Так вот, – Хъюго Премия
"присуждается, начиная с 1953 года, на Всемирном НФ конвенте"
Что это за конвенты – сейчас расскажу.
Набурогозю, так сказать, – извиняюсь за это слово, выдуманное Марксом, этим фантазёром! Тогда и увидим, кто болеет за страну, а кто занимается под маркой.
И вот.
1.
Короче, есть любители фантастики.
Допустим, в США.
Так вот – там, в США, они, любители, мало того, что читают фантастику, так они ещё меж собой дружат, переписываются, обсуждают прочитанное, многие сами пишут рассказы, выпускают самодельные журналы (фэнзины) итд итп.
Какая-то часть из фанатов со временем переходит в профессиональные писатели, редакторы, критики, художники кстати. Все классики фантастики – Азимов, Найт, Ф.Пол, Блиш итд итп – они сначала были фанаты.
Это вот сообщество называется фэндом.
В США и Британии этот фэндом существует с начала 1930-х.
И вот раз в год они все, кто может, съезжаются на большую встречу, которая называется World Science Fiction Convention – Всемирный конвент научной фантастики или просто «Уорлдкон» (Worldcon).
2.
Источники пишут, что «Традиция проведения таких встреч началась в 1937 году в Великобритании». Подробностей у меня пока нет. Найду – сообщу.
Первый Всеамериканский Конвент имел место летом 1939 в Нью-Йорке.
Там проводилась грандиозная Всемирная выставка – вся, кстати, посвящённая теме Сияющего Будущего. «На нее должно было съехаться полно народу со всех Соединенных Штатов; почему бы, рассудили местные фэны, не созвать также и собратьев по увлечению.» (Вл.Гаков)
Главную роль в его созыве сыграл человек по имени Сэм Московиц (он и председательствовал на заседниях) , а также нью-йоркская группа так называемых футурианцев – Азимов, Блиш, Найт, Корнблат, Уоллхейм и, особенно, Ф.Пол – все они были фэны с десяти- и более летним стажем, а к 1939-м – молодые, но уже понемногу начинающие печататься авторы.
Всего было около двухсот человек, в основном, нью-йоркцев,
От фанатов Западного побережья был, например, молодой Брэдбери, автор многих юмористических рассказов, публиковавшихся в самиздатских журналах – фэнзинах – западного побережья – и сам издатель такого фэнзина.
3.
Начали Конвент, кстати, с того, что исключили из него часть футурианцев – Пола, например, – за чересчур радикальные и чуть ли не коммунистические политические воззрения.
«Тех, кто все первоначально задумывал и вынашивал, новые организаторы, пришедшие на готовенькое, разумеется, позабыли пригласить на все официальные мероприятия!» – опять же Гаков.
По другим, правда, сведениям, – тут, например, >где полный перечень конгрессов и всяких сведений о них – Пол как раз был Почётным Гостем; что, впрочем, тоже не особенно понятно – зачем приглашать специальным гостем человека, который и так тут?
Тёмная, короче, история.
4.
Брэдбери, кстати, съездил с большой пользой для себя – во-первых, нашёл себе агента – Джулиуса Шварца, «который был тогда одним из немногих активистов, кто тратил время на пристраивание чужих рассказов в журналы. (Позже он найдет себе более престижное и творческое занятие и останется в истории массовой культуры как ведущий редактор комиксов про Супермена и Бэтмена). – С.Бережной», во-вторых – показал в ведущем журнале ужасов «Вейерд Тейлз» работы иллюстрировавшего его, брэдбериев, фэнзин «Futuria Fantasia» художника Ханнеса Бока – и «графика Бока стала регулярно появляться в журнале, а сам он быстро сделался одним из популярнейших художников-фантастов» (опять Бережной).
5.
Но, как бы там ни было, а с тех пор Уорлдконы собирается ежегодно.
Первые сорок лет Уорлдконов были ознаменованы также традицией каждый десятый из них проводить в Чикаго, – но после 1982 года эта традиция была прервана.
Кроме США, Мировые Конвенты проходили в также Великобритании, Австралии, Нидерландах, Германии, Канаде. Конвент прошлого, 2007 года, – в Японии, в Иокогаме.
Важно: в них участвуют не только любители фантастики, но и делатели её – писатели, редакторы, художники итд итп.
Фантастика – наиболее, так сказать, интегрированный вид литературы: авторы и читатели в нём составляют единое целое – фэндом.
Что, конечно, очень правильно, разумно, верно и хорошо.
Самым грандиозным собранием был конвент 1984 года, проходивший в пригороде Лос-Анджелеса Анхейме. 8 365 человек в нём приняло участие.
А первым внеамериканский Уорлдкон был в 1957 году. Он проходил в Лондоне.
6.
Начиная с Уорлдкона 1953 года, одиннадцатого, он же Второй филадельфийский, 750-ю его участниками и было постановлено начать вручать пресловутый Приз Хъюго и затем массовый банкет в честь лауреатов.
Кто именно подал идею такого хорошего дела, я пока выяснить не сумел, но известно, что Распорядителем Конвента (Toast-Master) был Айзек Азимов.
7. Ссылочки
7.0
Хроника фантастики с 1920-х по 1950е:
1950-1960: The Threshold of Space
Это, собственно, вот отсюда:
TIMELINE
This is a CHRONOLOGY of the History of Science and Science Fiction, and the Cosmic/Human Universe it represents, a virtual encyclopedia oriented towards seeing who wrote what when, and how the field evolved from year to year, decade to decade, and century to century.
Вот себе для своих нужд я оттуда много чего скопировал.
Ну а на случай, вдруг и людям понадобится - выкладываю тут.
Переводил гуглоавтопереводчиком, качество перевода соответственное. Пригладил, где смог - но смог не везде. Поэтому там, где не уверен в переводе - сразу даю и английскую версию.
(Ещё где-то гугловский перевод оставляю просто для смеха - ибо он смешной.)
http://wiki.nmrv.ru/index.php/Хроника_фантастики_1920-е
7.1
Про Нью-Йоркскую Всемирную выставку – с картинками:
«Всемирная ярмарка в Нью-Йорке открылась 30 апреля 1939 года.
В первый же день ее посетили 200 тысяч человек.
В отличие от Всемирной выставки-37, проходившей в Париже, она была рассчитана на два летних сезона и окончательно закрылась только 27 октября 1940-го.
В выставочном комплексе во Флашинге успели побывать 45 миллионов человек.
*
Символами ярмарки, проходившей под девизом "Мир будущего", стали Трилон и Перисфера – 210-метровый трехгранный обелиск и шар диаметром 56 метров.
Они были соединены самым длинным в мире эскалатором, а внутри шара разместилась диорама под названием Democracity, которая знакомила посетителей с лучезарным, комфортабельным и демократичным будущим.
Другие сооружения выглядели не менее интересно.
Вот общий план ярмарки:
*
Гвоздем программы стала Футурама, "Город будущего", созданный великим дизайнером Норманом Белом Геддесом для павильона General Motors:
7.2
Ещё немного о футурианцах, Первом конвенте и Ф.Поле – Владимир Гаков:
8.
Узнал! Почетным гостем на Уорлдконе 1939 был действительно Ф. Пол, да не тот. Не футурианец Фредерик Пол, а художник Фрэнк Пол, автор обложек и иллюстраций в гернсбековых журналах A mazing Stories, Air Wonder Stories, Science Wonder Stories, а потом и в остальных журналах НФ.
*
Вот сайт о нём – био и галереи его работ
Образцы:
(Это Гернсбек перепечатал у себя Войну Миров Уэллса.)
*
Эйр Уондер Сториз – ещё один гернсбеков журнал начала 1930-х.
9.
Про то, кто из футурианцев был не просто очень левым, а натуральным членом компартии с партбилетом (есть такие смутные намеки) – веду сейчас разыскания.
Найду – сообщу, вероятно уже в следующем выпуске.