Я до самого конца кампании по выборам президента России ждал какой-то интриги, какого-то неожиданного хода. И самая главная неожиданность состояла в том, что выборы намеренно были проведены так плохо, чтобы поставить под вопрос легитимность избранного президента. Я думаю, что это и была сверхзадача режима, сверхзадача Кремля — сделать президента легитимным наполовину, чтобы он был управляем старой путинской гвардией.
В ближайшем будущем это должно принести конфликт между различными группами интересов во власти, противоборство и дальнейшее ослабление режима, который уже и так стремительно идет к своему кризису и коллапсу.
Маловероятно, что Медведев доработает до конца своих президентских полномочий, потому что на самом деле это не та фигура, которая может потянуть такой груз. И в принципе он совершенно явно является частью какой-то постановки, какой-то византийской интриги. Это разменная монета для промежуточного периода.
Неоднократно по разным медийным каналам прошла информация, что он вел пропаганду себя как преемника, как кандидата в президенты, с многочисленными нарушениями сороковой статьи закона о выборах — пользовался неположенными ему ресурсами, летал на президентском борте, второй борт возил пул журналистов, охрану ему обеспечивала служба охраны президента, и так далее.
Любого из этих нарушений достаточно по закону, чтобы его снять с выборов. Зачем все это было ему обеспечено?
Понятно, что не сам он себе заказал два самолета для полетов по регионам, не сам себе заказал президентскую охрану, — все это было ему предоставлено. Но предоставлено было в нарушение закона.
Почему? Я считаю, что это подстава.
В любой момент ему могут сказать, что ваши выборы, господин Медведев, прошли с нарушением закона, и есть группа граждан, которые возбуждают уголовное дело по поводу законности прошедших выборов. Это дамоклов меч — если все козыри находятся на руках путинской команды, он становится заложником. Через месяц его могут дезавуировать в качестве президента, и тогда исполняющим обязанности президента станет премьер-министр, и назначит новые выборы. Путин будет свободен от двух сроков, которые мешали ему пойти на третий — он уже некоторое время поработает на другом посту.
Вероятность же того, что Медведев войдет в конфликт с путинской командой очень велика, потому что за ним стоят совершенно другие силы, то есть люди, которые его курируют, это автономная группировка, которая совершенно не совпадает ни с силовиками, ни с путинской командой — у них совершенно другие интересы. Прежде всего, это люди, которые заинтересованы в демонтаже госкорпораций.
Можно предположить, что политика в России в ближайшее время станет более интересной. То, как проходили выборы, было просто удивительным.
Говорят, что власть пренебрегает народом, даже не дает себе труда осуществить какую-то более вразумительную постановку, более привлекательную для избирателей. Но мне кажется, что здесь дело не в пренебрежении, а в том, что фальсифицирование явки было намеренным.
Понятно, что полученные цифры не имеют реальных оснований, потому что в Ингушетии к избирательным урнам явилось три процента избирателей, а написали, что чуть не девяносто. В Татарстане тоже очень немного народа пришло на участки, хоть и побольше, чем на Северном Кавказе, но тоже не 77 процентов. В Москве — очевидно, что меньше 20 процентов пошло голосовать. Этот двойной счет ведется для того, чтобы в определенный момент могли вынырнуть люди с фактами в руках, которые скажут, что выборов-то и не было по-настоящему.
Этого можно было избежать. На самом деле можно было вложиться в то, чтобы выборы стали хотя бы фиктивно заманчивыми, скандальными — это несложно было сделать. Но власть не захотела. Всегда спрашивается «кому выгодно» — ничто не происходит просто так. Если власть не желает, чтобы выборы были похожи на настоящие, то в этом есть мотив. И этот мотив заключается в желании шантажировать избранного президента тем, что он на самом-то деле вовсе и не избран.