Левиафан, Бегемот и Бармаглот: вечный бой с печальным исходом

Я специально отбился в среду с актуальным сюжетом про грызню начальства между собой. В пятницу я предпочитаю писать о серьезных вещах. И сегодня я хочу поговорить о всемирной истории. Я уже мельком говорил о ней в колонках о государстве.

Но чувствую, что из-за краткости моих рассуждений о типах государств многие читатели меня не поняли. Поэтому сегодня я хочу попытаться быть более подробным.

По моему мнению, вся человеческая история, начиная с неолитической революции, и вплоть до возникновения современного общества в Европе в XVII-XIX веках, может быть описана как переплетение двух видов циклических процессов.

Пока людей в первых крестьянских общинах было достаточно мало, господствовала трудовая организация общества, весьма сходная с организацией жизни русской крестьянской общины 19 века. По мере увеличения численности крестьянского человечества, когда количество плодородных земель стало исчерпываться (на это ушло несколько тысячелетий), стали происходить процессы имущественного расслоения в деревне, вполне подобные тем, которые мы знаем по отечественной истории конца 19 — начала 20 веков. Хотя, пожалуй, они больше походили на процессы имущественного расслоения в той же Камбодже в период, предшествовавший революции красных кхмеров.

Я имею в виду, что процесс возникновения кулачества и бедноты сопровождался постепенным превращением кулаков в помещиков, возникновением ростовщичества и долгового рабства.

Ремесленничество, судя по всему, также возникло в результате аграрного перенаселения, породив постепенное превращение ремесленных кварталов и поселков, обменивавших продукты ремесла на хлеб, в города. Города довольно быстро стали буржуазно-эксплуататорскими.

Когда процесс перенаселения дошел до предела, в ходе войн за кусок хлеба произошла первая социалистическая революция, породившая первое тоталитарное государство — социалистическую империю.

С одной стороны, империя чрезвычайно сильно поработила людей почти во всех смыслах — все люди должны были поклоняться священной особе царя и подчиняться его «длинным рукам» — священной иерархии жрецов, писцов и воинов.

Однако империя была первым в истории человечества механизмом освобождения от плутократического хищничества и паразитизма. И дело не только в том, что империи породили «мегамашину» — пирамиду бюрократической организации коллективного труда, повысившие производительность труда в сельском хозяйстве в разы, хотя и за счет сильнейших ограничений свободы практически всех. Главное, что империя впервые в истории человечества реализовала механизм справедливости, произведя «раскулачивание» — отменив долговое рабство, регулярно отменяя долги и выравнивая крестьянские наделы. Впрочем, в предельных случаях, империя часто ликвидировала и саму крестьянскую общину, так сказать, «переходя от колхозов к совхозам», превращая крестьян в сельскохозяйственных рабочих, работающих за паек.

Другим механизмом реализации справедливости в империях была чрезвычайная жестокость священной царской власти к коррумпированной бюрократии. История империй — это история «репрессий»: жестоких пыток и квалифицированных смертных казней чиновничества. Повторяем: чиновничества. Острие репрессий всегда заточено против бюрократии.

По мере того, как чиновничество пытается защититься от репрессий, империи разлагались. То есть в империях начинались типовые процессы «оттепели», постепенно переходящие в хорошо знакомый нам процесс «обмена власти на собственность». Империи «феодализировались» или, лучше сказать, плутократизировались.

За этим следовали процессы нарастающего имущественного расслоения, в конечном счете, приводившие к очередной социалистической революции. В истории Китая, к примеру, такое происходило чуть ли не больше 10 раз.

Этот же циклический механизм описан еще Аристотелем и Полибием.

Разумеется, такой «идеальный» цикл происходил не всюду и не всегда. К примеру, на Ближнем Востоке в древности социалистическая империя часто сосуществовала с вполне буржуазно-плутократическими самоуправляющимися городскими общинами. Но чаще всего империи разрушались в результате варварских завоеваний.

Варварское государство — это еще один тип государственности, отличный как от социалистической трудовой крестьянской общины и тоталитарной бюрократической социалистической империи, так и от буржуазно-плутократических городских республик. Лучше всего варварскому государству подходит название оккупационного режима. Варварские государства возникали в результате завоевания воинствующими племенами трех других типов государств. Варвары — это племена с военной организацией общества. В первую очередь, это кочевники-скотоводы, во вторую — другие разбойники: горцы и пираты. Этот тип государственности можно также назвать бандитским. Особенно это выражено в варварских государствах кочевников, которых привычки обращения с животными естественно приводили к обращению с завоеванными как со скотами.

Варварское государство — это государство, во главе которого стоит «дружина» свободных завоевателей, превратившая земледельческое население в рабов, илотов или данников.

По мере разложения варварской верхушки сладостями плутократического образа жизни, она сменяется новыми, еще сохранившими исходную бандитскую жестокость завоевателями, как это описано еще средневековым арабским историком Ибн-Халдуном.

Это — второй базовый идеальный цикл.

Общим в обоих циклах является то, что фактор разложения у империй и варварских государств совпадает: это коррупция и обуржуазивание верхушки. Но в одном случае разложение приводит к социалистической революции, а в другом — к варварскому завоеванию.

Переплетение двух базовых циклов — цикла разложения и возрождения империй с циклом разложения и возрождения варварского государства образует всю конкретику домодерной истории.

Приведенное описание чем-то сходно с истматовским. Империи напоминают «азиатский способ производства», варварские государства — феодализм и классическое рабовладение, плутократические города — опять же классическое рабовладение и капитализм.

Однако мы видим здесь не «формационную магистраль», и даже не «формационный веер», а переплетение четырех укладов, один из которых трудовой, а три репрессивные, основанные на господстве меньшинства и двух типов исторических циклов.

Существенно то, что все три базовых уклада, возникших в результате разложения неолитической крестьянской общины и волн варварских завоеваний — бегемотистая тоталитарно-социалистическая империя, оккупационное варварское государство-Левиафан и плутократический буржуазный город-бармаглот являются одинаково или почти одинаково людоедскими. Разве что империи чуть получше, ибо, в определенной степени, обеспечивают более-менее сносную жизнь простому народу.

Однако все эти людоедские циклы дают полное основание рассматривать историю человечества до нового времени как кошмар. Люди могли выбирать лишь между тоталитаризмом, оккупацией и эксплуатацией, то есть тремя формами тотального господства и порабощения большинства.

Выход из этого кошмара наметился еще в европейском средневековье, и начал реализовываться в новое время. Но это, как говорится, совсем другая история.

* * *

PS. На меня повлияли, разумеется, при написании этой колонки, чрезвычайно многие авторы. Но особенно сильно Карл Витфогель, Луис Мамфорд, Игорь Шафаревич и Сергей Нефедов. И если первые три мыслителя сегодня широко известны, то имя автора «Курса всемирной истории» екатеринбуржца Сергея Нефедова, на мой взгляд, лучшего, на сегодняшний день, русского историка, известно незаслуженно мало. Поэтому я не могу лишить себя удовольствия рекомендовать вам его сайт http://hist1.narod.ru. Почитайте — не пожалеете.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram