В первой статье на финальную тему я имел честь писать нечто следующее:
«Но каждый отдельно взятый оппозиционер — т.е. гражданин РФ, который действительно считает, что нам нужна другая Россия, великая, единая и справедливая, — должен всё-таки болеть за «Манчестер». Громко или тихо, дома или в баре — но без колебаний и до конца. И эта концентрированная энергия протеста прольётся на «Лужники». Чтобы помочь «Манчестеру» победить».
Так и случилось.
Протестная энергия рухнула на стадион апокалиптическим дождиком. А сгусток её превратился в лужицу, на которой поскользнулся Джон Терри. Капитан «Челси».
Тот, кто назначен был похоронить русскую оппозицию пятым одиннадцатиметровым ударом, но так никогда и не сделал этого.
И еще, как и было записано, матч и его великий победитель снова напомнили нам: KEEP FIGHTING! NEVER GIVE UP!
В ту историческую секунду, когда твоё поражение уже представляется совсем неизбежным, ты все-таки не отрекаешься. И тогда твой Бог, который не фраер, — не выдаст.
Во всей этой сумасшедшей истории остался один человек, которого чуть-чуть жалко. Авраам Грант.
Грузный, на шестом десятке еврейский парень, который вовсе не собирался хватать с местного неба раскаленные звёзды. Его сонная карьера могла завершиться где-нибудь в сытом «Амкаре» / «Рубине», а то и в «Нефтчи» (Баку). Но судьба бросила Гранта на «Челси».
По одной причине: он не строил из себя специального гения и умел правильно слушать Хозяина. И делать вид, что верит: Хозяин таки да, разбирается в футболе лучше остальных смертных. Почему? Потому что — вы понимаете! — у Хозяина очень много денег. А значит, он разбирается во всех делах лучше тренера, у которого не очень много денег. Ведь если бы тренер понимал про жизнь лучше Хозяина, то тогда у тренера было бы очень много денег, а у Хозяина — не очень. А раз очень много всё-таки у Хозяина — и т.п.
Когда хмурый, как вечный неудачник из братьев Коэнов, Авраам Грант очутился главтренером «Челси», его едва не затравили британские газеты. Ведущие игроки клуба позволяли себе отзываться о нем непочтительно. Но — как и положено немолодому аиду знающему вкус передряг — Грант смирился.
И в смирении своём забрался аж в финал Лиги чемпионов, что не удавалось «Челси» и при великом Моуринью. Но триумфатором Авраама всё же не назовут. В истории «королевского клуба» он так и останется случайным еврейским недоразумением. Такова его финальная доля.
А мы сейчас должны поздравить не только «Манчестер Юнайтед» и самих себя несогласных, но, конечно, продавцов произведений искусства.
Вчера Роман Абрамович окончательно убедился, что футбол — это такая заколдованная территория, где его диалектическая триада (деньги + технологии + фарт) почему-то не совсем работает. То есть сначала работает, но потом не приносит главных побед.
А значит, пришло время переключаться на художества. И вместо Баллака и Дрогбы покупать Люсьена Фрейда и Френсиса Бекона.
Эти уж точно — с трех метров не промахнутся.
К тому ж, говорят, Её Величество любит живопись пуще футбола. Может, она всё же насыплет золотых орешков в ладони нашему мальчику? Дорогие арт-дилеры, мужайтесь: Абрамович поднимет ваш рынок вдвое-втрое, как уже сделал он с рынком футбольным. Этот шанс даётся один раз, и поспешите его благоговейно не упустить.
Кстати, где там сейчас бриллиантовый череп Дамиана Херста? Он лучше всех украсил бы парадную лестницу в личной резиденции плеймейкера российской олигархии.
* * *
Но скромнобедный шанс остается и у нас. Надеяться и ждать. Ждать и надеяться.
Одна тридцать вторая финала позади. А сколько еще всего впереди! Даже если родились мы не вовремя.
Продолжение следует.