Национальные проекты стали естественным ответом на социальный запрос граждан, связанный с льющимся на страну нефтяным дождем (почему на нас не проливается?), и в этом плане решение о введении нацпроектов стало логичным.
С другой стороны, вопрос по эффективности расходования средств в рамках нацпроектов решен до конца не был, и это признается самими инициаторами национальных проектов. Кроме того, не удалось сделать так, чтобы проекты не воспринимались узковедомственно, поскольку понятно, что проекты по образованию или здравоохранению рассчитаны не на учителей и врачей, а на конечного потребителя. Пока же нацпроекты, к сожалению, воспринимаются в узкоотраслевом ключе.
Не все темы, связанные с нацпроектами, были проанализированы, например, тема сельского хозяйства. Понятно, что поддержка села и поддержка сельского хозяйства — это немного разные задачи, потому что можно либо обеспечивать комфортное существование жителей села, либо модернизировать и развивать сельское хозяйство как отрасль экономики.
Поэтому те результаты, к которым нацпроекты привели сегодня, требуют уточнения в связи с вновь возникшими вопросами, равно как требуются уточнения по вопросам развития полноценного стройкомплекса в условиях нехватки стройматериалов для решения проблемы жилищного строительства. И думаю, что после ответа на эти вопросы можно будет до конца оценить, где нацпроекты сумели обойти острые углы, а где нет. Пока они вызвали удовлетворенность у граждан самим фактом своего существования, и запрос на более высокий результат от них по-прежнему остается.
Что касается будущего нацпроектов, то, по крайней мере, один-два года президентства Медведева эта тема останется в политике приоритетом. Нацпроекты демонстрируют эффективность работы Медведева в кабинете министров, поэтому вряд ли в ближайшее время мы увидим в этой сфере пересмотр приоритетов.