Провал Газпрома в Ашхабаде

Первый в этом году визит главы "Газпрома" Алексея Миллера в Ашхабад аналитиками однозначно характеризуется как провальный, как с экономической, так и с дипломатической точек зрения.

Руководитель Газпрома впервые за долгое время не был принят президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедовым, единственным лицом в Туркмении, принимающим решения по газовым вопросам.

Ашхабад не дал никаких комментариев по визиту Миллера, не было даже упоминаний о самой встрече с делегацией "Газпрома".

В результате делегацию Газпрома принимал вице-премьер Тачберды Тагыев.

В Газпроме это объяснили тем, что переговоры о ценах на газ с 2009 года и на долгосрочную перспективу носят только предварительный характер.

Как было сказано, тема газового сотрудничества будет обсуждаться на двусторонней встрече президентов России и Туркмении в конце недели в Санкт-Петербурге на неформальном саммите СНГ.

Но все эти объяснения Газпрома являются только желанием сделать хорошую мину при плохой игре.

Поведение руководителя Туркмении явно говорит о том, что договоренности с Газпромом, а, значит, и с Россией более не являются для Туркмении приоритетом. 

Туркменский лидер накануне визита Миллера вел активные переговоры с альтернативными покупателями газа. 

В частности, президент Бердымухаммедов подписал меморандум с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом и ездил в Азербайджан обсуждать в том числе Транскаспийский газопровод. В конце мая он принимал помощника госсекретаря Ричарда Баучера, который убеждал туркменского лидера в необходимости диверсификации маршрутов.

Итогами переговоров в Ашхабаде, как сообщил "Газпром", стало то, что стороны полностью удовлетворены положениями долгосрочного контракта на закупку туркменского газа. Газпром готов платить за газ на туркменской границе цену, рассчитанную исходя из стоимости газа для клиентов "Газпрома" в ЕС (за вычетом транспортных расходов и обычной нормы прибыли).

То, что руководство Газпрома было вынуждено примириться с пренебрежением со стороны президента Туркмении и пойти на не вполне выгодные условия контракта может служить косвенным подтвержением того, что дела с собственной добычей у Газпрома идут не так хорошо, как об этом говорится и существует необходимость признавать условия среднеазиатских поставщиков, чтобы выполнить обязательства перед западными покупателями.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram