Необходимо поставить вопрос: а почему все попытки обустройства России делались как попытки обустройства только и исключительно как русского государства?
В обычном обсуждении этот вопрос отвергается высокомерным рассуждением о том, что Россия — это русская страна, потому и должна развиваться как русское государство. Почему? Потому что потому — ответ примерно такого качества.
По моему убеждению, подобный концепт и подобная позиция могла появиться только как результат невежества, как результат потрясающего географического кретинизма и исключительно плохого знания истории.
ВРЕД ОТ НЕВЕЖЕСТВА
Значительная часть людей, которые разрабатывают различные программы возрождения и развития России, различные «русские проекты» и прочие подобные документы, обладают весьма посредственными познаниями в области реальной истории России.
Под реальной историей я понимаю не отредактированный вариант, настойчиво пропагандирующийся и преподающийся во всех школах и университетах, а знание (хотя бы в основных чертах) истории всех народов, проживающих на территории России, их взаимосвязей и отношений в историческом прошлом и теперь.
Винить их за это нельзя. Официальная история все сводила к истории русского народа и созданных этим народом государственных образований, отвергая и замалчивая историю остальных народов. В обозначенном выше понимании в России мало кто знает реальную историю страны, и, пожалуй, не найдется людей, которые бы обладали обширными энциклопедическими познаниями. Многие важные факты являются достоянием узкоспециальной литературы, которую весьма нелегко найти.
Но от незнания проблема не исчезает. Как можно планировать будущее страны, если неизвестен целый пласт ее прошлого? Как можно создать передовую и развитую страну, если создатели стратегии не имеют даже смутного представления об истории большей части народов, проживающих в России, а об остальных имеют очень путаные и часто неверные сведения?
В России нет четкого и ясного понимания того факта, что более 70% территории страны имеет выраженно нерусское историческое прошлое, в этих частях страны по-прежнему живут коренные народы, сохранившие в какой-то степени свой язык, культуру и национальную самоидентификацию. С этим фактом ничего не сделаешь — так сложилось. Никакие ритуальные разговоры о «80% русских» не отменят этого факта, как и не отменят факта проживания в России многих народов, чьи предки жили в тех же местах еще в те времена, когда русских не было и в проекте.
Тут можно привести в пример статью Сергея Пыхтина «К будущему устройству Российского государства», который требует ликвидации всех национальных республик и автономий и деления России на единообразные области с русскими названиями.
И что это даст? Ничего, кроме самообмана. На бумаге можно написать, а на карте нарисовать все, что угодно. Да только это не отменит длинной дорусской истории 70% территории России и давно сложившихся национально-региональных особенностей. Как их ни назови, они не перестанут от этого существовать. Какой закон не прими, татарин не превратится в один миг в русского.
К чему мы завели разговор о народах и истории? Да к тому, что в географическом отношении Россия обладает чрезвычайно разными условиями, в которых исторически сложились свои хозяйственные системы, и для которых требуются свои приемы хозяйствования. Если история коренных народов России отвергается (а понятно, что отвергается и их хозяйственный опыт, тесно связанный с их историей и культурой), то происходит навязывание по всей стране общего шаблона в хозяйственной деятельности.
Это мы и видели. По всей стране упорно насаждалось пашенное земледелие, невзирая на условия, и везде насаждалась оседлость. В целом ряде мест распашка привела к уничтожению удобных для скотоводства степей, а перевод на оседлость — к геноциду ряда народов. Например, эвенки — народ кочевой. У них это основная черта хозяйства, которая впечаталась в национальный характер. Но «цивилизаторы» ни с чем не считались, загнали эвенков в оседлые поселки, где и родилось поколение, которое не умеет бить соболя и сохатого, разводить оленей, в общем не может заниматься производительным трудом, зато прекрасно умеет пить водку.
Хотели как лучше, а получился геноцид.
Вот что такое географический кретинизм и пренебрежение к истории.
Трудно сейчас подсчитать, какой ущерб развитию страны нанесло это невежество и упорное нежелание считаться с наличными географическими, историческими и культурными условиями. Россия не реализовала и трети своих возможностей.
НЕРУССКИЕ НАРОДЫ — ЭТО НЕ ПРОБЛЕМА, А ЦЕННЫЙ РЕСУРС
Русские националисты и сторонники имперского пути развития считают нерусские народы в России проблемой. Это глупость колоссальных размеров. Коренные народы в России — совсем не проблема, а уникальный ресурс.
В стране живут самые различные народы, с разным национальным характером, уникальными навыками и способностями. Это ценно тем, что позволяет подбирать наиболее подходящих людей для решения самых разнообразных задач. Представители многочисленных нерусских народов могут делать такие дела, которые совершенно не подходят для русских.
Например, чем могут быть полезны уже упомянутые эвенки? Хотя бы тем, что они прекрасно живут в тех местах, где русский по доброй воле жить не будет. Два родственных народа: эвенки и эвены занимают 52% территории России, в той части, в которой крайне суровый климат, и имеют опыт адаптированного к этим условиям охотничье-оленеводческого хозяйства. А еще эвенки — прекрасные стрелки и выставили в войну много хороших снайперов. Один из них — эвенк-хамниган Семен Номоконов вошел в число 20 лучших снайперов Второй мировой войны. Он был малограмотным человеком, никогда не учился снайперскому делу. Просто навыки охоты на зверей хорошо подошли к охоте на людей.
В последнее время много разговоров о том, как сохранить территориальную целостность России, но почему-то никто не ставит вопрос, что без тех же эвенков, якутов, чукчей, алюторцев и множества других народов это совершенно нереально. Русские что ли массово поедут в Эвенкию, Якутию, на Чукотку, станут там жить, пасти оленей, бить соболей и тюленей? Нет, конечно. Мы видим прямо противоположный процесс, когда, как только исчезла государственная дубинка, силой загонявшая русских в те места, русские постепенно, но неуклонно потянулись назад, в более подходящие для них места.
К сожалению, никто не занимался изучением особенностей национального характера проживающих в России народов с точки зрения определения наиболее подходящих областей деятельности для их представителей, а также определения перспективных направлений развития их интеллектуального потенциала.
Думается, что такая работа даст много интересных находок. Надо лишь приобрести глубокие познания и отрешиться от стереотипов.
Но для использования этих уникальных качеств потребуется коренное изменение политики в отношении нерусских народов, поскольку без роста их численности и воспроизводства этих уникальных навыков, их использование невозможно. Это дело потребует защиты и развития языков и национальных культур.
ЧТО СДЕЛАТЬ ДЛЯ РУССКИХ
Никто, пожалуй, не будет спорить, что русские сегодня — народ с подорванными силами. Это очевидно и легко наблюдаемо по целому ряду признаков.
Но при этом мало кто четко формулирует причины подобного положения, а также необходимые меры для возрождения народа.
Начнем с простого вопроса: зачем требуется возрождение русского народа? Простой вопрос вызовет бурю эмоций и споров, но ответ на него вполне очевиден. Русские — также носители уникальных особенностей национального характера и уникальных навыков.
Тут надо кратко сказать по поводу лозунга «Россия — для русских» и прочих измышлений. Это невозможно.
Во-первых, в силу того простого факта, что русские не могут и не будут жить на значительной части территории страны. Русский народ сформировался в качестве жителей лесной равнины, густо пересеченной реками. Особенности характера и навыков делают для русских жизнь в горах, в горной тайге, в степях, в тундре, на морском побережье некомфортной и маловыносимой. Там, где русские все же адаптировались к непривычным условиям, пошел процесс выделения этих групп с перспективой образования отдельных народов (поморы — жители побережья, казаки — жители степей с земледелием, семейские и гураны — жители степей со скотоводческим хозяйством, затундренные крестьяне, которые вошли в состав таймырских долган — жители тундры и так далее).
Во-вторых, все подобные лозунги, если называть вещи своими именами, ставят целью снова взвалить на русских бремя тягла для всяких государственных нужд и превращения его снова в пушечное мясо.
Лично я категорически против вовлечения русских (как и других народов тоже) в новые завоевательные мясорубки. Кто предлагает подобное сейчас — тот враг народа в самом полном и точном смысле этого выражения.
Если вернуться к уникальным русским качествам, то их пока, до детального изучения вопроса, можно выделить два.
Во-первых, русские обладают способностью к творческой переработке и интеграции разнородного культурного наследия. Качество очень ценное в условиях глобального мира.
Во-вторых, у русских большая склонность к технике, и народ дал большое количество талантливых техников, инженеров и конструкторов. Пожалуй, не так много видов техники, в создании которых русские инженеры не приняли бы самого деятельного участия. Можно даже говорить о русской школе конструирования техники, отличающейся большим своеобразием.
В чем же причина тяжелого положения русского народа?
Кроме вполне очевидной причины — титанического ущерба от потерь в войне, которые еще не вполне сгладились, есть также важная причина, состоящая в отрыве от корней. В советское время русские, до этого в массе своей жившие в деревнях, переселились в города, и сформировался разрыв между современным бытом и традиционной культурой, которая и питала уникальные качества русского народа. Нынешние русские по происхождению горожане не понимают и не ценят традиционную культуру, и не воспринимают преемственности.
А это был особый мир и особое мировоззрение. Описать мне его не получится, поскольку я его понимаю с большим трудом. Пусть лучше описание традиционного русского мировоззрения сделают те, кто его понимают и могут прочувствовать.
Правда, есть любопытные признаки, что тяга к корням не умерла. Есть довольно большое и развитое туристическое движение, участники которого посещают памятные места Русского Севера: деревни и то, что от них осталось, погосты, храмы, монастыри. Причем людей не останавливают ни расстояния, ни бездорожье, ни отсутствие удобств. Трудно представить, что человек может сделать несколько сотен километров, чтобы побывать на развалинах деревни или храма, но ведь едут же!
На мой взгляд, самый простой путь возрождения русского народа и его самосознания состоит в том, чтобы расширить это движение и дать каждому русскому возможность поехать и припасть к истокам. Сейчас проще всего поехать во Псков. Это один из наиболее старых русских городов, в максимальной степени сохранивший уникальную атмосферу, свои традиции и соразмерность человеку. Там есть место и для любителей истории, и для любителей культуры (Пушкиногорье в двух часах езды на автобусе), и для православных.
Вообще, вся страна, в которой формировался и рос русский народ, сейчас нуждается в бережном и внимательном восстановлении. Это грандиозная и чрезвычайно важная для судьбы русского народа задача.
РОССИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ НАРОДОВ
Может ли сохраниться Россия на долгосрочный период?
Сейчас это острый, дискуссионный вопрос. Исходя из сказанного (несмотря на то, что затронуты только самые начала этой темы), можно сказать так. Россия как империя,построенная на господстве русского народа над нерусскими народами, на превращении русских в тягло и пушечное мясо (скажем честно, так оно и было что в Российской Империи, что в СССР), дальше существовать не может. Она неизбежно будет разорвана на части имеющимися острыми противоречиями и увеличением возможностей народов к формированию и отстаиванию своей позиции.
Стремление жить по-старому приведет к тому, что лопнет главная скрепа России — привычка жить в большой стране, и задачи самосохранения каждого народа станут важнее сохранения общего государства.
Россия имеет серьезные шансы на существование и развитие только как федерация разных народов с уникальными навыками и национальными характерами, которые дополняют друг друга. Каждый народ занимает свое место, хранит и развивает свою уникальную культуру, тогда как государство строится как политический союз этих народов, с целью совместной защиты своих интересов на международной арене, с целью совместной обороны, а также поддержания общего правового и экономического пространства.