Идём к успеху! Хроника вторая

Что-то странное происходит. Не иначе, народ стал активнее АПН почитывать. Или мы стали более точными в оценках тенденций. Кто его знает.

Факт тот, что на прошедшей неделе самыми громкими стали разговоры о росте цен на продукты, ожидание ценового скачка на недвижимость и дискуссии о возможных путях скользящего столкновения с мировым финансовым кризисом. То есть все то, о чем говорилось на наших страницах за последние два месяца.

ХЛЕБ-ТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДОРОЖАЕТ!

Не успели мы констатировать подорожание хлеба в Подмосковье на 40-45%, как стали приходить вести из других регионов. Вот, например, в Приморье отпускные цены на хлеб на прошлой неделе выросли на 25%. С Кубани и Ставрополья поступают сообщения, что замороженный хлебный «кирпич», еще недавно стоивший 10 рублей, нынче реализуется по 14.

Занимательно, что в этих регионах, вместо того, чтобы дополнить АПН-овский список способов антиинфляционного одурманивания населения собственными откровениями, чиновники пользуются уже известными наработками. Ну что нового придумано в дискуссионной тактике с монетарными вкраплениями, когда одни региональные руководители предупреждают о росте цены на хлеб, а другие их тут же опровергают, обещая населению разобраться? Ничего. Даже неинтересно.

Вот если бы местный ОМОН окружил какой-нибудь захолустный элеватор и обнаружил там припрятанные излишки — это была бы тема. А так… Измельчал нынче государев человек, нет в нем былого могущества.

В целом по России мука с начала года подорожала на 21%, а в Москве на все 25%. Вывод всё более очевиден — с 1 мая «кирдык» ценовой заморозке. Не зря же госпожа Набиуллина заявила, что постоянное административное ограничение цен «мы не хотим».

К тому же в Белоруссии, где регулируется более 20 видов продовольственных товаров, инфляция за два месяца составила 3,2%, а в Казахстане, где ограничений нет, инфляция за тот же период была 1,9%. России, как водится, никто не указ, так что будем готовиться к ценовому ралли.

Кстати, по поводу Москвы.

Думаю, всем интересно будет узнать, узнать, что в Европе на 10 тыс. жителей приходится 3,5–4 пекарни, по России — в среднем 1,23, а по Москве целых — 0,23. Вот и верь после этого людям о невозможности ценового сговора и стремительном развитии малого бизнеса в столичном мегаполисе.

И еще. Наконец-то стали слышны предложения о дотациях производителям дешевого хлеба. Неужели правительство разродится и начнет субсидировать продовольственный рынок? А если разродится — насколько его хватит, и кто будет отвечать за бездарно растраченные деньги?

МОСКОВСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ. ВСЕГДА В ЦЕНЕ

Да, был слоганчик в лихие 90-е. Сопровождал сначала фонд, потом банчок. Ныне ничего о них не слышно, а креатив прижился.

Кстати, в те годы квадратный метр жилья в Москве стоил чуть больше тысячи долларов, и с тех пор только растет. Сглазили, что ли, рекламщики Москву?

В продолжение темы прошлой хроники о приходе на российский рынок недвижимости очередной партии иностранных спекулятивных инвестиций и ожидаемого в связи с данным явлением нового витка цен, Москву признали самым привлекательным городом Европы с точки зрения вложений в эту сферу. Как будто бедные москвичи бегают по столице и манят, манят иностранцев. Мало нам двукратного роста цен в 2006 году, желаем снова поддуть риэлтерско-девелоперский костерок.

Пока же Москве предрекают рост цен в секторе недвижимости на 20-30%, успокаивая москвичей тем, что рынки коммерческой и жилой недвижимости не пересекаются. Доверчивые москвичи в очередной раз верят, не понимая очевидного: иностранные вложения поступают на рынок через российских посредников, либо принимающих деньги в доверительное управление, либо выступающих в качестве советников. Российские коммерсанты лучше знают, куда вложиться: в нужную минуту они «поддержат» и жилой сектор, и об офисно-торговом не забудут. Не могут зарубежные инвесторы самостоятельно раскидывать денежный пасьянс на нашем коррумпированном и монополизированном рынке, кишка у них тонка.

На счет скромных прогнозов роста также возникают сомнения: не маловато ли будет? Сегодня в Москве появляются все новые девелоперские финансовые продукты, например, продажа торгово-офисного комплекса на стадии котлована (на днях строящиеся площади у Павелецкого вокзала был проданы за $900 млн.) или реализация права будущей аренды в проектируемом здании. Ждем появления опционов на заключение инвестиционных строительных контрактов или фьючерсов на приобретение квартир в конкретных московских округах по фиксированной цене. Как на нефтяном рынке.

Пузырек московской недвижимости пока не достиг своих максимальных размеров, его еще надувать и надувать. Вложения в недвижимость в Америке и Европе усыхают, а Россия — край непуганых идиотов. Так почему бы не срубить деньжат по-легкому?

Риски? Так их заложат в цену. Нарушения строительных норм и правил, допускаемые 95% застройщиков? Это проблемы русских. Коррупция? Вообще отлично. Если б не она, власти думали не о своем и хозяйском кармане, а об интересах простых людей, делегировавших им управленческие полномочия. Тех самых врачей, учителей, искусствоведов, военных — всех, кто выступает носителем национальной идентификации России.

И как же некстати стали появляться сплетни о скорой отставке крестного отца московского строительного комплекса, рьяного радетеля немецких проходческих щитов, массового застройщика московских скверов! Мол, придут Козак или Собянин. Да кто они такие? Они и совещания-то толком проводить не умеют, не говоря уже о наличии отлаженных теневых схем или опыте субботних пиар-объездов московских владений.

Нет, некстати, все эти разговоры, ох как некстати! Только началась подготовка общественного мнения к сносу ЦДХ на московском Крымском Валу, только «Интеко» провело согласования финансовых вопросов на уровне Росимущества и Минэкономразвития, только подсчитали доходы от продажи элитного жилья в этом районе, и вот на тебе!

Даже название новому комплексу придумали — «Апельсин»! Сказка, а не название! И никакого блатного налета!

Надо полагать, после сдачи «Апельсина», следующим жилым проектом, расположившемся на ставшей вдруг бывшей части территории ЦПКиО им. Горького, будет «Мандарин».

А то, что метр жилья в «Апельсине» предполагается по $25 000, так это стимул для столичных жителей больше работать на благо мужей и жен родного города. Давайте, москвичи, работайте, солнце еще высоко!

КРИЗИС ПО КАСАТЕЛЬНОЙ

Вражеский кризис подходит все ближе и ближе к нашим границам. За первые два месяца этого года, несмотря на ритуальные заклинания, из страны ушло около $20 млрд. База для оттока все еще велика — негосударственная внешняя задолженность соотносится с внутренними кредитами банков предприятиям и населению как 8:10, а суммарная доля иностранных портфельных инвестиций в сделках на фондовом рынке доходит до 70%.

Сталкиваться с кризисом ох как не хочется. Обычные последствия таких столкновений — потеря 10-15% финансовых активов, то есть банкротство банков, финансовых компаний, инвестиционных и пенсионных фондов. А еще инфляция, рост безработицы и подзабытое слово «неплатежи».

Сценарии столкновения российского «островка стабильности» с мировым кризисным астероидом в целом известны, на днях их вновь озвучили эксперты Финансовой академии. Первый сценарий связан с взрывом перегретой экономики. Как пишут Эскиндаров и Миркин,

«Либерализация счета капиталов, укрепление курса национальной валюты и высокая доходность внутреннего рынка привлекают на российский рынок поток иностранных «горячих денег», стимулируют арбитраж резидентов между дешевыми внешними заимствованиями и сверхдоходными рублевыми активами…»

По взрывному сценарию рост закончится превышением финансовыми рисками своих экстремумов, в результате чего начнется цепная реакция вывода средств в другие «тихие гавани».

Второй сценарий — спекулятивный. Вновь процитируем Эскиндарова и Миркина:

«Если при разогретом финансовом рынке российская экономика пошатнется в одной из своих основ (бездефицитный бюджет, торговый баланс с плюсом, высокие финансовые резервы, устойчивый рост) и нерезиденты сочтут ее слабейшей в стае, атака на валюту, акции, деривативы или долги неизбежна».

Результат тот же, что и в первом случае: вывод средств за границу, рост инфляции, нехватка банковской ликвидности, снижение темпов экономического роста.

Любопытен экспертный диагноз текущего состояния российских финансов, во многом совпадающий с тем, что неоднократно говорилось на наших страницах:

«Слабая капитализация институтов, олигополия — причина неустойчивости рынка — сочетаются со сверхконцентрацией денег в Москве, с зависимостью от внешних инвесторов, многолетним ралли в акциях, кредитным бумом (с нарастанием проблемных долгов), быстрым ростом срочных сделок банков (одним из каналов «горячих денег» в экономику). Многие годы эмиссия рублей производится, по существу, против внешних заимствований. На практике нет рублевого рефинансирования Банком России коммерческих банков в качестве канала денежной эмиссии. Ставка рефинансирования Банка России не имеет серьезного значения. Двузначный рыночный процент сочетается с волатильностью финансового рынка, одной из самых высоких в мире».

Между прочим, данный текст опубликован в официальной «Российской газете».

Текущее состояние российских финансов, господа, это не «головокружение от успехов»: это многолетняя монетарная политика, в предшествующих условиях не раз доказывавшая свою эффективность для персоналий, ее проводивших. Еще Т.Веблен говорил, что «привычный образ мышления людей имеет тенденцию продлевать свое существование неопределенно долго». Так что не стоит ожидать разработки стратегии поведения финансовых регуляторов при наступлении часа «Х», ее не будет. Как всегда, финансово-экономическое руководство страны станет действовать по обстановке: так, как велит ему субъективное чутье и навязчивые подсказки сверху.

Конечно, уроки дефолта в целом усвоены, и никто в ситуации нехватки ликвидности не будет ее дополнительно изымать, как это случилось летом 1998 года. Однако и о развороте финансовой политики внутрь России говорить также не стоит. Длинные деньги по-прежнему уходят за кордон, и раз они там, значит, размещаются не абы как, а преследуя определенные цели. Причем, не факт, что только государственные.

Короткие средства, которые готов предоставить ЦБ для поддержания текущей банковской ликвидности, способны лишь приуменьшить остроту проблемы на несколько месяцев. Причины неустойчивого положения российского банковского сектора завязаны на тех факторах, о которых упоминали эксперты Финансовой академии: отсутствии на протяжении последних лет продуктивного регулирования срочных сделок со стороны ЦБ и Минфина, рублевой эмиссии, зависимой от внешних поступлений, макроэкономической политике, утвердившей приоритет зарубежных инвестиций как высшее благо для экономики страны.

Все это «наверху» известно, наивно полагать, что там сидят экономические неудачники, не ведающие, что творят. Эти люди все прекрасно понимают. Но еще сложнее признаться в ошибках публично, поставив под сомнение экономические «успехи» последних лет. Это будет не откровение, а плевок в сторону уходящего главы государства, неоднократно докладывавшего о достижениях экономики на различных пресс-конференциях, заседаниях Госсовета и в Посланиях.

Так что коллеге Глазьеву, предлагающему создать при новом президенте страны группу экономических советников, нужно освободиться из плена субъективных заблуждений. Непредвзятость суждений, отсутствие личных амбиций и бюрократической зависимости быстро приведут участников группы к выдвижению конкретных обвинений в адрес тех, кто повинен в принятии неэффективных решений.

Экономические советники очень скоро покажут президенту, что макроэкономические короли России — голые. И что потом делать? И с советниками, и с голытьбой?

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

В стародавние времена в СМИ существовала такая рубрика — «Возвращаясь к напечатанному». Не будем пренебрегать тезисом «новое — это хорошо забытое старое», учредим нечто похожее и в наших хрониках.

На прошедшей неделе случилось сразу три события, достойных упоминания в этой рубрике.

Первое — о призыве студентов (выпускников) вузов на срочную службу в ряды доблестной российской армии.

Второе — о начале замены ельцинской команды.

Третье — об активизации борьбы с коррупцией, куда ж без нее.

Итак.

В начале 2007 года АПН предсказывало, что в 2008 году изменятся правила призыва на военную службу. Констатировалось, что служить вскоре будет некому. А раз некому — надо окучить неохваченный контингент, в первую очередь, студентов-дневников.

Сказано — сделано, и на прошлой неделе появилось сообщение, что правительство одной рукой утвердило список из 37 государственных вузов, в которых будут созданы учебные военные центры, а другой рукой упразднило 235 военных кафедр и факультетов, после прохождения которых бравым студентам выдавались лейтенантские погоны. Отныне студенты, отучившиеся в военных учебных центрах и ставшие офицерами («пиджаками», как ласково кличут таких в армии), будут проходить военную службу три года, а не два или полтора, как было раньше. Что же до учащихся необлагодельствованных Минобороны вузов, то пока непонятно — пойдут ли они в армию во время учебы или после того, как окончат вуз. Об изменениях тарифов военкоматов на освобождение от службы не сообщается.

Второе событие, о неизбежности наступления которого говорилось в мае прошлого года — начало ротации ельцинской команды, мудро стартовавшей не с последним вздохом первого президента, а с первым родовым криком избранного преемника.

Красиво поступают люди — один, вроде как уже ни при чем, а второй — еще не при делах.

Первой вылетающей ласточкой стал серый кардинал российской социальной сферы Владимир Иванович Стародубов, переехавший в Москву в начале эпохи ЕБН, три раза занимавший посты заместителя министра здравоохранения России (1990-1994, 1996-1998, 2004-2008 гг.), а один раз — министра здравоохранения (1998-1999 гг.). Колоритная личность, сумевшая вернуться в большую политику в 2004 г. с проектом реформирования системы медицинского страхования для обеспечения успешного проведения монетизации. Ни то, ни другое у Владимира Ивановича не получилось. Реформа медицинского страхования, разработанная на американский манер на деньги американского же гранта, буксанула еще в предыдущей Госдуме. Что же до монетизации, то она была настолько «точно» просчитана, что уже через полгода после ее начала в федеральный бюджет ришлось вносить коррективы, утвердившие рост бюджетного финансирования в несколько раз.

Будем следить за теми, кто вылетит следом.

Третья тема, из-за которой на страницах АПН в прошлом году было сломано немало копий — борьба с коррупцией.

Мало того, что Дума ужесточила наказание для неосмотрительных коррупционеров, так еще психологи подлили масла в огонь, изучив путинские мимику и жесты во время разговора о коррупции. «Все, труба коррупционерам», — резюмируют ученые мужи и добавляют, что «такого Путина, как сейчас, взяточникам однозначно стоит бояться

Возникает вопрос: г-н Путин самолично будет отрубать лапы коррупционерам, поручит это щекотливое занятие кому-то из окружения или объявит соревнование, кто больше принесет отрубленных коррупционных лап? После таких зажигательных ритмов говорить о законодательных нюансах противодействия коррупции как-то не ко времени. Мы лиходеев голыми руками скрутим. Интересно, вспоминают ли чиновники путинские гримасы и распальцовку, когда подтирают своими коррупционными лапами обгадившиеся задницы?

…Изучать особенности мутации обитателей подводно-подковерного мира — необходимое занятие для всех, кто стремится спрогнозировать ближайшее экономическое будущее, скорректировать представления о развитии нашей экономики.

Пока тенденциозный флюгер не предвещает ничего хорошего. Вся надежда на то, чтобы внешний ветер не усилился.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram