1. Вот био и библиография Азимова составленная мной на основе разных источников. 135 тысяч знаков! Самое полное собрание сведений об Азимове в рунете, насколько мне известно.
Да, компиляция.
Но – добросовестная компиляция, и, на мой взгляд – полезная. Всё об Азимове – в одно месте! В упорядоченном при этом в хронологическом порядке виде.
То есть – ни на что особое не претендующий Путеводитель по Азимову.
Вот.
2.
Переходим к окончанию про Азимова.
Ещё некоторые хорошие его романы – хотя и не получившие по разным причинам никаких наград:
3.
Камешек в небе
Pebble in the Sky, 1950;
Наш современный земной человек Джозеф Шварц, немолодой, полноватый, лысеющий, в результате вызванной одним неосторожным опытом в одном НИИ флуктуации пространства-времени раз – и попадает в хрен знает насколько далёкое будущее. И пребывает в нём. И вот что в том будущем.
В мире уже десять тысяч лет Галактической Империи, охватывающей сорок миллиардов населённых миров, центр Империи – звёздная система Трантор в центре Галактики.
А вот на Земле жизнь совсем нехороша.
Земля, во первых, почти вся радиоактивная. Люди живут по отдельным, наименее загаженным участкам.
Земляне в основном – тёмные забитые крестьяне, которые живут в нищете и страхе перед властями.
Потому что на Земле, – режим религиозно-фундаменталистского тоталитаризма, вся жизнь опутана дичайшими предрассудками и прочим безобразием. Власти – страшным образом угнетают народ, но и сами угнетены этими предрассудками до последней степени.
Ага.
Религия Землян состоит в Священной Книге, о которой никто толком ничего не знает; единственное, что известно землянам – они все страшным образом веруют в то, что именно Земля была Родиной человечества, откуда и пошла его экспансия в Космос. За это вся Галактика над ними потешается, потому что научная доктрина Галактики отрицает наличие единой прародины, люди постепенно зародились сразу во многих местах, ибо таков закон эволюции – она неизбежно приводит к появлению человека из амёбы.
Земляне за это всю Галактику страшно ненавидят. Галактиане в ответ тупых, тёмных, злобных, невежественных вонючих кротов-землян презирают, в космос не пускают и Земля является притчей во языцех насчёт тупорылого самомнения на пустом месте.
И вот.
Тупые и злобные земляне тем не менее ведут научные разыскания. Все их разыскания при этом сводятся к изысканию способов, как отомстить Галактике за её 1) нечестивость 2) высокомерие, 3) непризнание величайшей значимости Земли в истории.
И – они находят таки способ отомстить! Да как отомстить – уничтожить вообще всю галактику! Так, чтобы осталась одна Земля.
И – приступают к осуществлению своего Зловещего Плана! И – галактическая Империи вот уже на волосок от полной тотальной бесповоротной Гибели всерьёз – во всех её сорока миллиардах миров вот уже сейчас, вот-вот не останется ни одной живой души.
Ну и Джозеф Шварц, который, кстати, стал в результате произошедшего с ним темпорального скачка экстрасенсом, – оказывается ввязанным в это дело.
И, конечно, спасает Галактику – но также и помогает землянам образумиться по части их невежества и злобы.
3.2
Издан издательством Doubleday.
Первый роман Азимова, который вышел сразу книжкой, а не сначала в журнале.
Вообще, до 1950-х НФ в США в книгах почти не выходила, и существовала только в журнальном виде.
У того же Хайнлайна первый роман книжкой вышел только в 1947.
Аванс Азимова составил 500 долларов.
Книга успешно продавалась и в 1951 и 1952 Азимов написал для Doubleday ещё два романа о Галактической Империи – "Звезды как пыль" и Космические течения" – но их, правда, он сначала опубликовал с продолжениями в «Эстаундинг»
Азимов предложил издательству и "Основание", но оно им почему-то не понравилось.
4. Стальные пещеры,
The Caves of Steel, 1954; рус.1969
Жизнь на Земле нелегка. Люди живут в гигантских подземных городах – стальных пещерах. Сначала они залезли в них из-за страха атомной войны – но постепенно так привыкли к подземной жизни, что одна мысль о том, чтобы выйти на поверхность вызывает у них приступ агорафобии и паническую атаку – с тошнотой, сердцебиением, обмороком итд – а уж действительно выйти уж сотни лет никто и не пытался.
И вот они живут – в страшной тесноте, перенаселении и нехватке всего. Жильё – система коридорная, по комнатке на семью, на сорок восемь комнаток всего одна уборная. Еда – дрожжевая масса, выдаваемая в общих столовых. Душ – раз в месяц 4 минут 34 секунды. Итд.
Общественная система – бюрократический социализм: всё регламентировано до последней мелочи – каждый знает, когда именно у него кормёжка (ужин там, допустим, у одной категории граждан в 3 Блоке 4 Сектора с 19.41 до 19.47; у другой категории – с 19.48 до 19.54 – итд); количество дозволенных благ зависит исключительно от места в бюрократической иерархии: граждане категории Л1ц должны пользоваться общественным сортиром на 4 800 очков, а граждане категории Л1ф уже имеют право захаживать в сортир на всего 4.650 очков – и, опять же, тд итп. Все, само собой, одеты в разных видов казённую форму, и всё вообще сплошь только казённое, мышиного цвета.
Социализм времён застоя, короче, – тусклый, унылый, и совершенно безысходный. А таков он не от злой воли властей предержащих, а – потому что при такой тесноте иначе не выжить. Вот и приходится.
Земляне, впрочем, своей жизнью были бы сравнительно довольны, ибо иной не знают, –
(Очень правильно же живём!
Тихо, скромненько, бедненько так –
Что есть на самом деле – самый смак!
Что, понимает, в общем, каждый всяк.
Кто, если в смысле, не совсем дурак.
Кто не мудила если в смысле, ёбаный мудак!
– как восклицал поэт.)
если бы не одно: если бы кроме скудости и бедности не было бы беспощадного железного сапога инопланетных поработителей: космонитов, они же звёздники. Они прилетели, высадились на Землю, поставили гарнизон, отхватили себе часть (подземного) Нюйорка, построили себе там Звёздный Город, в который землян не пускают под страхом ужасных казней, и земляне – стенают под их пятой!
Не то, чтобы звёздники как-то особо угнетали землян или их эксплуатировали. Но они – не скрывают к ним, земляным, вонючим подземным крысам, убогим кротам, своего глубочайшего презрения, и даже омерзения – и земляне их за это, само собой, ненавидят тайной, бессильной и от этого ещё более страшной ненавистью.
И вот.
Тут-то и происходит ужасное ЧП: один из звёздников оказывается убит, в своём собственном кабинете в Звёздном Квартале – и звёздники требуют за три дня найти и выдать им убийцу, иначе они такое сделают с Землёй, чего Содома не делала с Гоморрой.
Расследование поручают детективу Илайдже Бейли. А звёздники придают ему в пару – навязывают – свою новейшую разработку: антроповидного робота Р.Даниэла Оливо, который точная копия человека, на вид не отличить.
Они расследуют.
Земной детектив немолод, толстоват, лысоват, лоховат, задёрган нелёгкой жизнью, полон дурацких предрассудков и подозрений, завидующий космонитам за их весёлую жизнь – и одновременно боящийся и презирающий их, он постоянно придумывает идиотские версии, все о том, что космониты сами грохнули своего, чтобы обвинить землян.
Космонитский робот – красавец, он блестящ, умён, решителен, вежлив и культурен, идиотские построения землянина он разбивает с шиком и блеском.
И они расследуют.
И – за двадцать минут до истечения срока ультиматума таки вычисляют убийцу. Делает это земной детектив – всё-таки, именно он оказывается в этой паре Шерлоком Холмсом, а ослепительный Р.Даниэль Оливо – всё же не более, чем Ватсоном.
4.2
Написано по заказу журнала "Galaxy" и в нём и опубликовано.
Идею написать НФ-детектив редактор «Гэлэкси» Хорас Голд Азимову и подал. И идею перенаселённого мира – тоже.
4.3
Подземные города, кстати, постоянная тема Азимова. Его, так сказать, идефикс. Трантор, столичная планета Галактической Империи, как выяснится позже, в Прелюдии к Основанию (1988) тоже весь подземный:
«Кстати, вы не знаете, на какой высоте мы находимся?
Наверное, где-то около полумили? - Гааль спохватился, не звучит ли его вопрос слишком наивно.
Джиррил мягко усмехнулся:
- Нет, всего пятьсот футов.
- Как?! Мы ведь поднимались на лифте около...
- Совершенно верно. Только больше половины времени занял подъем к поверхности земли. Город на Транторе уходит более чем на милю в глубину. Это как айсберг - девять десятых всех конструкций скрыты под землей. Часть из них уходят даже на несколько миль под дно бывшего океана. Здесь зарылись так глубоко, что используют перепад температур между поверхностью планеты и глубинными слоями для выработки электроэнергии.»
Этими картинками я рекомендовал бы иллюстрировать «Стальные пещеры».
На самом деле это пресловутый Гонконг.
Ещё много чрезвычайно убедительных картинок см. тут.
5. Лаки Старр и океаны Венеры
Lucky Starr and the Oceans of Venus, 1954
Короче: Венера – водный мир, вся покрыта океаном. В океане живёт множество всякой водной живности – рыбы, киты, морские змеи итд итп. На поверхности на листьях огромных венерианских морских кувшинок живут мелкие венерианские лягушки, очень забавные и с зачатками микроинтеллекта. Венериане держат их дома в аквариумах.
Венериане – это, собственно, конечно, земные люди: Вселенная Азимова отличается от подавляющего большинства остальных тем, что никаких инопланетных разумов в ней нет: только хомо сапиенс с планеты Земля. И вот: эти люди на Венере живут, в подводных городах под куполами, добывают полезные ископаемые, проводят научные исследования и проч. И тут вот начинаются там всякие Непонятные Дела: аварии, срывы плана добычи ископаемых, остальная бестолковщина. Совет Науки посылает на Венеру знаменитого космического рейнджера Лаки Старра разобраться.
Ну вот он прилетает, начинает разбираться. Деструктивные явления сразу резко усиливаются: уже не аварии, а катастрофы – подводная лодка Лаки ломается, вода прорывает купол подводного города, морские змеи нападают на подводных горнодобытчиков, начинаются забастовки и саботаж, происходит открытый, при этом бессмысленный и беспощадный, бунт.
– Эге, – понимает Лаки Старр, – это неспроста.
– Да, – понимает он, – это явно не просто так само по себе, а за этим явно стоит чья-то целенаправленная злая рука, которая вредит!
И начинает искать эту руку.
Подозрение падает, как положено в детективе, то на одного, то на другого.
Наконец, Лаки раз – и осознаёт, кто злодей – самый, конечно, тот, как которого меньше всего подозрений.
Вот он все негативные явления и организовал – и притом не просто так, а – с целью захвата тотальной и злодейской Власти Над Миром, и не только над Венерой, но над всей Солнечной Системой! И уже – в одном шаге от этой власти!
Лаки страшным усилием ума и тела изворачивается и злодея вяжет – и тут оказывается, что всё надо перевернуть вновь наоборот, потому что этот злодей – только марионетка в руках настоящего злодея, который уже и не в шаге от захвата Власти на Миром – а вот прямо сейчас, в данную секунду, эту Власть и устанавливает!
Ну, наши, конечно, всё равно побеждают – но уже совершенно неожиданным способом.
Весьма хороший роман, в натуре. Коме шуток
5.2
Написано опять для издательства «Дубльдей».
"Doubleday" заказала ему серию подростковых романов, на основе которых, Дубльдей надеялось, можно было бы запустить телесериал.
Азимов и написал (в 1952 – 1958).
Серию научно-фанастических детективов, действие в которых происходит на просторах Солнечной Системы, и про каждую планету – по роману.
"Счастливчик Старр, космический рейнджер",
"Счастливчик Старр и пираты астероидов",
"Счастливчик Старр и океаны Венеры",
"Счастливчик Старр и Большое Солнце Меркурия"
"Счастливчик Старр и луны Юпитера"
"Счастливчик Старр и кольца Сатурна"
Правда, он опасался, что телесериал выйдет – если выйдет – совсем позорным убожеством, и публиковался под псевдонимом Пол Френч.
Сериал, насколько я знаю, не сняли.
6. Конец Вечности
The End of Eternity, 1955;
Короче, есть время, есть его течение – веков и тысячелетий, есть течение событий в течение этих веков и тысячелетий. И есть – Вечность, вне времени, вне течения, вне событий. Так что же она такое – эта Вечность? А вот что: это такая организация, так называется – Вечность.
Она находится Вне Времени.
И она-то этим течением событий в течении веков и тысячелетий и управляет.
Математики Вечности рассчитывают, какие где когда нужно произвести минимальные изменения в ходе событий, чтобы течение событий приводило к максимальному благу для максимального количества людей – техники Вечности шастают по векам и тысячелетиям, и эти изменения производят.
В 32 веке открутят гайку от устройства Н. – в 38 веке в результате диктатор М. уничтожит не 12,7 млн. невинных – а только 12,3 млн. 400 000 жизней спасены – такова сила цепей событий.
Дисциплина в Вечности железная, железней военной. Монашеская скорее – типа Ордена воинов-монахов. И Высшее руководство Вечности так и называется – Инквизиция.
Ага.
И вот есть один техник, который всем этим и занимается: то подсыплет песка в буксы, то падающего подтолкнёт, то подставит подножку, а то кого и зарежет и утопит в колодце. По заданию Инквизиции. Для блага столетий. Он – считается самым перспективным в техническом отделе, поэтому ему дают самые ответственные поручения – щекотливые, грязные и кровавые.
И вот.
В одном из веков он вдруг раз – и полюбляет временнУю девушку, что является страшным и непрощаемым преступлением против Вечности.
А временнАя девушка при этом ещё, и математик, и она как дважды два доказывает, что всё, чем занимается Вечность – ложь, обман, фигня и ерунда, потому что вносимые ею, Вечностью, изменения в ход процессов, ведут да, к благим рассчитанным математиками Вечности последствиям – но одновременно порождают неисчислимое количество других следствий, среди которых куча совсем неблагих и даже ужасных, которые надо опять предотвращать, плодя новые лавины следствий, и исчислить их никакая математика не сможет, ибо есть на неё Теорема Гёделя, против которой даже и Вечность не в силах.
И вся деятельность Вечности – это в лучшем случае самообман и ловля сетями ветра, а на самом деле – в чём герой вскоре убеждается – просто удовлетворение низменной страсти Инквизиторов владычествовать над мирами и эпохами.
Поэтому гораздо лучше бы людей просто оставить в покое, чтобы они сами жили своей жизнью – а не дёргались в безумных пароксизмах хроноклазмов.
И тут-то и начинается совсем такая катавасия, что – ну, читайте сами. Роман – один из самых классических в мировой НФ.
7.
Вот он, Азимов
8. Ссылочки:
http://azimov.h15.ru/articles.htm – Автор сайта утверждает, что это крупнейшее в рунете собрание сочинений Азимова.
Похоже на то.
Кроме художественных произведений, там и статьи, и научпоп, итд, итп.
9.
На этом пока всё об Азимове.
Но - только пока.
Ибо А. получил ещё кучу премий – и мы всё, премированное, обязательно постепенно изучим.
10. Премии и награды:
1946
Hugo Award
ретроспективная (вручалась в 1996)
Роман (Novel): Мул, позже включён в роман "основание и Империя" / Foundation and Empire (1952)
1963
Hugo Award - Специальная награда за научпоп книги
1966
Hugo Award за Лучший Сериал Всех Времён (Best All-Time Series) – Основание / Foundation
1967
Skylark
1973
Nebula + Hugo + Locus Award за роман (Novel): Сами боги / The Gods Themselves (1972)
1977
Nebula + Hugo + Locus Award за небольшую повесть (Novellette) Двухсотлетний человек / Bicentennial Man (1976)
1981
Locus за Nonfiction Book: In Joy Still Felt: The Autobiography of Isaac Asimov, 1954-1978 (1980)
1983
Hugo + Locus Award, 1983 за роман Край Основания / Foundation's Edge (1982)
1987
Nebula Awards, 1986 - Гранд Мастер (Grand Master), за общие достижения
Asimovs Readers Awards + Locus за Рассказ (Short Story) Сны роботов / Robot Dreams (1986)
1992
Hugo за короткую повесть (Novellette) Золото / Gold (1991)
1995
Hugo + Locus за Non-fiction: I. Asimov: A Memoir (1984)
*
– Всё о фантастике. Нулевой выпуск. Сайфай.
Хьюго, Небъюла и прочие авторитетности
– Всё о фантастике. Выпуск 1. Гернсбек.
Отец-основатель жанра
– Всё о фантастике. Выпуск 2. Уорлдконы.
Всемирный конвент научной фантастики
– Всё о фантастике. Выпуск 3. Фэндом и Фэнзины.
Футурианцы и Московиц
– Всё о фантастике. Выпуск 4. Айзек Азимов (первая часть).
Золотой век