13 января 2008 года в Пушкинском районе Санкт-Петербурга был убит 22-летний гражданин Казахстана Жусуков, подрабатывавший на стройках.
Тело погибшего с множественными колото-резаными ранами было обнаружено в лесополосе. Милицейский протокол: «У молодого человека было перерезано горло, его шесть раз ударили ножом в спину, после чего на груди вырезали пять линейных полос в виде пятиконечной звезды».
Было возбуждено уголовное дело по ст. 105 (убийство) УК РФ. По версии следствия, преступление «может иметь мотивы националистического характера».
Увы, нападения на выходцев из Казахстана и Средней Азии — довольно частое явление на улицах российских городов.
Так 19 февраля, российские СМИ сообщили об очередном убийстве в Москве гражданина бывшей «братской союзной республики». Причем только в столице Российской Федерации это уже седьмое убийство «инородца» за последний месяц. Трагический инцидент произошел накануне вечером (18.02) в одном из «спальных районов» главного города РФ. На этот раз речь идет о 25-летнем «госте столицы», который ранее жил в Узбекистане.
По данным предварительного расследования, группа подростков напала на мужчину восточной внешности на улице Миклухо-Маклая, используя холодное оружие. Гражданин Узбекистана, работавший в Москве дворником, скончался от полученных ножевых ранений.
Еще больше подобных инцидентов просто не попадают в СМИ — или потому, что дело не доходит до серьёзной крови, или — потому, что жертвами нападений становятся «нелегалы», которые просто не обращаются к властям, боясь депортации или не надеясь на их помощь.
Так, буквально несколько дней назад подобный инцидент произошёл с моей московской знакомой — причем коренной москвичкой уже в нескольких поколениях. Однако от основной массы жителей города ее отличает то, что она — еврейка, причем ярко выраженная еврейской внешности. Вечером в метро она столкнулась с группой молодых людей — «скинхедов» — одетых в черные кожаные куртки. Увидев её, те начали скандировать «жиды — вон из России», От более серьёзных последствий встречи женщину спасло то, что рядом оказались несколько милиционеров — которые, однако (что тоже характерно) не предприняли никаких мер, чтобы задержать или просто остановить хулиганов.
То, что описанные выше убийства выходцев из Казахстана и Узбекистана (как и прочие подобные им нападения) совершены на националистической почве — предполагает не только милиция, но и СМИ, правозащитные организации - и, возьму на себя смелость утверждать, так посчитало и подавляющее большинство тех, кто услышал сообщения о них в СМИ. Хотя, казалось, логичнее было бы предположить, что если, например, на трупе убитого казахского рабочего вырезали звезду, то убили его коммунисты. Или антикоммунисты — короче те, для кого звезда — значимый символ. Однако такое предположение не высказал никто: слишком много похожих преступлений было совершено в России в последние годы — убийства и зверские избиения тех. кто явно выглядит «не по-русски». Люди с монголоидной, еврейской, кавказской, негроидной внешностью — регулярно становятся жертвами разбойных нападений, причем эти нападения не спровоцированы ничем иным, кроме как неевропейским видом жертв. При этом иногда преступники еще и просто куражатся, проявляя поистине звериное удовольствие от пролития крови, как это, по-видимому, и произошло в случае убийства Жусукова — что объясняет вырезанную на его теле звезду.
Надо сказать, что российские официальные СМИ регулярно выступают с осуждением таких инцидентов. Правоохранительная система тоже не бездействует. Хотя милиция зачастую малоэффективна, и часто милиционеры, столкнувшись с погромщиками, просто предпочитают не связываться — однако, это скорее следствие общей неэффективности и коррумпированности российской милиции, а не сознательного желания милиционеров покровительствовать русским шовинистам, прибегающим к насилию.
Но в тех случаях, когда их удается задержать — судебная система выносит обычно весьма суровые приговоры.
Так, 19 февраля, на следующий день после того, как в Москве «скинхедами» (как обычно называют таких молодых националистических погромщиков) был зарезан дворник-узбек, суд отправил в тюрьму одного из идейных вождей этого движения, скинхеда по кличке «Тесак». Решением Басманного суда Москвы лидер националистической группировки «Формат 18» студент Московского государственного строительного университета (МГСУ)23-летний Максим Марцинкевич, известный под прозвищем «Тесак», получил три годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
Марцинкевич, пытавшийся 28 февраля 2007 года сорвать политические дебаты в московском клубе «Билингва», признан виновным «в возбуждение ненависти либо вражды по мотивам национальности, расы, вероисповедания» (пункт «в» часть 2 статьи 282 УК).
Следствие, установило, что Тесак и 15 его сторонников во время дебатов в «Билингве» выкрикивали нацистские приветствия, а также лозунги, которые следствие расценило как призывы к убийствам и насильственному изменению конституционного строя («:Давайте убивать либералов, которые ненавидят националистов!» и «Мы еще антифашистов режем и стреляем!»).
Учитывая, что в ходе инцидента никто не пострадал — он получил весьма большой срок. Более того, суд назначил Тесаку даже более суровое наказание, чем рассчитывало обвинение, просившее приговорить Марцинкевича к трем годам в колонии-поселении.
Несмотря на молодой возраст, Марцинкевич-Тесак — культовая фигура среди российских скинхедов и одна из самых известных фигур «движения НС» (сторонников национал-социализма), кроме участия в многочисленных акциях он — автор культовой в этих кругах книги. После ареста Марцинкевича появились сообщения, что возглавляемая им группировка причастна к другим инцидентам, в частности, к драке с выходцами с Кавказа, произошедшей в центре Москвы на Манежной площади 21 июня 2007 года (хотя следствие не предъявило Марцинкевичу эти обвинения).
Однако вряд ли тюремный срок охладит последователей Тесака, скорее, наоборот — в пантеоне российских крайних националистов появиться еще один герой, с которого сбивающиеся в квази-банды националистически настроенные подростки русских промышленных городов станут «делать жизнь».
Преступления, совершаемые на националистической почве, выглядят и чудовищными и внешне бессмысленными — ведь какая, казалось бы, польза русскому национализму может быть от убийства мирных казахов и узбеков, за копейки отстраивающих российские города?! Настоящие воротилы наркоторговли и прочего преступного бизнеса из числа «националов» никогда не становятся жертвами таких нападений.
Однако совершенно нельзя утверждать, что несмотря на осуждения в официальных СМИ, эти преступления молодых хулиганов-»скинхедов» встречают полное, безоговорочное и гневное осуждение со стороны сторонников русского национализма — в том числе и среди не склонных самим участвовать в уличном насилии вполне респектабельных людей.
Вызвано такое «терпимее отношение» тем, что в русском обществе, точнее в том его сегменте, который озабочен национальными чувствами, имеется чёткое ощущение, что «выходцы с юга» захватывают власть в стране, что они являются, как сказано в одном из манифестов русских националистов, «потенциальными претендентами на землю наших предков».
В первую очередь такое ощущение относится к представителям кавказских этносов, но также и к среднеазиатам, а через них — распространяется и на всех инородцев с «нерусской внешностью», например на такие коренные народы РФ, как буряты, калмыки или якуты.
Данный сегмент крайних русских националистов не очень многочисленен, правильнее даже будет сказать, что таких людей в процентном отношении к основной массе живущих в Российской Федерации «этнических русских» довольно мало. Но зато они общественно и политически активны, а облик и ход событий ведь определяет не пассивное большинство, но именно активное меньшинство. Тех, кто сидит дома — не видно.
По мнению людей этих взглядов, современное российское государство «не является русским» — то есть не ставит своей целью защиту интересов именно русского народа. Более того, власть имущие в России действуют вопреки русским национальным интересам — попросту распродают свою страну. Западу — за большие деньги и по глобальным вопросам, «национальным диаспорам» — то есть выходам с Кавказа, из Средней Азии — на местном уровне. Евреев же в этих представлениях часто относят и к той и к другой группе.
Причём, по мнению сторонников этой версии русского национализма, в современной России не существует возможности восстановить справедливость в суде — особенно если суд рассматривает преступления, совершенные «национальными мафиями» в Российской Федерации против этнических русских. Ибо «инородцы» организованы и располагают деньгами для подкупа правоохранительной системы, а русские — разобщены, бедны и преданы своими же властями, в первую очередь «Кремлем», т.е. общенациональным российским руководством.
И все эти процессы являются смертельно опасными для самого существования русского народа:
«Граждане России, которые думают, что им уготована роль римских партициев, наслаждающихся плодами рабского труда мигрантов, жестоко ошибаются. Коренному населению России и, прежде всего, русским, вообще не уготовано никакой роли» —
говорится в одной из программных статей данного направления.
Отсюда проистекает и терпимое отношение к тем крайним сторонникам русского национализма, которые решают «взять закон в свои руки». «Синдром Робин Гуда» тут накладывается на старый архетип русской истории: «лес рубят — щепки летят». Ведь в коллективной психологии русского народа (в отличие, например, от коллективной психологии евреев) несправедливость, допущенная по отношению к отдельной личности на пути к «великой цели», если эта цель значима для всего «общества» — выглядит в значительной степени допустимой и даже легитимной. Поэтому если конкретный убитый казах или таджик ни в чём лично и не виноват — это не имеет, по их мнению, принципиального значения. Ведь «на войне как на войне», а русский народ, ведет сейчас войну за свое выживание одновременно и против «экспансии с Юга» (т.е. в первую очередь Кавказа и Средней Азии) и «агрессии с Запада».
Как уже было сказано, в процентном отношении к основной массе русских, группа идейных русских националистов не очень значительна. Однако отдельные их представления разделяются значительной частью населения Российской федерации.
Так, по данным видного российского практикующего социолога Леонтия Бызова, руководителя отдела социально-политического анализа ВЦИОМ (одного из ведущих российских социологических институтов), большинство жителей РФ чувствуют, что
«государство как проект оказалось дистанцированным от большинства населения, стало вотчиной чиновничества, а энергия граждан, нации оплодотворяет не государство, а какие-то локальные проекты».
Согласно социологическим исследованиям, «сегодня для 60% тех, кто называет себя русскими патриотами, патриотизм — это, в первую очередь, «возрождение России как великой державы», а для 35% — в первую очередь, защита прав и интересов русских как в самой России, так и за ее пределами».
Однако, по мнению социолога, при этом
«и между «русской державой» и «империей» также нельзя ставить знак равенства. Происходит какой-то синтез национального государства и империи, ни то, ни другое в чистом виде в России невозможно».
То есть потенциально идеи крайнего русского национализма могут быть востребованы значительной частью русского общества.
Ведь, как отмечает руководитель отдела социально-политического анализа ВЦИОМ:
Вся кухонная болтовня на тему «черножопых» — это лишь компенсация за полное неумение отстоять свои этнические интересы в реальной жизни.
Идея «общности по крови» сегодня — это идея консолидации малых социальных групп в условиях, когда общество испытывает крайний недостаток социальных связей.
Конец СССР и образование на его основе новых независимых государств эта группа русских националистов воспринимает так:
Распад СССР явился одной из самых масштабных геополитических катастроф в человеческой истории. По масштабам его можно сравнить только с падением Римской империи. Но её падение было растянуто во времени на пару веков, а Советский Союз провалился в бездну стремительно, за шесть лет. Наша страна оказалась ввергнута в крайне неблагоприятные, почти что допетровские границы. Мы потеряли лучшие территории: Украину, Крым, Закавказье, Казахстан. Территория современной России — это промёрзлые северные и сибирские равнины. На которых, согласно убедительным исследованиям Андрея Паршева, экономически оправдано проживание не стар сорока, а всего лишь пятнадцати миллионов человек. Если принять за основу европейский уровень комфорта и потребления.
При этом подавляющее большинство современных русских считают (эти взгляды массово тиражируются даже умеренными СМИ и академическими институтами) что и в Российской империи и в СССР основную тяжесть государственных повинностей нес именно русский народ. Народы же национальных окраин находились по сравнению с основной массой русских в гораздо более выгодном положении.
Вот слова одного из крупнейших и оригинально мыслящих российских историков Андрея Фурсова, директора Института русской истории РГГУ, содиректора Центра глобалистики и компаративистики ИФИ РГГУ; зав. Отделом Азии и Африки ИНИОН РАН:
«Но были ли успехи России автоматически успехами русских?
По части усилий и решающего вклада в победу — всегда. А вот по части вознаграждения — нет.
Власть содержала империю, а затем СССР за счёт русского (т.е. русские + белорусы + малороссы) этнического ресурса. Правы те, кто называет Россию и СССР «империями наоборот», где державообразующий народ не эксплуатировал окраины и их народы, а наоборот, вкладывал в них средства, отрывая от себя, в ущерб себе.
Русские, как правило, были народом-победителем, который не получал ничего, будь то мировые англо-французские (Семилетняя и революционно-наполеоновские) войны или англосаксонско-германские (1914–1918 гг. и 1939–1945 гг.). Русские выигрывали войны, вытаскивали Российскую империю, а затем СССР (протоглобальный комплекс), но по сути ничего не получали».
Это мнение приведено в статье с характерном для данной школы мысли заголовком «Русский успех в исторической ретроспективе: «добрым молодцам урок».
Распад СССР и образование на его основе независимых национальных государств рассматривается как предательство русской истории:
«русское население, бездарно и безвольно отдавшее земли, обильно политые кровью их отцов, дедов и прадедов, которые, наверное, в гробах переворачиваются, глядя на своих ничтожных потомков».
Из этого представления делается и практический вывод на будущее:
«идеология русского национального подъёма должна быть не просто освободительной. Это должна быть идеология русской ирреденты. Тем более, что наступать есть куда и воссоединяться есть с кем. Образовавшиеся на руинах СССР государства отхватили огромные куски исторической России. Вместе с миллионами русских, вмиг оказавшимися иностранцами и гражданами второго сорта на своей родной земле.
И находящийся в состоянии национального подъёма народ просто по определению никогда не мог бы согласиться с таким раскладом.
Однако, вместо этого от тех, кто говорит о подъёме, мы слышим вовсе не проповедь национального воссоединения с юго-восточной Украиной или северным Казахстаном. Мы слышим совсем иную пластинку, свидетельствующую о горячем желании откромсать от и без того урезанной донельзя РФ новые, причём самые выгодные в географическом отношении куски. Отделить и прогнать от себя лучшие земли с благодатным тёплым климатом. Территории, жители которых вовсе не так страшны, как представляется многим. Надо только уметь поставить себя среди них».
Пока подобные взгляды не представлены в российской власти.
Однако среди многих кризисов, переживаемых ныне Российской Федерацией, один из наиболее значимых — кризис отсутствия идеологии. Действующая власть так и не смогла объяснить свому народу, зачем и для чего она существует, дать ясную — да хоть какую-то! — цель национального развития. Сегодня крайний русский национализм дает четкий ответ на один из двух Извечных Русских Вопросов — «Кто Виноват?». На Второй из ИРВ — «Что делать?» — столь же чёткого ответа пока нет.
Однако агрессивный русский национализм — и идеология и политическое движение — сейчас проходит процесс кристаллизации и оформления.
Когда этот процесс закончится — и официальный Кремль и соседи Российской Федерации (в первую очередь страны бывшего СССР, особенно со значительным числом граждан — этнических русских) — столкнутся с новой политической реальностью.