Почему одни государства возносятся к вершинам успеха и славы, а другие бесславно гибнут, едва начав свой путь, или веками прозябают в бедности и зависимости? В исторической перспективе добиваются успеха, выигрывают те страны и нации, кто смог уловить смысл исторического процесса.
«Обывателю», человеку, не привыкшему мыслить глобально, представляется, что современная ему политика движется исключительно мелкими амбициями и поисками сиюминутной выгоды. Однако, в действительности, это не так. Исторический процесс подчиняется своим законам, история — это Большая Мистерия. И добиваются в ней успеха те, кто смог понять смысл её хода. Особенно это понимание важно для государств, которые, подобно Казахстану, только что вступили на путь независимого существования.
Одной из основных идей, которые занимают Человечество вот уже почти три тысячи лет, является идея строительства Иерусалимского Храма и связанного с ним прихода Мессии.
Мы попытаемся показать, в чем именно она состоит.
Еще лет сто пятьдесят абсолютно всем, и евреям и неевреям, было само собой понятно, что главное дело, которым евреи займутся после того, как вернуться в Землю Израиля и создадут там независимое государство, будет строительство Иерусалимского Храма и возрождение Храмовой службы — «работы жертвоприношений». Ведь заповедь строительства Храма является одной из центральных в иудаизме, одной из трех заповедей, которые еврейский народ обязан исполнить после возвращения в Эрец Исраель. Обязанность осуществить ее возложена на каждого еврея, в строительстве Храма должны принимать участие даже женщины.
Будущий еврейский Храм рассматривался всеми, одними с надеждой, другими с опаской, как место, претендующее на роль духовного и религиозного центра человечества. Представление это разделяли и христиане и мусульмане, недаром одно из названий Иерусалима по-арабски — «Бейт-аль-Муккадас», то есть арабизированное ивритское «Бейт-ха-Микдаш», Храм. А знаменитый Золотой Купол, сооружение, именуемое Кипат-а-Села на иврите (Куббат ас-Сахра на арабском, его еще часто называют Мечетью Омара) — на самом деле не мечеть, а купол, специально построенный отвевавшим Иерусалим у христиан-византийцев в 667 году н. э. халифом Омаром над местом, где находилось сердце Храма — Святая Святых и главный жертвенник.
Согласно Торе, Храмовая гора — это место, избранное В-севышнем. Место, откуда началось сотворение мира, место, на котором был сотворен Адам, и где Авраам готовился принести в жертву Ицхака. Поэтому именно тут стояли два Великих еврейских Храма (Второй Храм был разрушен римлянами в 70 году н.э., а Первый -- вавилонянами в 586 году до н.э.). Храмовая гора — это место, где небо соединяется с землей, где постоянно Божественное присутствие. Мир должен находиться в гармонии со В-севышним. Пока не отстроен Третий Храм, гармонии не будет. В Мидраше говорится: «Если бы неевреи знали, насколько важен Храм, они бы поставили вокруг него войска и заставляли евреев в нем молиться»(Бамидбар Раба 1:3). Нормальное существование мира зависит от того, совершаются ли в Храме жертвоприношения и произносятся молитвы. Пока Храма нет, мир будет в состоянии болезни.
Многие люди, недостаточно знакомые с еврейской традицией, полагают, что Третий Храм может построить только человек (именуется он Машиах, Мессия), наделенный какими-то сверхъестественными способностями.
Однако Машиах — это такой же человек, как и все остальные, простой смертный. Это предводитель еврейского народа, который выгонит изменников, разобьет внешних врагов, и организует народ на строительство Храма. Величайший законоучитель иудаизма Маше Бен Маймон, (иначе именуемый Рамбам, а в европейских источниках — Маймонид, (1135, Кордова, Испания — 1204, Фостат /Старый Каир/, Египет) в своем фундаментальном кодексе «Мишне Тора» (этот кодекс лкжитв основе современного иудейского Закона Галахи) формулирует это так
«Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса и знамения, отменять законы природы и воскрешать мертвых, и делать подобные вещи, как утверждают глупцы. Это неверно.
Не полагай, что в дни Машиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде. А то, что сказал пророк Йешаягу (Исайя): «И будет жить волк рядом с овцой, и леопард будет лежать рядом с ягненком» (Йешаягу, 11:6) — образное, иносказательное выражение, смысл которого в том, что Израиль будет в безопасности от злодеев мира, которые уподоблены волкам и леопардам… И вернуться все к истинному закону (вере), и не будут грабить и разрушать, но станут брать только дозволенное им Всевышним, как и Израиль, как сказано: «И лев по утрам будет есть солому» (Йешаягу, 11:7)».
Теоретически, Машиахом может стать любой еврей — руководитель национального масштаба, например. премьер-министр Израиля.
Насколько сегодня реально, с практической точки зрения, начать строительство Храма?
Никаких неустранимых препятствий тут нет. И задача это не только для евреев,:строительство Храма — всемирно-исторический процесс. Еврейский народ выступает тут как авангард всего человечества. Это интерес не только евреев, но и всех людей.
Можно сказать, вопрос этот — вопрос выживания человечества.
Современная цивилизация исчерпала себя — люди уже не могут справиться с теми силами, которые они выпустили на свободу. То, что человечество еще не уничтожило себя в какой-то техногенной катастрофе, типа ядерной или бактериологической войны — чудо, все предпосылки для глобального самоубийства рода людского были и есть. Все модели общественного устройства, которые имеются на сегодняшний момент — неадекватны, ведут человечество в пропасть. Или наркомания и отрицательный прирост населения на Севере — или терроризм, нищета и тотальная коррупция на Юге.
Наступающая постиндустриальная эпоха диктует необходимость во всемирной революции — революции Знания и Духа. И Храм должен стать центром такой революции.
Надо сказать, понимание важности Храма присуще не только еврейской традиции. Знаменитое масонство, «братство вольных каменщиков» первоначально ставило своей целью именно духовную подготовку человечества к строительству Храма. Не так давно движение «Беад Арцейну» («За Родину»!) начало политическую кампанию за то, что бы ООН приняла резолюцию о необходимости строительства Храма. Это звучит как фантастика. Но ведь 70 лет назад и резолюция ООН о создании Израиля — это было еще более фантастично.
Один из первых вопросов, который возникает при обсуждении проблемы Храма — какова судьба находящихся на Храмовой горе мечетей? Разрушить мечети и построить на их месте Храм?
Арабы первыми начали войну с евреями, мечети на Храмовой горе постоянно используются как центр антиизраильской пропаганды организации волнений — так что, согласно законам войны, Израиль имеет полное право разрушить их.
Однако без разрушения можно и обойтись.
Согласно галахе (Закону) (об этом прямо пишет Рамбам) еврею можно молиться в мечети. Непонятно, казалось бы, зачем Рамбам вообще об этом писал — кому придет в голову идти в мечеть, чтобы читать там еврейские молитвы. Но известно, что еврейские мудрецы так просто ничего не говорят. Имеется в виду именно наше, предмесссианское время. Если бы на Храмовой горе были не мечети, а церкви, то этими помещениями, согласно Закону, нельзя было бы пользоваться. Мечети же, поскольку там нет никаких изображений, которым поклоняются — икон, идолов, — их можно использовать и для еврейского Б-гослужения.
Тем более, что, как мы уже отметили, Кипат-а-Села, известный «Золотой купол», хотя его еще часто называют Мечетью Омара — это вообще не мечеть. Халиф Омар построил это здание вокруг Скалы, на которой располагался большой Жертвенник Храма, что бы хранить это место (именно с этой Скалы и началось сотворение мира).
Самое главное в Храме — это большой жертвенник, он стоит как раз на Скале, затем малый жертвенник и Менора (Светильник). Когда есть они, — уже есть Храм. Само же здание, сколь великолепным оно бы не было — это, можно сказать, коробка. Остальное можно добавить потом. Строительство здания, достойного Третьего Храма — это задача не одного дня. А функционировать Храм должен начать немедленно — то есть мы можем поставить над Скалой жертвенник (необходимо только, что бы жертвенник был под открытым небом, надо убрать купол или его часть), часть помещения Кипат-а-Села отделить специальным Занавесом (Парохет) под Святую Святых. Храмовая утварь (и Менора, и жертвенник, и храмовые сосуды) уже готовы — и можно начинать Работу Храма хоть сегодня.
Что же до мечети Аль-Акса — то она вообще находиться вне Храмовой Горы, эта земля была насыпана при царе Ироде.
Еще один интересный момент: пасхальная жертва, основное событие праздника Песах (Пасхи), приносится за день до его начала. Если этот день выпал на субботу, то все, кто приносят жертву, (а для населения сегодняшнего Израиля это несколько сот тысяч человек) после ее принесения должны оставаться на Храмовой Горе до конца субботы.
Где им поместиться? На самой Горе места для такого количества народу просто нет. Но вот несколько лет назад арабы построили на Храмовой Горе, точнее, в ее недрах, самую большую мечеть мира, на десятки тысяч человек, расширив и модернизировав так называемые Конюшни Соломона — подземный комплекс времен крестоносцев. И тем самым решили данную проблему — в случае, если Песах снова выпадет на следующий за субботой день, место для многочисленных паломников уже готово!
Это лишний раз подтверждает правоту древних книг Каббалы. Там говорится, что в награду за то, что сын праотца Авраама Ишмаель сделал обрезание в сознательном возрасте (13 лет), когда евреи отправятся в изгнание, В-севышний даст Ишмаелю охранять Землю Обетованную, с тем, что бы вручить ее по окончании срока изгнания законным владельцам — потомкам Ицхака и Яакова, то есть евреям. Арабы как раз и считаются потомками Ишмаеля. Им стоит просто примириться с очевидным ходом истории — и тогда острота конфликта спадет.
Правда, сейчас многие арабы Эрец Исраель начали именовать себя «палестинцами», то есть потомками филистимлян — народа, который не имеет отношения не только к Ишмаелю, но и вообще к семитам. Но это уже их проблемы — пусть сами решат, кто они такие.
Но надо отметить, что в Коране сказано, что Земля Израиля была отдана именно евреям! Вот что говорит Сура 5: 23-24 (пер. Крачковского):
«Вот сказал Муса своему народу:… О народ мой! Войдите в землю священную, которую Аллах предначертал вам, и не обращайтесь вспять, чтобы не оказаться вам потерпевшими убыток».
И далее в Коране, несмотря на осуждение евреев Мухаммадом, не говориться об отмене этого повеления. Храмовая гора же вообще не упоминается в Коране, в последующих преданиях о Муххамаде лишь говориться, что он вознесся на небо с Храмовой горы. Однако в целом это место не является священным для мусульман.
Почему же тогда арабы бояться, чтобы евреи молились на Храмовой горе? В отличие от современных израильтян, арабы придают большое значение духовной, тайно-мистической составляющей окружающей действительности (тут израильтянам бы не мешало немного поучиться у них). Они понимают, что молитвы на Храмовой горе несут огромную силу, и боятся, что еврейские молитвы могут им навредить.
Строительство Храма естественным образом связано и с выполнением других заповедей. Например, Тора предписывает, что границы Израиля должны быть, как говорит Пятикнижие, «от потока Египетского до реки великой, реки Прат», т.е. от Нила до Евфрата.
Как технически можно представить вариант, при котором границы Израиля будут простираться от Нила до Евфрата? И куда денутся те народы, которые сейчас проживают на этих территориях?
Для разрешения этой проблемы стоит обратиться к идее империи.
Конечно, слова «Израильская Империя» могут показаться непривычно-пугающими. Но стоит вспомнить, что механизм имперской организации общества и пространства — это механизм гармонизации интересов многих ради всеобщего блага. «Империя — это мир», гласит известная максима французского императора Наполеона Третьего. Каждый человек и каждый народ может внести в дело строительства и процветания империи свой вклад.
Проблема Израиля сейчас состоит в том, что реальные рычаги решения ближневосточного конфликта находятся не в Иерусалиме, и не в Рамалле, но в Америке, Европе или в арабских странах. И евреи, и местные арабы являются игрушками для сил, которые находятся далеко за пределами границ Израиля. Для того, чтобы в регионе воцарились мир и стабильность, народы Ближнего Востока должны быть в состоянии сами, в своих собственных интересах, определять свою судьбу.
Но, если взглянуть на арабский мир, то нельзя не заметить, что при всех колоссальных природных богатствах, которыми владеют арабские государства, он в целом остается коррумпированный и неразвитой частью цивилизации. Там нет ни высокой культуры, ни науки. Но нельзя ведь сказать, что арабская нация глупа. Ведь арабы знали блестящие времена, когда земли арабского халифата были авангардом цивилизации. Видимо, дело в отсталой и неэффективной социальной организации. Сейчас настало время многое менять в управленческой системе арабского общества, именно она не дает людям развиваться. Но правящие режимы, существующие сегодня в арабских странах заинтересованы в постоянной войне, как средстве сохранения своей власти.
И возрождающийся Израиль должен поставить их перед выбором:
«Мы предлагаем арабам войну до победного конца — если они будут продолжать убивать евреев, и мир — если они будут готовы жить с нами в мире. Мы выступаем за строительство Израильской Империи и готовы сотрудничать в деле ее создания со всеми народами региона — и с турками, с народами Кавказа, с курдами и с иранцами, (иранцам мы готовы помочь в деле свержения существующего исламистско-нацистского режима, с этим режимом, увы, никакие мирные инициативы невозможны), и с арабами».
Что касается арабов, проживающих внутри израильских границ — и в современном Израиле, и в будущей Израильской Империи — если арабы готовы жить в ней в качестве лояльных граждан — мы только приветствуем это. Для империи нет лишних людей.
Какими же методами возможно собрать земли от Нила до Евфрата? Ответ на этот вопрос давно уже подсказан историей. Любая империя создается комбинацией дипломатии, экономики и войны. Именно в такой последовательности. Как утверждал великий Клаузевиц: «Война — это продолжение политики иными, насильственными методами». Сначала, как и все цивилизованные люди, стоит попробовать договориться и решить проблему политическими методами, но если нас постигнет неудача, то придется применить силу. Война — это один из возможных, хотя далеко не единственный метод.
Стоит помнить также, что Израиль и так все время воюет, и не по своей воле. Так что не мы призываем к войне, а война призывает нас! «Хочешь мира — готовься к войне». Более 50-ти лет евреи живут в состоянии войны. И не евреи начали это противостояние, но вполне могут его закончить.
А что будет с палестинцами? Арабы являются гражданами Израиля, арабы на территориях, освобожденных в 67-м году, пользуются такими правами, которых нет у граждан большинства арабских диктаторских режимов, однако при этом арабы получают поддержку в своей борьбе с Израилем от окружающих арабских стран.
Надо понимать, что палестинцев, как отдельного народа, отличного от других арабских субэтнических групп, не существует, это искусственно сконструированная общность. Сконструированная теми, кому выгодна постоянная война в нашем доме — тут приложил руку и покойный Советский Союз, и реакционные коррумпированные режимы арабских стран, и США и ЕС. Тем арабам, которые не лояльны к Израилю, которые хотят его уничтожения — не место в Израиле: они должны быть или арестованы или депортированы. Тех же арабов, кто искренне хотят жить по израильским законам, став конструктивной частью строящейся Израильской империи — необходимо поощрять к этому.
Теперешние правители Страны поступают прямо противоположным образом, давая все преимущества тем силам в арабском секторе, кто открыто вступает за уничтожение Еврейского государства, бросая на произвол судьбы тех, кто поддерживает евреев в их борьбе. Печальный пример цадальников, увы, служит одним из самых ярких тому свидетельств.
И еще: когда мы говорим «Израиль от Нила — до Евфрата» — это подразумевает, в первую очередь сильную экономику. Без процветающей экономики удержать такую территорию нельзя. И наоборот, в тех тесных и неестественных географических рамках, в которых Израиль живет сейчас, никакая сильная экономика невозможна.
Сама логика национального выживания заставляет Израиль взяться за воплощение древних пророчеств.