Роман Абрамович покинул Чукотский престол.
И это нормально — ведь у него, как у всякого человека, есть множество интересов, приоритетность которых изменяется со временем.
В 2001 году бизнесмен Абрамович хотел руководить регионом, который, при всем его малолюдстве предоставлял неплохие возможности для компаний — в связи с почти катастрофической ситуацией на Чукотке был введен льготный налоговый режим.
Абрамович зарегистрировался в АО и зарегистрировал там свою компанию Сибнефть. С тех пор чукчи пережили настоящий период национального возрождения. Благодаря Абрамовичу.
Свою задачу он счел выполненной еще в 2006 году.
Кто-то говорит, что АО перестал интересовать Абрамовича сразу, как только регион лишился льготного налогообложения. Возможно, это и так, не знаю. Но руководство страны посчитало, что пока оставлять Чукотку без такого менеджера не стоит.
И Абрамович возглавлял регион еще полтора года.
За этот период доходы бюджета Чукотки выросли в 6 раз. Был пиковый 2004 год — когда доходы АО по сравнению с 2000 годом выросли вообще в 9 раз, но и того, что получает сам бюджет региона сейчас вполне достаточно для жизни и развития.
Тем более, что если тогда наполнение бюджета прирастало за счет двух компаний — РУСАЛа и Сбинефти, сейчас, после ухода в 2006 году Сибнефти в Петербург, доходная база региона куда как шире.
Пять лет Чукотка пользовалась тепличными условиями. Потом она стала развиваться самостоятельно.
Приведу некоторые достижения Чукотки.
Финансирование ЖКХ за 8 лет возросло в 23 раза. Расходы на образование и здравоохранение возросли в 7 раз. Расходы на искусство и культуру — в 14 раз. Абрамович открыл около 20 новых школ, оснастил по последнему слову 20 школ старых. Для чукчей было построено порядка 30 современных медицинских центров и больниц. В столице региона открыты супермаркет, кинотеатр, ресторан, музей и культурный центр, где возрождают языки чукчей и эскимосов.
Мало? Но ведь на Чукотке проживает всего лишь 50 тысяч человек. Ну и рождаемость… В 2000 году — 600 человек. В 2007 году уже 850. Это для 50-тысячной Чукотки огромная цифра.
По данным разных источников Абрамович вложил в экономику Чукотки более 1,5 миллиарда долларов, и обеспечил внутренние инвестиции на сумму в 1 миллиард.
Помимо возрождения эскимосского языка, Абрамович удвоил поголовье оленей, сократившееся к 2000 году по сравнению с советским периодом в пять раз.
Чукчи молятся на Абрамовича в прямом смысле этого слова. Для них он много важнее, чем даже Путин. И вот это обожание и преклонение, похоже, стали для Абрамовича обузой.
Трудно быть Богом, тем более, когда ты понимаешь, что не являешься даже пророком.
При этом он уже «наигрался» в роль предводителя чукчей. Его приоритеты снова изменились. Серьезное значение имеет и то, как второй президент России продемонстрировал, что за посты цепляться не стоит. Путин покинул свой пост после двух сроков пребывания во главе государства. И это был внятный сигнал представителям элиты. Особенно тем, которые несменяемо сидят на своих тронах десятилетиями.
Абрамович своим поступком демонстрирует, что он согласен с тем, что несменяемость вредна русской политической культуре.
Ну и, конечно, мессианская роль с определенного периода уже не входит в еврейский архетип.