Как и предсказывали многие аналитики, с момента изменения статуса президента Д.А.Медведева с «избранного» на «действующего», начал раскручиваться аппаратный конфликт между ним и ныне уже экс-президентом страны В.В.Путиным.
Логика развития этого конфликта, по большому счёту, не зависит даже от личной воли двух его участников и, во многом, не несёт в себе какого-то конструктивного целеполагания.
Другими словами, шаги, предпринимаемые обоими участниками конфликта для ущемления друг друга вовсе не обязательно организуются ими лично, но могут проявляться в виде выхода на поверхность тайных бюрократических течений. Точно так же, никакой особой пользы от действий, предпринятых в отношении оппонента, каждый из участников противостояния в любом конкретном случае может и не получать.
Хорошей иллюстрацией к этому рассуждению являются вчерашние, казалось бы, рутинные распорядительные шаги, предпринятые новым Президентом РФ, а именно кадровые перемещения в силовых структурах и изменения соподчинённости между отдельными околоправительственными структурами.
Хорошо известным фактом является то, что Федеральная Служба Контроля за оборотом Наркотиков была создана Путиным в качестве своеобразного противовеса ФСБ. Затея оказалась не вполне удачной, что продемонстрировала осенняя разборка между спецслужбами, закончившаяся посадкой в СИЗО заместителя директора ФСКН генерала Бульбова. Сам директор опубликовал в газете Коммерсантъ статью, в которой прямо обвинил ФСБ в том, что оно оказало давление на людей, принимавших участие в расследовании противоправной деятельности отдельных сотрудников ФСБ.
Похоже, что эта история перешла на новый этап — вчерашними указами Медведева и Черкесов, и Патрушев переведены на новые места работы (что логично и предсказуемо), но в отличие от нового руководителя ФСБ, назначения нового руководителя ФСКН не воспоследовало.
Перспективы самостоятельной дальнейшей деятельности этой организации, на наш взгляд, стали несколько туманными.
Аналогичное, малозаметное для посторонней публики административное изменение коснулось и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Формальная передача её в ведение Министерства природных ресурсов и экологии, т.е. понижение её статуса с самостоятельной госструктуры до одного из подразделений одного из министерств, произведённая ещё одним указом Д.А.Медведева для специалиста выглядит агрессивным наступлением на аппаратные позиции нового премьера правительства.
Как уже указывали в своём докладе специалисты Института Сакральных Исследований, наиболее вероятным местом трудоустройства В.В.Путина как международного чиновника на ближайшее будущее является Всемирная Метеорологическая Организация (WMO).
Вполне очевидно, что снижение статуса отечественного уполномоченного института — члена WMO носит отнюдь не только моральный характер (хотя и он имеет значение — если переход в 2009 году В.В.Путина с поста члена правительства на пост руководителя одной из правительственных структур ещё является аппаратно возможным, то переход его на должность руководителя подразделения, подчинённого министерству выглядел бы совсем уж неприлично. Но без формального руководства специализированной организацией Путинские претензии на посты в руковдстве WMO выглядели бы намного слабее).
Однако реальные смысл и последствия этого изменения можно осознать, только ознакомившись с содержанием Приложений к Резолюции 40 Конгресса WMO, из которых явственным образом следует, что лишённая позиции независимого правительственного агентства Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды почти автоматически лишается так же и прав некоммерческого пользователя гидрометорологической информации, которую до последнего времени как представитель России эта служба получала в рамках международного обмена.
С точки зрения международной бюрократии ликвидация независимого статуса Национального Метеорологического Института более или менее равнозначна, например, ликвидации независимого статуса Национального Банка страны — и с теми, кто это проделал, вполне можно себя вести как с неразвитыми странами «переходного переиода», в том числе, продавать им за деньги жизненно важную информацию, которую цивилизованные страны получают бесплатно.
Разумеется, подобные действия по ухудшению своего положения, добровольно предпринятые Россией, существенным образом портят в глазах мирового сообщества не только её собственную репутацию, но и репутацию лиц, официально делегируемых РФ в управляющие международные структуры.
Экспертная группа ИСИ продолжает тщательно отслеживать ситуацию, однако на текущий момент она не прогнозирует долговременных последствий данного решения — вполне очевидно, что оно было подготовлено на достаточно низком уровне бюрократической пирамиды, функционерами, не посвящёнными в тонкости высокой международной политики.
Можно предположить, что сроки действия указа Д.А.Медведева в данной части будут минимальными — так же, как для обратного преобразования только что созданного Министерства Транспорта и Связи в отдельные Министерство Транспорта и Министерство Связи В.В.Путину в своё время хватило одного внепланового визита Кондолизы Райс в Москву.
Так и Д.А.Медведеву, по всей видимости, окажется достаточным какой-нибудь не вполне запланированной встречи с каким-то скучным международным бюрократом, приехавшим поздравить нового Президента страны со вступлением в должность.
Аркадий Флоров, консультант сакрально-патриотического отдела АЦ ИСИ
Гейдар Зафигуллин, консультант евразийского отдела АЦ ИСИ