Особенность нынешней российской ситуации заключается в том, что в обществе периодически вспыхивают панические страхи и ожидания, которые быстро захватывают большие массы людей. Некоторые из этих слухов носят общероссийский характер, например, слухи об исчезновении соли, охватившие все регионы. Другие слухи носят региональный характер и привязываются к местной специфике.
Источником подобных умонастроений является подспудное, невидимое на политическом уровне, существующее в обществе колоссальное напряжение и подсознательное ожидание катастрофических событий. Причем благополучная, спокойная обстановка еще больше нагнетает это ощущение неизбежности наступления катаклизма, кризиса, катастрофы.
Это является специфической чертой состояния общества, причем необычайно для него опасной, поскольку спровоцировать проявления в социально активной форме этих подсознательных фобий могут самые мелкие события, которые выступят в качестве спускового крючка. Поэтому в разных ситуациях мы будем видеть панические настроения людей по самым разным поводам.
Но важны не поводы, а аномальное состояние нынешнего российского общества, причем в силу этого давления (в первую очередь, давления страха) просыпаются самые архаичные пласты сознания, что делает их потенциально опасными в силу того, что они не поддаются регулированию политическими средствами. Политика — это уже современность, и этот инструмент неспособен эффективно регулировать архаику.
Российское общество в значительной степени является архаичным. Вспомним хотя бы резкий взрыв архаичных настроений по поводу и в связи с планировавшимся уходом Путина с поста президента.
Этот феномен — какие слова и образы использовались в обществе — надо изучать и изучать десятилетиями, потому что редко можно найти в современном развитом обществе такой выброс глубинной архаичной культуры.
Что касается панических настроений, которые вызвали слухи об аварии на АЭС под Санкт-Петербургом, то они, естественно, меньше всего связаны с реальной опасностью и с реальными угрозами, которые могут исходить от этой атомной станции, просто накопившаяся энергия страха, энергия ожидания катастрофы обязательно должна была каким-то образом проявиться.
В данном случае зацепка в силу случайных вещей произошла на атомную станцию, и народ кинулся скупать йод, вместо того, чтобы приобрести дозиметр и проверить верность этих слухов.
Но в любом случае от архаичного сознания не стоит ожидать разумного, осмысленного поведения. Не было бы слухов об аварии на АЭС, была бы другая причина, точно такого же страха — химические вещества или необычный вирус, или неведомо откуда взявшийся маньяк.
Не имеет значения, что станет спусковым крючком, но все эти феномены надо собирать и изучать, они расскажут о нашем обществе и о состоянии, в котором оно находится, гораздо больше, чем все анализы и исследования политологов, базирующих свои выводы и прогностические построения на сугубо рациональных схемах.