Весь блок литературы, в котором фигурируют современные русские патриотические персонажи, можно разделить на две крупных части.
В одной — все патриоты непременно гады, непременно скинхеды, причём напоминающие карикатурных фашистов из фильмов сталинской эпохи. Они, понятное дело, трусы, садисты и извращенцы, но доблестные сотрудники путинских органов разоблачают их с помощью нанотехнологий.
В другой части все патриоты герои, — но, понятное дело, тоже скинхеды. Они разоблачают козни злых органов (в такой литературе русских в органы не берут) с помощью древнеславянских богов. Поскольку в реальном славянском пантеоне эти авторы разбираются слабо, то обычно фигурируют Ярило (персонификация Солнца) и Перун (персонификация грома). Достаточно упомянуть Ярило в тексте, чтобы заслужить репутацию пламенного патриота (у одних) и не менее яростного антисемита (у других). Правда, сегодня средний читатель путает ярилу с нацистской свастикой, но в контексте подобной литературы это не беда.
Результат — так называемой «патриотической литературы» сегодня в России нет. Есть агитки, которые иначе, как реклама, не воспринимаются, и идут по счету вроде голов в настольном футболе: «А вот и наша книжка вышла!» — «А вот и наша!» — «Вам гол!» — «И вам гол!»
Незыблемую традицию попробовал было поломать Роман Волков своим новым романом «Клеймо Чернобога» (изд-во «Рагнарек», 2007).
… В стране происходят зверские убийства лиц кавказской национальности — смерть путем отсечения головы. Убийца — предположительно скинхед по кличке «Палач». В поиски включаются милиция, прокуратура, ФСБ, представители крупного бизнеса, русские националисты. Последние, естественно, выдвигают версию, что «кавказцы» сами мочат друг друга, чтобы под эту марку развести борьбу с «русским фашизмом».
Дальше начинается действие.
По скорости действия роман напоминает катание на «американских горках» (в Америке они называются «русскими горками»), причем, учтите, с каждого нового поворота вам открывается новая точка зрения.
Бац! Поворот, и вам уже ясно, что жуткие убийства совершают скинхеды.
Бац! Новая точка зрения, вы получаете новую информацию, и никакого сомнения не остается, что убийство совершен «кавказцами»…
Бац! И всё становится уже совершенно непонятно…
На протяжении романа вам подкидывают все новую и новую информацию, машинка едет по «горкам» все быстрее и быстрее. Наконец, когда она доезжает до конечного пункта назначения, вы видите совершенно неожиданную разгадку тайны, которую даже и предположить было нельзя по ходу действия.
Впрочем, добро не то чтобы побеждает (до этого далеко), но, по крайней мере, не все хорошие люди гибнут. Несмотря на то, что окружают их враги и разводчики, а глава националистической организации оказывается агентом тёмных сил.
С точки зрения детектива — а «Клеймо Чернобога» безусловно можно отнести к этому жанру — роман сделан хорошо, то есть заставляет думать, но вместе с тем не дает расслабляться, держит читателя в напряжении.
Что касается качества, эстетам есть над чем поглумиться: попадаются всякие развесистые фразочки — кажется, где-то даже попалась «острососковая грудь». Имена героев опять же. Зато, как уже было сказано, интрига лихая, читкость высокая. С эиим всё нормально.
А вот если же его попробовать отнести к какому то из блоков «патриотической литературы», то ничего не получится.
Роман лишен всякой лаковости, лубочности, полировки и политкорректности. По обе сторона баррикады можно увидеть как «хороших парней», так и мерзавцев. Бритый череп еще не делает человека патриотом, а служба в органах не превращает в «кровавого пса режима».
Язык книги прост, без некоторой доли матюгов не обходится (что делать, в острых ситуациях часто по-другому не скажешь), но вместе с тем стремление к показу «народной речи» не превращает текст в поток нецензурной брани. Крепких выражений ровно столько, сколько надо — как соли в супе, чтобы не кастрировать текст и не пересолить его.
Впрочем, автору есть еще куда расти. Скажем, образ дедушки одного из главных героев — Ивана Сергеевича, который из полудохлого старичка превращается в ветерана спецназа — сильно напоминает деда Щукаря, прошедшего через восприятие авторов современных сериалов. Все эти «диверсанты», «штрафбаты», «спецназы» и прочее изрядно поднадоели, и возникновение подобного персонажа в предельно реалистичной книге несколько снижает уровень восприятия. Тут — или пишешь мэйнстримную прозу с уклоном в детектив, либо сказку для детей старшего пенсионного возраста.
Ну и еще тот минус, что «Клеймо Чернобога» невозможно отнести к числу книг, написанных и напечатанных «для галочки» —которые забрасывают в тот или иной помеченный сектор и благополучно забывают. Пока что это именно минус. Читатель хочет, чтобы его либо пугали лютыми «скинхедами» и защищали доблестными органами, либо ублажали его патриотическое чувство самым противоестественным образом с помощью одетого в нацистскую форму Ярилы.
Извините, но настоящие патриоты и националисты так не делают. Читателя они воспитывают, а не угождают низменным вкусам.
Наверное, надо специальную полку для подобных книг завести. Еще напишут что-то хорошее — вот вы туда и поставите. Одна книга о современной России там уже стоит.