Президент России Дмитрий Медведев на встрече в руководством МИДа и российским дипкорпусом с программной речью по внешней политике.
Медведев сообщил послам о подписанной им концепции внешней политики России. Документ должен быть опубликован позже, но его суть можно понять из самой речи президента.
Новый президент продолжает развивать мысль о кризисе, испытываемом международными институтами. Прежде всего это касается евроатлантического партнерства. «На то, что не все ладно с европейской архитектурой, указывает и кризисная ситуация вокруг соглашения об адаптации ДОВСЕ, и дальнейшая модернизация этого режима. Не хотелось бы думать, что только его полный и окончательный развал убедит всех в нежизнеспособности и необходимости справедливого режима контроля над вооружениями», – сказал Дмитрий Медведев. Он заверил слушателей, что Россия обязательно ответит на размещение ПРО в Восточной Европе.
«Мы понимаем, что национальная безопасность не может держаться на честном слове», – сказал Медведев с намеком на угрозу. «Очевидно, что это общее наследие не сможет сохраниться, если одна из сторон будет выборочно разрушать отдельные элементы этой стратегической конструкции», – предостерег он.
Российский лидер предложил реформировать и международные институты, прежде всего ООН, снова не сказав, как конкретно нужно это сделать.
«Опыт последних лет, особенно в Ираке, на Ближнем Востоке, показывает, что современные мировые проблемы не поддаются урегулированию через прямолинейные силовые методы... Нам необходима реформа международных институтов при укреплении центральной роли Организации Объединенных Наций», – сообщил Медведев.
«В этих же рамках должны развиваться механизмы лидерства тех государств, которые несут особую ответственность за положение в мире. И такой механизм должен быть по-настоящему представительным... Именно это является основой современной демократической архитектуры международных отношений», – отметил президент, добавив, что такой подход необходим и в работе над реформой СБ ООН, и в деятельности «группы восьми».
Россия, как следовало из слов Медведева, и дальше намерена играть роль хранителя международного права, которое нарушил Запад в случае с Косово.
«К сожалению, именно к таким действиям приходится отнести ряд весьма печальных эпизодов последнего периода, в частности одностороннее провозглашение независимости Косово», – отметил Медведев.
Российский президент заявил, что «унаследованный от прошлого крен в сторону силовых методов по целому ряду направлений усиливается, и мы об этом хорошо знаем».
Медведев дал понять, что Россия не должна превращаться в СССР, экспортировавший смену режимов и собственную идеологию по всему миру.
«Идеологическими инвестициями мы сыты по горло. Они были, вы знаете, в прежний период, и отдача от них совершенно понятно, какая. Выцарапываем свои деньги через различного рода международные механизмы, потраченные неэффективно для поддержания коррупционных режимов. Этого в будущем быть не должно».
Важнейшим направлением внешней политики Медведев считает отношения с Евросоюзом.
«Несущей опорой большой Европы без разделительных линий могло бы стать стратегическое партнерство между Россией и Евросоюзом, которое включало бы эффективное экономическое взаимопроникновение на основе согласованных правил игры, в том числе и в топливно-энергетической, и высокотехнологичной сфере»,
– сказал президент.
Отдельным приоритетом внешней политики, заявил Медведев, должна стать защита русскоязычного населения за рубежом. «Защита и отстаивание этих прав – это элемент нашей общей комплексной работы».
В целом речь президента произвела впечатление жесткой, но обтекаемой, что, впрочем, для программных речей вполне нормально.
Вопрос в том, каким действиями российский президент будет воплощать задуманное в жизнь. Ближайшее время покажет, будет ли Дмитрий Медведев только пугать Запад грозными речами, как его предшественник, или же новый президент способен и на действия в соответствии с содержанием своих выступлений.