, кто не в курсе: Майкова совершила самый настоящий коррупционный проступок, нарушающий этические принципы государственного служащего и выходящий за рамки кодекса поведения представителя судейского корпуса.

Суть в том, что не так давно Майкова совершила несколько сделок с квартирами при содействии мэра Москвы Лужкова, в то время как в ФАС МО рассматривались дела с участием правительства Москвы. Майкова вначале обменяла свою трехкомнатную квартиру на две квартиры большей площади, оплатив разницу по ценам ниже рыночных, затем приобрела пентхаус в жилом комплексе «Воробьевы горы», а после продала одну из квартир, полученную при обмене, по цене, превысившей затраты на пентхаус.

Подумаешь, обычное по нынешним временам дело. Правительство Москвы не то, что председателю ФАС МО квартиры отчиняет, московские власти даже собственным содержанкам жильишко предусматривают. Причем, по формально правильным предлогам. И тоже, кстати, в элитных новостройках.

Зачем же Майковой понадобилось проводить столь масштабную жилищную операцию?

Оказывается, ей угрожали в период рассмотрения дел об имуществе аэропорта Домодедово! Надо полагать, ей угрожали не хмурые люди в сапогах и погонах, приписанные к Росимуществу, а светлые и честные коммерсанты, являющиеся собственниками аэровокзального комплекса.

Сейчас уже не важно, были на самом деле угрозы или нет. Главное — метод реагирования на злобное шипение в трубку, записки с орфографическими ошибками и подозрительных личностей в подворотнях. Председатель ФАС МО не обратилась в правоохранительные структуры, не попросила дополнительную охрану, не стала получать казенный ствол, а на глазах у изумленных злодеев затеяла грандиозный обмен с получением дополнительных доходов. И, как верхушка елки, с выплатой причитающихся государству 13% подходного налога.

Случившееся поставило перед безальтернативной необходимостью процитировать две статьи Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Госдумой 17 февраля 2006 года.

Цитата первая.

Статья 11 «Меры в отношении судебных органов и органов прокуратуры».

С учетом независимости судебной власти и ее решающей роли в борьбе с коррупцией каждое Государство-участник принимает, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы и без ущерба длянезависимости судебных органов, меры по укреплению честности и неподкупностисудей и работников судебных органов и недопущению любых возможностей для коррупции среди них. Такие меры могут включать правила, касающиеся действийсудей и работников судебных органов.

Данная статья как будто специально написана для ВККС.

Меры по укреплению честности и неподкупности судей, принятые Коллегией, просты и незатейливы: в КС направлен запрос на предмет выяснения открытым или тайным голосованием необходимо лишать судей полномочий, поскольку в Федеральном законе «Об органах судейского сообщества» порядок голосования не определен. Если же решения должны приниматься тайным голосованием — то что это такое, «тайное голосование».

Минимум полгода для Майковой выиграно. А там кто его знает, как жизнь повернется.

Цитата вторая.

Статья 15 «Подкуп национальных публичных должностных лиц».

Каждое Государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно:

а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества длясамого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

Эта статья, видимо, сочинялась под Лужкова. Предоставление публичному должностному лицу (в данном случае — Майковой), лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица (в нашем примере — улучшения жилищных условий с последующим получением коррупционных доходов), с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей (в настоящем прецеденте — приняло «нужные» решения по делам, касающимся Правительства Москвы) — это ли не коррупция в высших эшелонах власти?

Не хотят освобождать Майкову от «сладких» полномочий — пусть возбудят дело в отношении Лужкова и его развращенной бригады, а иначе зачем нужно было ратифицировать Конвенцию? Чтобы повесить ее в сортирах кремлевских апартаментов? Слюняво рассказывать о борьбе с коррупцией доверчивым жителям глубинки? Использовать как доказательство цивилизованности действующей властной организации?

Это первая случайность (а может, оплошность) меняющейся властной парадигмы. Первая, но не последняя.

В Кремле и Доме правительства наверняка читали книжку про Путина «От первого лица», а потому прекрасно знают, что нельзя никого загонять в угол. Что крысу, что доцента Питерского госуниверситета.

Или надо начинать жертвовать фигурами, или ждать, когда доска полетит тебе в лоб.

По-другому никак.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram