К сожалению, сейчас в космической отрасли практически утрачен дух первопроходцев, практически исчезло выдвижение и разработка проектов на дальнюю перспективу.
В космонавтике огромное, непропорционально большое место занял «извоз», то есть вывод на орбиту коммерческих грузов. Запуск ракет-носителей со спутниками и кораблями стал считаться прибыльным бизнесом.
Такой подход нельзя признать правильным, ибо он разрушает сами основы развития и процветания космонавтики. Все выдающиеся успехи космонавтики в ХХ веке были достигнуты за счет опережающей постановки и решения проблем. Вопросы пилотируемых полетов, обитаемых орбитальных станций и высадки на другие планеты обсуждались и разрабатывались задолго до появления возможности осуществления этих программ.
Полученные в результате решения этих перспективных программ разработки быстро находили свое практическое применение, в том числе в областях космонавтики, весьма далеких от первоначальных замыслов.
Потому не только можно, но и нужно, чтобы обсуждались различные космические проекты, в том числе и такие, которые не могут быть реализованы ни сейчас, ни в ближайшей перспективе. Опыт великих предшественников, которые обсуждали не менее фантастические для своего времени идеи полетов в космос, пилотируемых полетов, обитаемых орбитальных станций и полетов к другим планетам, показывает, что подобные обсуждения и выдвижения перспективных, пусть даже и фантастических, проектов имеет огромное значение. Они рисуют линию, вдоль которой идут специалисты, разрабатывающие свои частные и конкретные технические вопросы.
САМОЕ СЕРЬЕЗНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ
Человечество весьма ограничено в своих возможностях освоения космоса. Любой груз, который выводится хотя бы на околоземную орбиту, должен преодолеть притяжение Земли. Нынешние возможности ракет-носителей позволяют выводить на околоземную орбиту груз весом до 100 тонн самыми крупными ракетами («Энергия» или «Сатурн-5»), или 20-22 тонн («Протон»). Этого хватает для вывода спутников, для создания орбитальных станций, для запусков небольших автоматических межпланетных станций (АМС). Но для более масштабных полетов в космос и выполнения более крупномасштабных задач требуются более мощные ракеты-носители, увеличение который не беспредельно.
С 1960 года, когда впервые была высказана идея строительства орбитального лифта (подъемника длиной 400 км, один конец которого закреплен на Земле, другой соединен с орбитальной станцией), кардинальное решение проблемы связывали именно с таким способом вывода грузов на околоземную орбиту. NASA собирается создать первый орбитальный лифт к 2060 году.
Правда, пока существуют большие проблемы с необходимыми для строительства такого устройства материалами, а также не вполне ясны многие аспекты эксплуатации. Неясно, будет ли создан орбитальный лифт с выводом полезной нагрузки, сопоставимой с ракетой-носителем, а также сопоставимым по энергетическим затратам.
Здесь, скорее всего, здесь мы имеем дело с неверной постановкой вопроса. Широкое освоение космоса, в особенности дальнего, и многочисленные программы полетов к планетам и за пределы Солнечной системы, требуют выведения на орбиту большого количества грузов, которое будет постоянно расти. Далеко не факт, что даже мощные орбитальные лифты сумеют удовлетворить спрос в выведении на орбиту грузов для околоземного космического пространства и нескольких программ в дальнем космосе. Скорее всего, выведение этих грузов будет в любом случае сопряжено с большими энергетическими затратами и будет весьма дорогостоящим делом.
Корень неверного представления заключается в том, что инерция мышления навязывает представление, что все грузы в космос должны доставляться с Земли.
ОРБИТАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Между тем, существует и другой путь — создание части космической техники непосредственно в космосе, на специальных орбитальных станциях-заводах.
В самом общем виде это можно представить себе следующим образом. В космосе, на специализированных орбитальных станциях производятся некоторые материалы и комплектующие к космической технике. С Земли доставляется другая часть комплектующих.Из них в специальном орбитальном доке собирается космический аппарат.
Первые шаги к этому были сделаны после запуска орбитальной станции «Мир», на котором было проведено несколько экспериментов по выплавке металлов и полупроводниковых материалов в условиях невесомости. На станцию были доставлены экспериментальные печи «Кратер-ВМ», «Галлар», «Октидон-1» (для выплавки кремния), а также кристаллизаторы и контрольное оборудование. Эксперименты были успешными, и в частности удалось добиться выплавки металлов и полупроводниковых материалов степени чистоты, недостижимой в земных условиях. Аналогичные эксперименты проводились на спутнике «Космос-1645», который вернул изделия на Землю.
В НПО «Салют» была разработана весьма амбициозная программа развития орбитальной промышленности, которая включала в себя запуск космического аппарата «Технология», а также проект орбитального завода весом около 100 тонн для серийного производства высокочистых полупроводниковых материалов. Завод не полетел по причине неготовности ракеты-носителя. РН «Энергия», способная вывести завод на орбиту, сделала только два удачных запуска в 1987-1988 годах, после чего проект был остановлен.
Были и другие проекты космической промышленности, которые все предусматривали производство в космосе материалов для нужд земной промышленности. Они предусматривали доставку на орбитальный завод сырья и спуск на Землю продукции, тогда как при производстве использовались свойства невесомости и энергия Солнца. Большие сложности с наладкой такой производственной системы и высокая стоимость продукции не позволили этим проектам реализоваться.
С моей точки зрения, ориентация производства в космосе на земные нужды — это ошибочный путь. Огромные трудности и чрезмерно высокая себестоимость продукции станут непреодолимыми препятствиями. Если и рассматривать возможности применения материалов или изделий, сделанных в космосе, то, скорее всего, они займут весьма узкий и специализированный рынок и будут побочным результатом развития производства в космосе.
Главной целью производства в космосе могут быть только нужды космических полетов: производство частей, сборка, заправка различных космических аппаратов, кораблей и автоматических межпланетных станций. Вот в этом деле космическая промышленность может дать существенные преимущества перед производством и сборкой космической техники на Земле.
Начнем с того, что жесткие ограничения на вывод грузов на орбиту не позволяют собрать на орбите по-настоящему большой корабль. Орбитальные станции «Мир» и МКС — это ничтожные скорлупки, как по весу, так и по полезному объему. Станция «Мир» весила всего 124,3 тонны и имела внутренний объем около 100 куб.м. Однако на этой ничтожно маленькой станции космонавты пробыли 4594 дня и провели 23 тысячи экспериментов. МКС значительно больше, и после завершения строительства будет весить 470 тонн и иметь внутренний объем около 370 куб.м. Объем орбитальной станции в 1000 куб.м., по всей видимости, сейчас является недосягаемой мечтой.
Для масштабного освоения космоса потребуются куда более крупные орбитальные станции и корабли, рассчитанные на значительно более количество космонавтов и оборудования, чем нынешние орбитальные станции. К тому же расчет корабля на долгий полет (от года и более) потребует куда большего объема на одного космонавта, чтобы обеспечить оптимальные условия для отдыха.
К тому же, ограничения полезной нагрузки ракет-носителей 20-25 тоннами накладывает жесткие ограничения на архитектуру орбитальных станций, вынуждая делить их на модули, соединенные стыковочными узлами. Это, в свою очередь, снижает полезный объем станции и делает всю конструкцию менее надежной.
Конечно, на обозримую перспективу от этих факторов никуда не деться, и придется считаться как с небольшими размерами орбитальных станций, так и модульной архитектурой. Но отдаленные перспективы требуют своего, и к этим перспективам надо начинать готовиться уже сейчас.
Что можно производить в космосе?
Что можно вынести за пределы Земли из частей космического аппарата? В первую очередь, это корпус и различные металлические детали. В космонавтике наиболее активно используется высокопрочный алюминиевый сплав В95, в состав которого входит 8 элементов. Однако, выплавка на орбите металла из сырья, доставленного с Земли — это явно неудачная мысль, поскольку тогда возможности орбитальной промышленности будут жестко лимитироваться возможностями вывода грузов на орбиту. Следовательно, нужно искать сырье за пределами Земли.
Первый космический объект, на котором есть сырье для производства сплавов — это Луна. Лунный грунт весьма богат металлами, в частности, содержит в себе около 10% алюминия. Вообще, в лунном грунте содержится почти все необходимое для приготовления сплава В95, за исключением меди и цинка. Впрочем, это небольшая проблема, поскольку возможно подобрать сплавы со свойствами, подходящими для условий космоса (ведь им не требуется выдерживать нагрузки при старте с Земли), полностью подходящие к характеру лунного сырья.
Добыча сырья с Луны возможна автоматическими аппаратами. Советская АМС «Луна-16» в 1970 году успешно доказала эту принципиальную возможность, взяв образец массой 100 гр. и доставив его на Землю. Аппараты могут доставлять сырье с поверхности Луны в специальный грузовик на орбите Луны или непосредственно на орбитальный завод.
Источник энергии — это излучение Солнца, которое используется в различного вида отражательных печах, первые образцы которых были испытаны на станции «Мир», а также для получения электроэнергии для питания различных установок и оборудования.
Безусловно, что создание работоспособного орбитального производства на основе энергии Солнца и лунного сырья потребует огромной работы, многочисленных экспериментов и опытов, прежде чем будет достигнут удовлетворительный результат. Но в том, что такой результат может быть достигнут, нет никаких сомнений.
Мы взяли только один пример. Но можно быть уверенным, что при детальной разработке вопроса и по мере накопления опыта производства в космосе список материалов и изделий будет очень сильно расширен. Не исключено, что в дальней перспективе степень «локализации» производства космических аппаратов в космосе достигнет весьма большой доли.
Создание различных искусственных объектов в космосе, которым не придется совершать старт с Земли с неизбежными нагрузками, потребует весьма радикального отрешения от земных инженерных традиций, которые приспособлены к земному тяготению и давлению воздуха. Потому и расходы материалов на строительство корпусов орбитальных станций в космосе будут существенно отличаться от современных орбитальных станций. Сейчас нелегко предсказать, какие именно изменения произойдут в конструировании космической техники, если появится реальная возможность сборки космического аппарата или корабля в космосе, но что они произойдут, в этом также нет никаких сомнений.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРБИТАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Развитие орбитальной промышленности и появление первых изделий, изготовленных в космосе из внеземного сырья, породит весьма любопытную проблему, что законы земной экономики не будут распространяться на эту сферу. Невозможно будет точно сказать, сколько будет стоить килограмм сплава, сделанного из лунного сырья с использованием энергии Солнца на автоматическом орбитальном заводе, причем сплав не спускается на Землю. Орбитальное производство будет настолько резко отличаться от земного по своим производственным факторам, что появится серьезнейшая проблема проведения сопоставления.
Обычно себестоимость в земной промышленности складывается из стоимости оборудования и его обслуживания, стоимости рабочей силы и стоимости энергии и сырья. Но в орбитальной промышленности, в описанной ситуации, выпадает стоимость энергии, сырья и рабочей силы. Остается единственной себестоимостью только стоимость создания и вывода в космос орбитального завода. Иными словами, создается ситуация «падающей себестоимости», когда по мере роста накопленного объема произведенных изделий, себестоимость каждого изделия будет все меньше и меньше. Теоретически она не станет равна нулю, но может стать ничтожно малой.
Если рассматривать весьма отдаленное будущее, и ситуацию, когда все части и узлы космической техники будут производиться на орбитальных заводах из внеземного сырья, а все орбитальные станции и заводы, сделанные и запущенные с Земли, будут сведены с орбиты, то можно будет считать, что с исчезновением последнего космического аппарата в орбитальной промышленности, сделанного на Земле, денежная стоимость всей космической техники обнулится.
Конечно, это не значит, что в орбитальной промышленности не будет средства сравнения технологических процессов и изделий между собой. Но можно предположить, что основной мерой будет расход энергии.
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Для того, чтобы заглянуть в дальнейшие перспективы освоения космоса, которые уже были затронуты в предыдущей части статьи, нужно отрешиться от технических деталей, которые в настоящий момент предвидеть весьма трудно.
После того, когда производство определенного списка материалов на орбитальных заводах, а также сборка космических аппаратов, кораблей и станций будет прочно освоена, возможно дальнейшее развитие дела сразу в нескольких направлениях.
Сначала введем классификацию возможных космических аппаратов. Они могут быть орбитальными и планетными (в том числе и на поверхности астероидов), обитаемые и необитаемые. По назначению, вероятно, все станции будут многоцелевыми. Наиболее интересные — это орбитальные необитаемые станции. В силу того, что в них не требуется создавать искусственную атмосферу, поддерживать атмосферное давление и иметь большой комплекс жизнеобеспечения, эти станции могут быть огромными по размерам и иметь очень большую полезную нагрузку. Они могут обращаться как вокруг планет (например, вокруг Земли, Луны, Венеры, Марса), так и вокруг Солнца. По своему назначению они будут представлять собой разного рода автоматические, полностью роботизированные комплексы.
Часть из этих комплексов может быть накопителями сырья, добываемого на Луне и на астероидах (что более эффективно за счет низкой гравитации или ее полного отсутствия). Часть из этих комплексов, обращающаяся вокруг Солнца в районе орбиты Меркурия, может быть комплексами по выплавке металлов и производству с затратами большого количества энергии других материалов. Часть из них может быть орбитальными цехами по сборке космической техники, пристыкованными к обитаемым орбитальным станциям.
Иными словами, в пределах орбиты Земли или орбит пояса астероидов может быть создан комплекс из нескольких крупных орбитальных станций, которые занимаются производством и сборкой различной космической техники, необходимой для более далеких полетов к другим планетам Солнечной системы или отправки автоматических станций в межзвездное пространство. Такие комплексы резко расширят возможности изучения Вселенной и позволят создавать, к примеру, огромные орбитальные телескопы или создавать и посылать к планетам и астероидам серии АМС, состоящие из десятков и сотен аппаратов.
Вероятно, на основе такой системы орбитальных станций, будет возможно создание больших космических кораблей со двигателями огромной мощности, которые смогут обеспечить полет обитаемого корабля в пределах Солнечной системы или даже за ее пределами. Создание такого межпланетного корабля на Земле и запуск его с земного космодрома, видимо, невозможно.
«Жить в эту пору прекрасную, уже не придется ни мне, ни тебе» — скорее всего, создав предпосылки и заделы, мы не увидим действующих орбитальных заводов. Но нельзя исключать, что стремление реализовать такие проекты может породить космический рывок, сопоставимый с рывком 1960-1970х годов. Рывок, который может сделать первый орбитальный завод реальностью уже к середине ХХI века.