Провозглашение независимости Косова активизировало радикальное крыло многих национальных движений.
Брать пример с косоваров решили и некоторые татары. Правда, вскоре подтвердилась правота директора Института истории АН РТ Рафаэля Хакимова, прозорливо предположившего, что «возможно, тот, кто пишет об этом в Интернете, на самом деле сидит в Москве, и о его настоящих целях можно только догадываться».
Один из выразителей идей «татарского сепаратизма», зовущий дать «свободу Татарстану», любезно согласившийся ответить на вопросы АПН, проживает даже не в столице нашей Родины, а за границами РФ (конкретизировать он не стал).
Как и многие другие герои последних интервью на «националистические» темы, он пожелал сохранить анонимность. Без имени, вне пределов родной республики, которую они желают «освободить от имперского ига» — не странное ли совпадение? А может быть, никакого совпадения и нет, а есть доказавшая свою эффективность технология вбрасывания «нужных» идей в информационное пространство?
Как бы то ни было, тема заслуживает того, чтобы ее обсуждали.
- Из каких соображений вы предпочитаете сохранять анонимность? Боитесь последствий? Однако анонимная политическая деятельность — пустое сотрясение воздуха, которое никогда не приведет к достижению декларируемой вами цели. Вы татарин?
- Учитывая, каким нетерпимым стало общество, я бы не хотел подвергать риску своих близких.
Посмотрите, сколько ненависти и оскорблений подчас можно увидеть не только в комментариях прыщавых юнцов, но и с высоких трибун.
Кроме того, не так важно, кто конкретно озвучивает ту или иную идею. Идея независимости жива. Она живет своей жизнью, и до поры до времени может быть неперсонифицирована. Я татарин, хотя так ли это важно? Я решительный противник придания освободительному движению религиозной или этнической окраски. Это только разделяет сторонников. Мы все должны быть вместе.
Уверен, что среди русских жителей Татарстана тоже много сторонников независимости, что было достаточно убедительно доказано на референдуме по Суверенитету.
- Первое и главное — зачем? От кого и с какой целью должен освободиться Татарстан?
- Я бы разделил ответ на три части: политическую, экономическую и, самое важное для меня лично, социально-культурную составляющую мотива к самоопределению.
Политически независимость Татарстана предоставляет населению республики шанс самостоятельно строить свою политическую систему, независимую от метропольной, которая, как все мы видим, далека от идеала и совершенно нестабильна.
Тем самым Татарстан может создать систему, основанную на принципах демократии и открытости, являющуюся более стабильной и предсказуемой, а не то, что мы имеем сейчас, когда смена очередного правителя означает кардинальное изменение всей политической системы, передел собственности и охоту на ведьм.
Экономическая, и это уже в некоторой степени подтвердилось временем, независимость Татарстана дает республике уникальную возможность для внутренних инвестиций, поскольку налоги остаются в республике и могут быть использованы для развития собственной инфраструктуры, а не на дотирование какого-нибудь очередного субъекта федерации, в которой нерадивый губернатор-назначенец потратил все местные средства в казино.
Культурно, и это самое важное, Татарстан обретет возможность создать собственное информационное поле, в котором не будет места войне, жестокости, цинизму, ксенофобии и моральному разложению, которое в настоящий момент, по моему глубокому убеждению, поражает метрополию, как когда-то в свое время Римскую Империю.
Кроме того, независимый Татарстан сможет наконец справиться с проблемой сохранения языка. Как вы знаете, возврат к латинской графике был саботирован федеральным парламентом, который для принятия подобных решений никаких полномочий не имел, так как ни в коей степени не представляет интересы татарского населения страны.
- Каким образом это должно произойти? Очевидно, что достижение«независимости РТ возможно только силовым путем.
- Заметьте, ни в одной из своих статей я никогда не призывал к насилию. Силовой вариант нам навязывают из Кремля. Нас пугают чеченским опытом, хотя, по-моему, для всех очевидно, что он не имеет никакого отношения к ситуации в Татарстане.
В Чечне была совершенно другая история — там был социальный протест, люди практически голодали. Татарстан сейчас имеет вполне сносные условия. Таким образом, я сторонник, так сказать, ползучего сепаратизма, когда шаг за шагом выторговывается очередная коврижка из федерального центра.
Я вполне адекватно оцениваю нынешнюю обстановку и вижу, что предпосылок к радикальному решению вопроса нет. Однако, я уже сейчас замечаю, какие преимущества даёт исключительное положение республики населению Татарстана.
Признайте, если бы не угроза сепаратизма, многое из того, чем сейчас может гордится республика, было бы невозможно. Президент Шаймиев не имел бы таких полномочий, не будь он в глазах Москвы этаким укротителем сепаратистов.
Таким образом, сепаратизм исключительно выгоден и полезен Татарстану именно в краткосрочной перспективе.
- Как разумно заметил один из ваших читателей, экономическая независимость Татарстана недостижима. Да и политическая… Как существовать государству, не имеющему внешней границы с другими независимыми государствами? Пример есть — это Лесото — но он не слишком впечатляет.
- Совершенно верно, но только если рассматривать исключительно силовой вариант развития.
Я противник разрыва экономических связей с Россией. Более того, опыт Прибалтики показывает, даже если это и происходит, то последствий значительных не имеет.
Думаю, не секрет, что республике в таком случае будет оказана помошь со стороны Турции и США. Я более чем уверен, что если Россия не захочет признать Татарстан равноправным субъектов экономических отношений, она потеряет замечательного и выгодного экономического и политического партнера.
То есть я за сохранение экономических связей, беспошлинной торговли и единой расчетной системы.
- Какие права татар, по-вашему, попираются ныне российским государством, причем защитить их, не выходя за рамки российского права, невозможно?
- Нарушаются те же права, что и у всех: право на жизнь, право на независимую информацию, право на язык, религиозные права, право на свободные выборы.
О языке я уже говорил. Татарские юноши гибнут в российской армии. В России растет число убийств на национальной почве. Совершено нападение на молельный дом в Подмосковье. Думаю, вы знаете, что члены партии «Хизб ут-Тахрир», являющиеся по сути своего рода толстовцами от ислама, сидят в тюрьме. Татарстанцы лишены права выбирать главу своего региона.
Список можно продолжать до бесконечности…
- В какие сроки, как вы полагаете, ваши цели могут быть достигнуты?
- Думаю, судьба Татарстана зависит от самочувствия метрополии.
Пики татарского национального подъема приходились на смутные времена.
Смутное время — сепаратизм казанского воеводы Никанора Шульгина. Октябрьский переворот — провозглашение Идель-Урала. Перестройка — провозглашение Суверенитета.
Полагаю, что следующий пик придется на неминуемый экономический коллапс России, связанный с её нынешней непродуманной экономической политикой.
Главное, быть готовыми взять ответственность на себя и не испугаться, когда свобода сама придет в руки.
- С кем из живущих в РТ обсуждаете вы свои планы — или это не планы, а мечты? Что говорят вам реальные татарстанцы?
- Множество татар живет вне республики, многие из них очень живо реагируют на происходящее.
Мне важно, что мой собеседник проявляет интерес, и не так важно, кто он и откуда. Важен обмен мыслями, корректная полемика и живой интерес.
К сожалению, во многих комментариях слышатся отголоски государственной пропаганды. Людям промывают мозги. Политические соперники у них превратились во врагов, журналисты в западных наймитов.
Я испытываю спортивный интерес, дискутируя с ними, стараясь вывести их из этого медийного транса.
- Высказывалась мысль, что появление вашего дневника в «Живом журнале» — провокация. Прокомментируете?
- Что тут скажешь?.. Если мои статьи провоцируют к дискуссии, к поиску решений, к здоровой полемике — тогда это провокация. А я, стало быть, провокатор.
Беседовала Яна Амелина, жительница Татарстана