С одной стороны, то, что Путин возглавил «Единую Россию», - это очень прогрессивный шаг, потому что постепенно мы приближаемся к цивилизованному формированию правительства. Но с другой стороны – это шаг, направленный на сохранение власти, потому что по Конституции президент имеет право выходить со своими предложениями, независимо от большинства, но поскольку большинство у премьера, соответственно, предложения президента могут быть заблокированы, если они не отвечают интересам премьера.
О том, что это принесет России, говорить пока рано, здесь есть сдержки и противовесы, но когда появляются сдержки и противовесы, они обеспечивают внутренний конфликт. Пока совершенно ясно, что полномочия президента этой новой конфигурацией ограничиваются.
Что касается реформирования «Единой России», о котором было заявлено на съезде, то этого не случится, эта партия устраивает власть, тем более что партия не идеологическая. Но порядок в этой организации будет наводиться – более тщательно будет подбираться кадровый состав, чтобы с точки зрения власти это была более надежная структура. Подбор членов партии производится индивидуально – она подбирается по именам, по лицам, по наградам, по популярности, - всех этих людей завлекают в партию, чтобы потом посадить в президиум (вы заметили, каким был его размер на съезде?), для того, чтобы показать президиум, сказать: посмотрите, какие хорошие красивые лица.
Что касается становления партийной системы в связи с изменениями, произошедшими на съезде «Единой России», то две других крупных партии, которые сегодня есть, - они останутся, сохранят свое значение: Компартия, ЛДПР. Что касается третьей партии, наверное, ее будут создавать, потому что предыдущие опыты оказались неудачными. С Рогозиным – это был совсем неудачный опыт. Что касается случая с Мироновым, то здесь мы приближаемся к скандалу, к вражде с «Единой Россией», поэтому и «Справедливую Россию» будут, скорее всего, модернизировать.
Конечно, четвертая партия нужна. Вот если бы и Путин, и Медведев возглавили каждый свою партию, это было бы интересно – тогда партии начали бы работать. Потому что когда партия создается для того, чтобы голосовать за программы, спускаемые сверху, то это уже не партия. «Единая Россия» - это не партия, у ней отсутствуют основные признаки партии.
Возникнет ли четвертая крупная партия как результат развития «Единой России» - не знаю. Ну них будет у них, как объявлено, три клуба: центр, левые и правые, - но я не думаю, что этого достаточно. Скорее всего, нужна еще одна партия, которая придерживалась либерально-демократического направления. Если такую партию не создаст власть, то она будет создана оппозицией.
Путин возглавил «Единую Россию» именно для того, чтобы вернуться на президентский пост в 2012 году. Для этого он и дал программу на 12 лет – этим он показал, что он дал программу, ему ее и осуществлять. Сначала в роли премьера, потом в роли президента.