Государственный советник при президенте Республики Татарстан по политическим вопросам Рафаэль Хакимов покинул свой пост, который занимал с 1991 года.
В прошлый вторник, сразу после возвращения из Москвы, Минтимер Шаймиев предложил ему подписать заявление «по собственному желанию». Через пару дней это было сделано, а вчера на сайте президента РТ появилось короткое официальное сообщение.
На самом деле у г-на Хакимова не только не было никакого желания уходить в отставку именно сейчас — судя по всему, он вообще не предполагал такого развития событий. Мало кто сомневался, что Рафаэль Хакимов, как и другие члены «команды Шаймиева», покинет казанский Кремль вместе с президентом после истечения очередного срока его полномочий в 2010 году.
Жизнь распорядилась иначе. Г-н Хакимов не стал комментировать причины своей отставки, заметив лишь, что «не я ушел — меня ушли», но хорошо информированные источники в казанском Кремле прямо связывают ее с указаниями, полученными Шаймиевым в ходе посещения российской столицы. Не менее информированные московские источники утверждают, что это требование исходило от ФСБ. Учитывая, что Минтимер Шаймиев встречался с Виктором Ивановым, версия вполне правдоподобна.
Представители федерального центра неоднократно требовали от президента Шаймиева избавиться от своего советника, однако глава республики не сдавал Рафаэля Хакимова. Нынешнее решение президента, по всей видимости, свидетельствует о приближении иных серьезных кадровых изменений в высшем руководстве Татарстана. Фантазировать о них вряд ли имеет смысл, однако источники в Москве убеждены, что знаковая отставка — лишь прелюдия к жесткому «накату» уже на самого Шаймиева. Показав по республике прекрасные результаты на парламентских и президентских выборах, мавр сделал свое дело, и его услуги больше не нужны.
Очевидно одно: в Татарстане закончилась эпоха. Именно таков смысл комментариев большинства политических и общественных деятелей республики — как ликующих (у г-на Хакимова много врагов), так и сочувствующих.
«Вот и Рафаэля Хакимова «ушли», — мрачно заметил бывший пресс-секретарь президента Татарстана Ирек Муртазин, отношения которого с бывшим советником дружескими никак не назовешь. — А если называть вещи своими именами, Минтимер Шарипович сдал и его. Можно сказать, «язык себе вырвал», потому как Хакимов был одним из немногих, а может даже и единственным человеком в РТ, кто даже не с полслова, а с двух-трех букв мог понять, что хочет сказать Шаймиев, изложить эту мысль на бумаге и вложить ее в уста президента.
Теперь президенту осталось избавиться от «ушей» и «глаз» (министра внутренних дел Асгата Сафарова, кресло которого, говорят, тоже пошатывается), и он станет… полным инвалидом.
Однако бывший советник президента Татарстана известен вовсе не только как спичрайтер президента. Круг обязанностей Рафаэля Хакимова, во многом определенный им самим, был значительно шире. В соответствии с названием должности, он отвечал на всю внутреннюю политику РТ. Во многом именно он «сделал» современный Татарстан, придумав и обосновав абсолютно все, чем на протяжении последних пятнадцати лет известна Казань на федеральном уровне.
Г-н Хакимов — один из авторов и последовательный лоббист обоих Договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и РТ (этот проект, как известно, удалось реализовать). Он же — категорический противник перехода «Татнефти» под «Роснефть», чего со все большей настойчивостью добивается Москва. К каким экономическим (а следовательно, и политическим) последствиям для республики это приведет, очевидно на примере Чечни и «чеченской нефти», о чем недавно подробно рассказывало АПН.
Отставка Рафаэля Хакимова тут более чем кстати. Случайно ли это? Вряд ли.
Будущая региональная политика Москвы не вызывает сомнения: вертикаль власти будет укрепляться вплоть до полного изничтожения всякого федерализма, а для простоты процесса необходимо избавиться от противостоящих этому ключевых фигур. Особенно тех, кто, как специалист по федерализму и глава одноименного казанского института г-н Хакимов, полагает, что в отношениях с федеральным центром «надо показывать характер».
Впрочем, вызывает удивление, что этот неординарный мыслитель вообще так долго занимал формально чиновничью должность. Лидер национального движения в перестроечные годы, после вхождения во власть он вызывал постоянное раздражение Москвы как идеолог татарстанского суверенитета в рамках Российской Федерации и организатор 1000-летнего юбилея Казани, с помпой отмеченного в 2005 году.
Но отнюдь не только Москвы.
Хакимовские заявления о том, что «права народов важнее прав государств», вызывали аллергию у всех приверженцев двойных стандартов. Православные, по большому счету, так и не сказали ему спасибо за возвращение на родину чудотворной иконы Казанской Божией Матери — идея, как это ни странно на первый взгляд, принадлежала именно г-ну Хакимому. Мусульманское духовенство негодовало по поводу его концептуального труда «Где наша Мекка? (Манифест евроислама)», призывающего к реформации ислама в соответствии с требованиями времени (в российских условиях, пожалуй, это может стать единственной альтернативой ваххабизму).
Немало экспертов не читало и не слушало советника Шаймиева, однако исправно делало неверные выводы.
Многие московские аналитики до сих пор считают Рафаэля Хакимова сторонником чуть ли не выхода Татарстана из состава РФ (хотя он постоянно подчеркивает ненужность и пагубность сепаратизма), и дремучим националистом, ненавидящим все русское (хотя еще в одном из интервью 1995 года на вопрос: «Правда ли, что вы русских не любите?» он ответил: «С какой стати? Где факты?» — и фактов, действительно, никто не может привести).
В реальности бывший советник президента Татарстана последовательно отстаивает идеалы федерализма, выступает за сохранение единства страны и с уважением относится к представителям других национальностей. Его место, безусловно, было не в казанском, а в московском Кремле.
Однако ни прошлой, ни нынешней власти советы Рафаэля Хакимова оказались не нужны, и причина этого проста. «Если бы в вашей Москве у власти стояли РУССКИЕ и ГОСУДАРСТВЕННИКИ, мы бы давным-давно нашли общий язык!», — как-то со злостью заметил кто-то из татарстанских идеологов.
При всем уважении к возможным преемникам Рафаэля Хакимова, очевидно, что заменить его попросту некем. Как заметил один из казанских комментаторов: «Кто теперь думать будет?».
Вопрос в том, стоит ли такая задача. И вопрос этот — риторический. Прощай, суверенный Татарстан! Здравствуй, унитарная Россия!