Сейчас не все любят вспоминать о том, что изначально главные оппоненты путинского «удвоения ВВП» это его же правительство и СПС со своей медийной поддержкой. Год назад их альянс выглядел уверенно и сплоченно. «Жесткая позиция премьера М.Касьянова, сказавшего весной 2002 года, что прорывов не будет, показывает, что за прошедший век мы чему-то научились» два года спустя автор этого заявления, Егор Гайдар, провалился на выборах, а сам Касьянов ушел в отставку.
Виктория Путина фиксируется экономической статистикой 7,3% роста в прошлом году. В годовом исчислении в первом квартале текущего года и вовсе 8%, а на текущий год прогноз некоторых экспертов компании «Диалог» порядка 7,5%. Годовой темп удвоения ВВП за декаду должен быть 7,2%. Изначальный прогноз Минэкономразвития на 2003-й г. 4%; весной-летом прошлого года Герман Греф вымучивал подъем этого прогноза на один-другой процентный пункт.
Теперь правительство может взять реванш. Причина слабости нынешнего Послания. Интересно, что достаточно мало экспертов трактуют их прямо, как слабости. Складывается впечатление, что многие из уважаемых людей, увязывающих свою работу с Посланием в силу должностных обязанностей, пребывают в растерянности.
Вот, например, авторитетное мнение: «документ построен как комплекс актуальных распоряжений правительственным структурам и рекомендаций комитетам парламента. Послание содержит не директивы, а вызовы, оставляя открытом поле для дискуссии». Прочитайте эту фразу вслух. А затем попробуйте сходу определить смысловую разницу между распоряжениями, на которых «построен документ», и директивами, которых он «не содержит». Между прочим, автор реплики не заурядный журналист, а кремлевский идеолог Глеб Павловский.
Если обратиться к мнению экономистов, то большинство из них не ищут в Послании особенных подтекстов. Некоторые просто списывают его на пиар. Многие, напротив, отмечают прогресс мол, появилось не только целеполагание, как год назад, но и указаны средства для достижения целей. И то, и другое не вполне точно. Если это пиар, то слабый. Если средства достижения целей, то недостаточные. Чтобы в этом убедиться, достаточно разобрать главную триаду тем выступления Путина.
Жилищное строительство освещается в нем особенно подробно именно в смысле средств для достижения целей. «Нужны финансовые механизмы» и над ними на самом деле происходит серьезная законодательная работа. Нужны гарантии собственности добросовестных приобретателей и здесь тоже можно надеяться, что ситуация будет постепенно приходить в норму. На первых порах достаточно элементарного внимания законодателей к проблеме. Если помечтать, и создание реестров собственности, удобных для участников рынка, не кажется чем-то заоблачным. Все-таки в третьем тысячелетии живем.
Однако все это может и не сделать погоды на рынке. Президент это прекрасно знает, и начал с другого с желательности разрушения монополий на рынке жилья. И в этой части его выступления за его словами ничего не стоит. А против них стоит московская элита, хорошо представленная в «Единой России». Даже если Путин пойдет с ней на конфликт, то победить привычным для такого конфликта способом административным выигрышем местных выборов он просто не успеет.
Здравоохранение. На его счет тоже сказаны вроде бы правильные слова. Нужно разделить, что люди могут получить бесплатно, а за что надо доплачивать. Этот тезис сам по себе звучит здраво, но отнюдь не прорывно. В реальности детализация стандартов будет управляться не только вопросами нравственной приемлемости, но и финансовыми возможностями. Разделить их полностью не получится такова специфика. Социально приемлемые принципы разделения выработаны, но для ситуации с развитым медицинским рынком. Сейчас у нас в медуслугах очень велика доля квазибесплатных услуг, а поэтому рыночные механизмы их оценки либо непрозрачны, либо вовсе отсутствуют. В идеале, разгребанием всех этих проблем должны заниматься специалисты по экономике здравоохранения. Но такой зверь пока существует только в западной фауне, где здравоохранение зарабатывает хорошие деньги. А в наших холодах он еще не вывелся: нет ни системы их подготовки, ни платежеспособного спроса. Замкнутый круг. Разрешаться это противоречие будет примерно с теми же скоростью и качеством, как и проблема профессионализации армии. Как и с армией, важным, если не решающим, будет вопрос финансирования реформы. Рынок сам по себе такие проблемы не расшивает.
Но о перспективах финансирования социалки поговорим ниже. А сейчас об ахиллесовой пяте нынешнего послания.
Система образования. Образование «не имеет устойчивой связи с рынком труда» верно замечено. Иного трудно ожидать, потому что вузы функционируют в нерыночных принципах, и своей задачей считают выживание, а не приведение программ в соответствие с рынком. Как переориентировать вузы, Президент не знает. Он только отмечает неадекватность отбора поступающих («выпускники школ должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний» и т. д.). Что предлагается? «Прогнозирование потребностей государства в необходимых ему специалистах», «заключение договора со студентом по поводу отработки по специальности определенного срока». Все это работать не будет.
Представим себе ситуацию (очень близкую у той, что была у автора этих строк). У человека экономическое образование, но поначалу ему приходится долго вариться в журналистике. Таковы обстоятельства: в стратегические аналитики сразу после студенческой скамьи не берут, а в младшие бухгалтеры, оказывается, берут после других вузов. В путинской парадигме это основание требовать «деньги взад». Придется выкручиваться, например, брать в знакомом вузе справку о работе ассистентом и преподавании какого-нибудь фиктивного курса. Или, если договориться не удалось, то преподавать реальный курс за фиктивные деньги, прилагая фиктивные усилия. Модернизацией это назвать трудно.
«Прогнозирование потребностей»? О каком прогнозировании может идти речь, если правительство закладывается на $18 долларов за баррель, когда фактическая цена зашкаливает за $30? Это при том, что прогнозировать спрос на природные ресурсы проще, чем на человеческие. Название такому прогнозу будет разнарядка. Или, хорошо, вообразим научились прогнозировать, и получили прогноз: спрос на специалистов с высшим образованием вдвое ниже предложения. Правдоподобно выглядит? Еще как. («С советских времен утроился прием в вузы», справедливо замечено в Послании.) Будет финансирование приведено в соответствие со спросом? Нет, конечно, потому что проблема политическая. Развитые страны финансируют образование для отставных военных, а Россия финансирует уклонение от призыва через квазиобразование. Богатым родителям нужно легальное освобождение от призыва для отпрысков, и против этого «вызова» Путин откровенно пасует. Именно в теме образования видно и истинное качество пиара, и качество предлагаемых инструментов.
Все будет хорошо?
Однако, если подойти к этим вопросам с другой стороны, то можно заметить важную вещь. При всех недостатках документа, задуман он добротно, хотя и не в смысле пиара. Пожалуй, это Послание, несмотря на все его недостатки, подчеркнуто выделяется из прочих уважением к двум важным принципам. Принципы эти фундаментальны для стратегического управления почти любой организации, в которой работают более полусотни человек будь то мелкое производство, ведомство, правительство или страна. Кратко эти скрижали можно выразить так:
1) В любом комплексе организационных проблем, сколь бы тягостны и многофигурны они ни были, имеется считанное число ведущих, решение которых провоцирует решение прочих.
2) Целью стратегического управления является достижение желаемого образа организации («vision») представления о том, какой она будет через определенный срок в несколько лет.
Так вот, если управленец не разобрался в какой-то частной проблеме, то, возможно, у него руки еще не дошли. А вот если он не умеет ранжировать проблемы, не видит будущее организации или видит его неадекватно это дисквалифицирующий признак. Например, Зюганов и Явлинский проваливают оба критерия, что можно было наблюдать по недавней «Свободе слова» с Савиком Шустером. Разница лишь в том, что Зюганов радеет за все обездоленные отрасли и социальные группы сразу, а Явлинский «плоско» перечисляет все хромающие, обеднелые, коррумпированные общественные институты тоже на одном дыхании. Да еще и натягивает фрачную пару на осьминога, примеривая на Россию модель государств Восточной Европы: транзитные экономики, проданный на корню суверенитет, массированная внешняя помощь, безработица до 20%. Такое прожектерство лестный фон для президентской схемы, с ее четкой структурой: в корне удвоение ВВП, затем три ветви жилье / здравоохранение / образование.
В принципе, путинскую схему можно доработать до реального «виденья», если бы не ее конфликт с другим важным управленческим принципом:
3) Образ желаемого будущего («vision») должен иметь запас адаптивности к изменению ситуации. Поэтому, чем четче он определен, тем труднее достижим. Перегрузка целевыми параметрами ошибка визионера.
В данном случае перегрузка налицо. Две цели конвертируемость рубля и желаемый уровень инфляции в 3% кажутся «впихнутыми» в документ. Неуместность последнего ясна, если вспомнить мнемоническое правило, работающее в макроэкономике (и не только): число целевых переменных не должно превышать число инструментов. Есть три целевых параметра темп роста экономики, темп инфляции, темп роста социальных расходов. Инструментов же всего два темп роста денежной массы и эффективная налоговая ставка. Можно добавить еще один инструмент заимствование (конъюнктура позволяет). Но правительство с ним не умеет и не хочет работать, поэтому пойдет противоположным путем. Алексей Кудрин уже «взял под козырек»: «Минфин путем проведения специальных мер, в том числе путем изъятия избыточной денежной массы в стабилизационный фонд, может удержать инфляцию на уровне 3% в год».
Следует пояснить: стабфонд в данном случае не инструмент решения задачи, а инструмент приостановки другого инструмента (печатного станка). Значит, произойдет не умножение инструментов, а редукция целей. Социальные цели будут финансироваться по принципу, остаточному по отношению к прочим. Предотвратить вмешательство подчиненных в иерархию целей Путин не сможет, если не усилит свои визионерские качества.
Резюме.
Таким образом, третья ветвь путинской стратегии (образование), в том виде, в котором ее нарисовали, будет чахнуть в любом варианте развития событий. Две оставшиеся ветви можно подпитать реальными действиями, но реформа второй из них (здравоохранение) рискует зачахнуть от дефицита ресурсов. Искусственного дефицита.