Признание независимости Косова со стороны многих государств — это поражение российской дипломатии. Это демонстрация того, что западные страны не хотят считаться с мнением нашей страны.
В перспективе это опасно, поскольку ослабление позиций России на внешней арене неизбежно скажется и на внутренней ситуации, и на возможности давления на нас со стороны Запада, поэтому происходящее далеко не безобидно и напрямую касается России.
Главный вопрос, который возникает сегодня — решатся ли российские власти признать независимость непризнанных государств на границах России: Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Пока, к сожалению, этого не видно.
Угроза произошедшего состоит не в том, что начнется цепная реакция, а в том, что Запад в лице США и их европейских союзников пытается позиционировать себя как единственный полюс власти в мире. Вторая особенность этой ситуации — в том, что Россию вычеркивают из числа держав, которые принимают решения на мировом уровне. А бояться цепной реакции не следует: ее может породить только тот субъект, который только что признал Косово. То есть Запад. Быть может, в своих интересах он и попытается создавать какие-то новые государства, признавая их субъектами международного права. Но цепную реакцию в значении некоего неконтролируемого процесса, который пойдет вне зоны контроля основных политических центров, — такого не будет никогда.
Многое будет зависеть от того, решится ли Россия признать непризнанные государства. Если решится, то она покажет, что еще что-то значит на международной арене, если не решится, то мы можем говорить о том, что она утратила статус великой державы.
Пока сложно сказать, что будет, но скорей всего, мы увидим второй вариант.