Идём к успеху! Хроника шестая

На праздновании четырехлетия ИНС, прошедшем 9 апреля в «Савое», автор этих строк смеха ради заявил, что коллектив Института принял поистине революционное решение: осознавая значительное давление наших доходов на потребительский рынок, мы постановили привязать на ближайшие месяцы рублевые зарплаты к курсу доллара. Падает курс — уменьшаются выплаты — снижается инфляция. По общему мнению, передовой опыт ИНС в борьбе с ростом цен должен быть распространен во всех трудовых коллективах страны.

Немногие оценили шутку юмора. Похоже, что своих рецептов у власти нет.

ПЛЕСНЕМ БЕНЗИНЧИКА В ОГОНЬ!

Если бы только автор этих строк был таким прикольщиком, Россия была самой процветающей страной в мире. Беда в том, что весельчаков во власти становится все больше и больше.

За первую неделю апреля официальная инфляция подросла еще на 0,5%. Теперь ее рост с начала года составляет уже 5,3% при плановом годовом показателе в 9,5%. А в это время на коллегии Минфина ДМБ-2008 (весна) премьер Зубков требует от этого ведомства «цельной, осознанной программы, предлагающей универсальные механизмы» борьбы с инфляцией. Цены уже вовсю шагают вперед, а дембель Зубков к концу апреля хочет увидеть план действий по недопущению их роста. То есть, ближе к 30 апреля правительство получит секретные материалы, с 1 по 4 мая будет сажать картошку на дачах, 7 мая после инаугурации уйдет в отставку. А поговорить?

Это еще что! Одновременно с «цельной, осознанной программой» премьер-министр страны, ВВП которой по паритету покупательной способности опередил Францию и Италию, поручил Минфину совместно с Банком России разработать комплекс мер по поддержанию ликвидности банковского сектора. «При этом источником долгосрочных кредитов могут стать ресурсы Фонда национального благосостояния и Пенсионного фонда», — заявил Зубков.

Плоховато, мол, инфляционный костерок горит. Надо бы поддуть.

Вот она, вершина российской государственной компетентности! Кому как не Зубкову знать, что Минфин является давним и последовательным сторонником ограничения наращивания денежной массы в экономике? Что Кудрин считает рост количества денег одним из главных факторов высокой инфляции в прошлом году? Что согласно Бюджетному кодексу Фонд национального благосостояния внутри страны может расходоваться только на финансирование дополнительных пенсионных накоплений, а Пенсионный фонд России давно работает с колес?

И тут такое, да еще на коллегии Минфина! Как не вспомнить незабвенного Аркадия Михайловича с его бессмертным «Идиоты!».

О, бедный Кудрин! Теперь он подвергается идеологическим атакам даже в стенах родного ведомства. На той же коллегии Минфина пришедшая в чужой дом Набиуллина воспользовалась моментом и снова завела разговор о кудринском скопидомстве, твердя, что нынешняя бюджетная система не в полной мере отвечает приоритетам экономического развития, поскольку является инерционной.

«Нельзя жертвовать предсказуемостью, но необходима бюджетная гибкость реагирования бюджетной политики на приоритеты экономического развития», — предъявила она домашнюю заготовку. Как будто это Кудрин зажал деньги, предназначенные для нее и попутчиков.

До начала мая Кудрина даже в сортире доставать будут. Но он не сдается — к 1 августа 2008 года Минфин представит модель финансового плана развития страны до 2023 года.

Это значит, что, во-первых, «концепция–2020» без денег — бред собачий, во-вторых, не знаю, как Вы, Эльвира Сахипзадовна, а Алексей Леонидович ни в какую отставку не собирается.

ПОМОЖЕМ ИНФЛЯЦИИ РОСТОМ ТАРИФОВ!

Пока кризис государственного управления экономикой набирал обороты, другие факторы инфляции также не дремали.

Например, к 2011 году запланировано очередное повышение на 30% цен на газ. Это вполне объяснимо — в первоначальном варианте в 2011 году внутренние цены должны были достичь экспортных, но в те времена никто не предполагал, что мировая конъюнктура так скакнет. Теперь, как ни крути, а плановые $127,7 за тысячу кубов — это скорее подарок, а не «справедливая» цена. Так что нам еще регулироваться и регулироваться.

До половины электроэнергии вырабатывается с использованием того же газа. Неудивительно, что в 2008 году тарифы на электроэнергию возрастут не на 18%, как планировалось ранее, а на 23%. А где рост тарифов на электричество, там увеличение стоимости железнодорожных перевозок. И хотя тарифы на газ, электроэнергию и проезд на транспорте в базовой инфляции не учитываются, они все равно оказывают косвенное воздействие на ее рост. Все было бы не так плохо, и можно было «подкрутить» инфляционные показатели, если бы не подорожание продовольствия.

Где граница роста цен? Если зерно дорожает на 10%, цена хлеба прибавляет 1%. За последние два года цены на зерно в России выросли почти на 200%, а на хлеб — не более чем на 50%. Так что даже в нынешних экономических условиях цена готового хлеба может вырасти в два-три раза.

Говоря «в нынешних условиях», мы подразумеваем рост мировых цен на зерно. Только за последние полгода котировки на пшеницу увеличились почти вдвое, и потолка пока не видно. Нехитрые способы, которым в прежние времена накачивался нефтяной рынок, перекочевали на рынок зерна. Например, на днях Казахстан, пятый экспортер зерна в мире, доля которого составляет 4-5%, объявил о намерении ввести запретительную пошлину либо полностью исключить экспорт пшеницы. Нетрудно представить, как подведут себя цены после такого известия.

БОЛЬШЕ ИМПОРТА, ДОРОГОГО И НЕНУЖНОГО!

На прошлой неделе вышли данные таможенной статистики по импорту основных продовольственных товаров в январе-феврале этого года. Импорт вполне ожидаемо вырос, но это не единственный вывод, напрашивающийся после сравнения данных за январь-февраль этого года с аналогичным периодом года прошлого.

Таблица. Импорт основных продовольственных товаров за январь-февраль 2007 и 2008 гг.

Наименование товара

2007 г.

2008 г.

Прирост

тыс. т

$млн.

тыс. т

$млн.

физический

стоимостной

Мясо свежее и мороженое

150,9

378,0

190,9

498,6

26,5%

31,9%

Мясо птицы свежее и

мороженое

125,7

93,5

162,3

138,3

29,1%

47,9%

Рыба свежая и мороженая

145,3

211,7

159,9

241,3

10,0%

14,0%

Молоко и сливки сгущенные

0,3

0,8

5,7

19,9

19 раз

24,9 раз

Масло сливочное

14,3

26,8

18,0

51,1

25,9%

90,7%

Цитрусовые

306,3

206,1

304,6

210,9

- 0,01%

2,3%

Кофе

8,4

20,7

11,5

31,6

36,9%

52,7%

Чай

27,8

62,2

29,7

81,1

6,8%

30,4%

Масло подсолнечное

11,5

10,6

14,3

21,9

24,3%

2,07 раз

Изделия и консервы из мяса

4,1

11,8

5,4

18,5

31,7%

56,8%

Сахар-сырец

581,5

191,5

60,9

22,8

-89,5%

-88,1%

Сахар белый

17,0

8,2

9,7

4,1

- 42,9%

-50,0%

Какао-бобы

10,0

19,8

8,5

18,3

- 0,15%

-0,08%

Продукты, содержащие какао

19,9

58,7

21,0

78,1

5,5%

33,0%

Источник: Федеральная таможенная служба России

Что бросается в глаза прежде всего? В 19 раз в физическом объеме и почти в 25 раз в стоимостном вырос импорт молока и сливок. Более чем на четверть возросли поставки из-за рубежа сливочного масла, при этом стоимостной объем увеличился почти в два раза (на 90,7%). Импорт масла подсолнечного подорожал еще больше — при физическом росте импорта почти на четверть (24,3%), стоимость поставок выросла более, чем в 2 раза.

Глядя на сравнения, можно отметить, что импорт мяса скота и мяса птицы вырос в физических объемах соответственно на 26,5% и 20,1%, в стоимостных — на 31,9% и 47,9%. Зато уменьшились поставки сахара-сырца и готового сахара, в физическом объеме соответственно на 89,5% и 42,9%.

Как ни странно, разнонаправленная динамика обоих товаров отражает неэффективное таможенное регулирование импорта продовольствия в целом. Так, в прошлом году в России рост производства мяса птицы составил 19,7%, что не может не радовать. Однако в 2008 году во исполнение соглашения 2005 года между Россией и США о поставках мясной продукции квоты на ввоз мяса в очередной раз увеличились. В результате из 1,2 млн. т, запланированных к импорту, 870 тыс. т будет ввезено из США, причем, большая часть — именно птицы.

В настоящий момент на российском рынке продовольствия наблюдается избыток птицеводческой продукции общим объемом до 400 тыс. тонн (правда, цены на куриное мясо не снижаются, но и не растут так, как на другие продукты). В то же время львиная доля российских птицефабрик балансирует на грани рентабельности, поскольку ее продукция не находит сбыта.

К тому же в последние годы в России сложилось перепроизводство яиц — в прошлом году нереализованными остались 30% этой продукции. Еще год-другой такого бизнеса — и о российских птицефабриках можно будет забыть. Тем не менее, подписанное соглашение неукоснительно выполняется, и никто даже рот не открывает, не то, чтобы пытается пересмотреть условия.

Что касается сахара, то российские производители пока не в состоянии полностью удовлетворять потребности страны. Более 13% сахара-сырца завозится из-за границы, в основном, из Украины и Белоруссии. Не секрет, что сахар также как многие другие продовольственные товары растет в цене, причем, не только в России. В этой ситуации пошлины не снижаются, что было бы естественным, если бы кто-нибудь хотел снизить розничные цены, а наоборот повышаются, причем, за последние полгода аж дважды. В итоге поставки сахара сократились, что в недалеком будущем приведет к его дефициту и предсказуемому росту цен.

МЭРТу, ответственному за таможенную политику, проще бодаться с Кудриным, выбивая из него деньги на все новые федеральные проекты и программы, у многих из которых нет даже технико-экономических обоснований. До тарифного и таможенного регулирования руки не доходят. И не дойдут. Пока жареный петух с обанкротившейся птицефабрики в одном место не клюнет.

ОБЕЛИМ ЗАРПЛАТЫ, ЧТОБЫ БЫСТРЕЕ ИХ СНИЗИТЬ!

Пока суд да дело, налоговики тихо делают свое дело, повышая макроэкономические показатели роста заработной платы.

Неблагодарное, надо сказать, занятие — пока одни устанавливают параметры нового баланса между легальными и серыми доходами, другие сетуют на опережающий производительность труда рост оплаты работников. Сложно сказать, как недовольные чиновники определяют производительность труда в секторах операций с недвижимым имуществом или в предоставлении услуг населению, но факт остается фактом — отчетность по заработным платам и, соответственно, налогам растет.

Федеральная налоговая служба (ФНС) считает, что в зоне риска по уровню заработной платы входят 30% предприятий розничной торговли, 14% предприятий оптовой торговли, 12% обрабатывающих производств, 11% организаций, занимающихся операциями с недвижимостью, 10% строительных контор и 5% структур, функционирующих в отраслях транспорта и связи. Приглаженные данные, потому что как минимум 9 из 10 налогоплательщиков перечисленных видов экономической деятельности используют серые схемы. Можно уверенно утверждать, что в 2008 году в первую очередь трясти будут предприятия именно этих отраслей. В промышленности, по мнению ФНС, ситуация противоположная: создавая лишь 32,1% валовой добавленной стоимости, промышленные предприятия обеспечивают 51,7% налоговых поступлений.

Впрочем, проверять и насчитывать штрафные санкции ФНС начала уже давно. Интересная закономерность: после предъявления сумм неуплаченных налогов, пеней и штрафов и победы в арбитражах налоговики сливают информацию о неплательщиках в следственные органы. Те проводят самостоятельные проверки, по итогам которых возбуждают уголовные дела. В этой связи показательна история с агентствами недвижимости группы МИАН.

В 2006 году ФНС по результатам проверок за 2002-2003 годы предъявила ЗАО МИАН налоговые претензии на общую сумму в 1,2 млрд. рублей. Суть налоговых афер, по мысли налоговиков, была следующей. Права на квартиры в строящихся домах МИАН продавал за векселя связанных с ним фирм, которые граждане предварительно приобретали. Продавцом квартир выступал не сам МИАН, а подконтрольные ему ООО, которые по истечению отведенного времени исчезали.

В итоге МИАНу пришлось перечислить в бюджет более $50 млн., а налоговые и следственные органы будут обтрясать эту контору до последней груши, что, кстати, и происходит в настоящее время (идут налоговые проверки за 2004-2007 годы).

Теперь боссы рынка недвижимости просыпаются в холодном поту — взялись практически за всех крупных игроков. Круг сужается, из него не выпрыгнешь. К тому же схемы, аналогичные МИАНовской в той или иной степени использовали все участники рынка недвижимости, потому что, как объяснил один топ из «БЕСТ-Недвижимости», «это было связано с особенностями рынка». Сказал бы прямо — это было связано с необходимостью выплачивать откаты и платить зарплату риэлтерам в черную. Так нет, рынок, оказывается, особенный.

Интересно, до каких пределов дойдут следаки, будут ли они раскручивать подозреваемых на показания против взяткополучателей. Никто, конечно, не думает, что полученная информация станет основанием для преследования чинов из московского правительства или попадет на сайт компроматов, но полученные сведения наверняка лягут в папочки с известными фамилиями на обложках.

Бизнес-сообщество в России действительно слегка тупорылое. Как можно было, наращивая импорт, строя супермаркеты, развивая сетевые магазины, надувая цены на недвижимость, снизить в прошлом году налоговые отчисления? Или коммерсы власть за умалишенную держат? Про черно-белый баланс забыли? Трудно было заинтересовать налоговика, чтобы тот подсчитал, сколько налогов требуется перечислить в бюджет? Или собственники сетей думают, что, светясь на экранах федеральных каналов (как это случилось в минувшую субботу в программе «Времена», где своими рассуждениями о путях развития бизнеса делился напяливший желтую майку совладелец «Евросети»), они тем самым получают индульгенцию от властей? Наивные.

«Арбат Престиж», «Эльдорадо», «Связной», МИАН, «Москва-Макдоналдс», «ПрайсуотерхаусКуперс Аудит».

Кто следующий?

РУКИ ПРОЧЬ ОТ БАБЛА ЧИНОВНИКОВ!

Расхожим заблуждением российских коммерсантов является уверенность в том, что в трудное время крышующее их коррумпированное чиновничество защитит от тюрьмы и налоговых наездов. Никто ни за кого впрягаться не будет. Дальше надувания щек и дополнительных поборов дело не пойдет.

Что же касается самих чиновников, то в начале апреля Госдума отклонила два законопроекта, обязывающих государевых слуг раскрывать информацию о доходах и имуществе своих родственников, в том числе в течение трех лет после ухода с должности, учредить пост уполномоченного по этике в органах власти, который бы имел право приостанавливать полномочия высших чиновников государства при обнаружении злоупотреблений, а также законодательно запретить чиновникам принимать подарки, услуги, денежные вознаграждения, оплату отдыха, транспортных расходов и поездок за границу.

Эти, а также многие другие меры по противодействию коррупции, в порядке вещей считающиеся в развитых странах и содержащиеся в международных антикоррупционных конвенциях, предлагались в ИНСовском проекте Федерального закона «О противодействии коррупции».

Но и год назад, и сегодня мы понимаем, что наш проект — задел для будущего, поскольку в нынешних условиях главное — «стабильность, улучшение качества жизни, надежда на длительное, спокойное развитие… Именно поэтому так необходимо продолжение курса, который сложился в конце 1990-х годов».

Мысли о коррупционной стабильности, длительном, спокойном развитии государственных расходов, продолжении курса на обнищание населения и подтолкнули автора к выдвижению инициативы о снижении зарплат.

Похоже, что своих рецептов у власти нет.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram