Масонская ярмарка

Вы, конечно, будете смеяться, но музыкальный фильм «Сорочинская ярмарка» достаточно адекватно изображает украинский народ. Это скажет вам каждый, кто с этим самым народом имел хоть какое-нибудь дело.

Однако у человека, озабоченного политикой, при просмотре фильма возникает вполне определенный вопрос:

– А где в этой толпе вуек (дядек) с квартами самогону и баб с гусями возникла идея о «незалэжности»? Кто бросил лавку для того, чтобы отделить Украину от России? Как в этом сформированном из сала коллективном бессознательном вызрела идея политической независимости?

Конечно, корни украинского сепаратизма надо искать не в 90-х годах. Но и не в глубокой древности. Украина никогда полноценной государственности не имела, а «запорожским козакам» политические идеи были так же чужды, как празднование Курбан-Байрама. Водораздел прошел по линии 1917-1918 годов, когда Украина, до этого 300 лет бывшая в составе российской империи (а до этого представлявшая собой смутное полугосударственное формирование) получила более или менее полноценную государственность.

Свет на события того времени проливает книга историка Виктора Савченко «Одесса масонская» (изд-во «Оптимум», 2007-й год).

Сразу скажу, что эту книгу вы нигде не найдете — она отпечатана тиражом в 300 (триста) экземпляров и предназначена для узкого круга посвященных «вольных каменщиков». Впрочем, кое-где завесу можно приоткрыть — для того, чтобы читатели увидели, каким образом возникла первая Украинская Народная Республика.

Здесь, наверное, проницательный читатель пожмёт плечами: ага, «масоны». И дальше, в зависимости от политических симпатий, либо припадёт к экрану, чтобы в стотысячный раз убедиться в их виновности во всех бедах России, либо, наоборот, закроет браузер, так как про масонский заговор, как известно, говорят и пишут только шизофреники.

Спешу успокоить и тех и других. Ситуация куда любопытнее.

Но сначала некоторые вводные.

Как известно, отцом украинской независимости был некий Симон Петлюра, глава Директории УНР (Украинской Народной республики) с 1919 по 1920 гг., впоследствии эмигрант. Человек, как нетрудно догадаться, весьма интересный.

Подобно Иосифу Виссарионовичу Сталину, он был семинаристом. Подобно ему же, он был членом революционной партии — Украинской Революционной (причём с самого её основания). Левые убеждения у него сочетались с украинством, поначалу довольно мягким. В дальнейшем он стал основателем Украинской социал-демократической рабочей партии (то есть, попросту, украинских «большевиков»), ещё более уподобившись Иосифу Виссарионовичу. В дальнейшем, однако, их траектории разошлись, и очень сильно.

Теперь несколько рассуждений теоретического свойства. Всякий сколько-нибудь интересный политик, состоящий в нескольких официальных структурах, обязательно состоит ещё и в нескольких менее официальных. Например, в закрытых клубах, где собираются его коллеги по профессии, а также госчиновники, спонсоры, и прочие интересанты. Не нужно думать, что они там обязательно «сговариваются за спиной народа» и плетут какие-то особенно коварные планы и интриги. Хотя бывает что и плетут — ну так планы и интриги плетутся даже в детском саду. Это вообще свойство людей — интриги плести. Так что не будем придавать этому факту слишком много значения…

Но о закрытых клубах. Самым известным из них было и остаётся масонство.

Как известно, объединение масонов называется «ложей». Это первичная ячейка, где идет основная работа. Объединение лож в пределах одной страны называется «Великой Ложей». Обратите внимание — эта структура объединяет не людей, а ложи.

Теперь важный факт, который имеет прямое отношение к нашей основной теме. На территории одного независимого государства может существовать только одна Великая Ложа — таков масонский закон. Если в стране происходит раскол, и образовывается две Великих Ложи, то признана в конце концов будет только одна. Это сложный процесс, и решающее слово в нем имеет ОВЛА — Объединенная Великая Ложа Англии; впрочем, слово это является решающим исключительно по традиции, и руководство ОВЛА не является начальством для других Великих Лож. Вообще, никаких надстроек, никакого начальства над национальной Великой Ложей нет — мировое «регулярное» масонство не имеет пирамидальной структуры. Скорее, это сеть, держащаяся на взаимном соблюдении правил и договорённостей. Как показывает практика, этого хватает.

Но, наконец, о нашем семинаристе.

Да, Симон Петлюра был масоном. Разумеется, российским — других вариантов тогда не было. Членство в ложе и положение, которое он там занял, дали ему довольно многое, но и накладывало обязанности. Например, Петлюра в годы войны работал во «Всероссийском союзе земств и городов», созданном в 1914 году для помощи правительству Российской Империи в организации снабжения армии. На самом деле эта организация не столько помогала воевать с немцами, сколько поощряла (сейчас бы сказали — «крышевала») левую пропаганду и агитацию, эту самую армию разлагающую... Одновременно он делал карьеру по масонской части — поднимаясь всё выше и выше. Но увы — слишком близок был потолок. На Украине Великой Ложи не было и быть не могло, поскольку ее территория являлась интегральной частью Российской империи. И масонских перспектив братья киевских и одесских лож особых не имели.

Опять же, по-человечески понятно: энергичный и амбициозный человек, попавший в любую структуру, стремится занять максимально высокое (насколько возможно) место в данной структуре. Для человека, строящего свою карьеру внутри «регулярного», признанного масонства — это пост Великого Магистра Великой ложи. При этом, разумеется, Великая Ложа находится в столице государства (или в одном из крупнейших городов — но это редкость), и житель провинциального города никаких шансов стать Великим Магистром не имеет.

Тут открываются два варианта.

Либо переехать в столицу (или другое местообитание Великой Ложи), и продолжать строить свою масонскую карьеру там.

Либо добиваться превращения провинции в независимое государство. В котором, разумеется, будет своя Великая Ложа.

Как вы думаете, что выбрал Петлюра? Особенно в ситуации, когда Российская Империя трещала по швам?

А вот теперь самое время заглянуть в «Одессу масонскую».

«В ноябре 1918 года член Директории УНР и Главный атаман армии УНР Симон Васильевич Петлюра возглавил ту часть масонов Украины, которая выступала против гетмана Скоропадского и боролась за независимость Украины. Н. Свитков в своей брошюре «Масонство в русской эмиграции» пишет, что весной 1919 года была провозглашена «Великая Ложа Украины», Великим Мастером которой стал Симон Петлюра. По данным Свиткова (возможно преувеличенным) эта Великая ложа имела 7 местных лож (конечно же, и Одесскую), 83 кружка и 800 братьев-масонов. По данным А.Серкова «Великая Ложа Украины» была создана еще в сентябре 1917 года и действовала по 1933 год.

Петлюра просил признать «Великую Ложу Украины» — «высшей масонской властью и независимой силой на территории Украинской республики». Петлюра считал, что Украина должна явить собою пример «масонской республики». «Великая Ложа Украины» начала искать международного признания и включения в Международное бюро масонских связей, для чего несколько ее эмиссаров приехали в Одессу».

Надо сказать, что далеко не все украинские масоны разделяли радикальные воззрения Петлюры и его круга. Но вот в чем беда — им не менее хотелось иметь свою, «незалежную» Великую Ложу. А это было невозможно в составе России в любом ее виде — России царской, коммунистической, капиталистической и пр. Это было возможно только в самостийной Украине, и больше никак.

«В то же время об очень глубоком кризисе масонства в Украине свидетельствует письмо Сергея Моркотуна, который объявил себя Великим мастером «Великой Ложи Украины «Объединенных славян». Эта ложа была создана, как альтернатива «националистическим» тенденциям в масонстве и поддержала масона гетмана Скоропадского и его режим. В «Объединенные славяне» вошли «умеренные» масоны: кадеты и федералисты, которые соглашались только на ограниченную автономию Украины в составе Российской федерации. Масоны — сторонники украинской независимости (Симон Петлюра и др.), преимущественно украинские эсеры, украинские эсдеки и украинские федералисты сплотились в «Великой Ложе Украины» Симона Петлюры».

Между двумя параллельными организациями завязалась тяжба, понятная только знатокам масонской бюрократии. Она подробно изложена в «Одессе масонской», но вряд ли интересна рядовому читателю.

«Возможно, провозглашение «Великой Ложи Украины» и избрание Петлюры Великим Мастером произошло без соблюдения всех необходимых традиций, предписанных правил, без участия масонов из уже признанных мировой масонерией Великих лож, и прежде всего без прямого согласия масонских лидеров Франции и Англии. Именно это затрудняло мировое признание и поиски поддержки всемирного масонства».

Кончилось тем, что «Великую Ложу» Петлюры признали Великие Ложи Румынии и Италии, но когда он подал заявление в Конвент Международной масонской ассоциации, там его просьбу отклонили.

«Заигравшись в демократию, в стране разрываемой мировой войной и социальными конфликтами, масоны утеряли контроль над внутриполитическими процессами», —

суммирует Савченко.

Ещё раз подчеркнём. Превращение Украины в независимое государство вовсе не было инициировано «мировой закулисой» (понимая под этим шизофреническим термином совокупность Великих Лож). Напротив — мировая политическая элита с подозрением смотрела на неизвестно откуда взявшееся государство (за исключением немцев — но эти-то знали, откуда ноги растут…)

Книга Савченко наглядно показывает, что никакого «масонского заговора» не существовало — имелось стремление объединенных общими идеалами (о, самыми светлыми, конечно же) политиков создать собственные структуры, вместе с которыми выросли бы и они сами.

Естественно, для развития демократии, плюрализма и равенства на Украине.

Какова была цена реализации этих устремлений?

Стремление группы просвещенной интеллигенции к «автономии», «независимости», к тому чтобы «самим быть начальством» привело к жесточайшей Гражданской войне на Украине, к десяткам, если не сотням, тысяч жертв.

А о чем думал Симон Петлюра?

Созданное им «сечевое казачество» состояло отнюдь не из сливок народа. Установленный Петлюрой политический режим был малосимпатичным даже по нормам своего времени, хотя бы из-за своей антирусской, а также и антиеврейской направленности. Последнее дорого обошлось отцу незалежности: проиграв войну с Красной Армией и эмигрировав в Европу, видный украинский политический деятель был убит в Париже анархистом Самуилом Шварцбурдом, который таким образом отомстил за родителей и родственников, убитых во время погромов. Кстати, парижский суд Шварцбурда оправдал: к тому времени у Петлюры в Европе была очень скверная репутация.

Конечно, Петлюра сам еврейских погромов не устраивал и даже решительно высказывался против них. Не был он, скорее всего, и патологическим русофобом, хотя реальная политика его режима была именно что русофобской. Он всего лишь раскачивал корабль, чтобы уплыть на своей отдельной лодке.

Никакое стремление к автономизации ничем иным закончиться не может — это убедительно доказал опыт развала сначала Российской империи, а затем Советского Союза. Хотя бы потому, что основное население страны (любой страны) состоит не из масонствующей интеллигенции, а из обитателей Сорочинской ярмарки…

Сегодня на Украине вновь существует Великая Ложа Украины. Она, насколько я понимаю, не является наследницей «петлюровской ложи», а просто создана заново, с чистого листа.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram