Уже с конца ноября на всех уличных лотках, в киосках, магазинах и т.д. появились новогодние символы-сувениры наступающего 2008 года — крысы (или мышки) во всех видах.
На самом же деле, 2008 год наступил в 00 часов 00 минут 1 января, а вот год Жёлтой крысы войдёт в свои права в то мгновение, когда начнётся первое весеннее новолуние — 7 февраля в 6 часов 45 минут утра по московскому времени.
В это же мгновение завершится год Красного кабана, который начался в 19 часов 15 минут 18 февраля прошлого года.
У нас ещё зима, а в Китае Новый год начинается в первое весеннее новолуние после вхождения солнца в созвездие Водолея (21 января — 20 февраля) и называется Праздником весны — Чуньзе. Самый ранний Чуньзе с 1900 года был 22 января 1909-го (Жёлтый петух), а самый поздний — 20 февраля 1985-го (Синий буйвол).
Как видите, Новый год по китайскому календарю — блуждающий, ибо он лунный, в отличие от солнечных юлианского и григорианского: там Новый год всегда начинается 1 января. Кроме крысы и кабана в китайском зодиаке присутствуют еще девять животных: петух, собака, лошадь, буйвол (бык), коза, тигр, обезьяна, кот, змея и мифический Дракон.
Это «стадо» по ошибке часто называют китайским зодиаком. Слово «зодиак» — греческое и означает «животное», хотя пояс зодиака был открыт задолго до того, как появились люди, говорящие по-гречески, то есть, греки. Еще в третьем — четвертом тысячелетии до нашей эры, когда Элладу населяли пелазги, в далеком двуречье Тигра и Евфрата расцвела шумерская культура. Выдающихся результатов для своего времени добились строительство, архитектура, ирригация и особенно астрономия. Ежегодно весной Тигр и Евфрат разливались, затопляя великую равнину, а затем вновь возвращались в свои берега, оставляя после себя толстый слой ила, удобрявшего землю. Разливы происходили всегда в одно и то же время. И всегда в это время звезды находились на небосводе в одном и том же порядке, что и заметили наблюдательные шумерцы, и уже по звездам готовились к встрече стихии, а затем к посевной, жатве и т. д. Заметили они также, что от одного разлива до другого луна двенадцать раз проходила все стадии от новолуния до полнолуния. Так родился древнейший календарь.
Шумерские звездочеты первыми разделили все созвездия, расположенные вдоль эклиптики — большого круга небесной сферы, по которому солнце совершает свой видимый путь в течение года, на двенадцать частей, каждая из которых составляла 30 дней, то есть один месяц. Семь созвездий получили названия какого-нибудь живого существа: лев, рак, телец, овен, рыба, козерог, скорпион. Два — неодушевленных предметов: весы и водолей (последний представляет собой сосуд для умывания, но форму имеет либо зверя, либо птицы). Наконец, было три человеческих: близнецы, стрелец, дева.
Одновременно с шумерцами наблюдали то же самое небо — но на противоположной стороне северного полушария — древние китайцы.
Они точно так же всецело зависели от великих рек Янцзы и Хуанхэ, как шумерцы от Тигра и Евфрата. Без календаря немыслимо было вести земледелие, потому и стали эти народы независимо друг от друга родоначальниками астрономии. Древние китайцы тоже знали эклиптику и тоже разделили год на 12 месяцев. Но у них получился "чистый" зодиак, только животные символизировали не месяцы, а годы.
Легенда повествует, что Будда перед тем, как покинуть Землю, решил передать обретенное им просветление (нирвану) не только людям, но и животным, о чем и объявил во всеуслышание. Первым услышал призыв и откликнулся на него Бык. Со всех ног бросился он к Будде, а за ним устремился Тигр, вечно за быком охотящийся. Чуть позже их догнал осторожный, но проницательный Заяц. Затем к Просветленному полетел Дракон — единственное существо, имеющее облик животного, но обязанное своим существованием исключительно человеческой фантазии.
Следующей была Змея: более осмотрительная, чем Заяц, и более мудрая, чем Дракон: она долго взвешивала, что даст ей Будда, пока не решила, что лишней мудрости никогда не бывает, то есть, маслом каши не испортишь.
Удивительно, что лишь после этих, столь далеких от человека тварей, откликнулась на призыв Будды Лошадь. Казалось, ей сам Бог велел быть если и не первой, то хотя бы сразу вслед за Быком, но она всегда отличалась некой флегматичностью характера. За Лошадью двинулся Баран: им руководил исключительно стадный дух, столь характерный для его собратьев. Обезьяну же толкнуло к Будде извечное ее любопытство и тяга к новизне. За Обезьяной последовали поочередно Петух, Собака и Свинья — эти вечные спутники человека.
Когда, вытянувшись в цепочку, животные шествовали к Будде, на шум выглянула из норы Крыса. Вообще-то она раньше других услышала призыв Просветленного, так как ее нора находилась рядом с его домом, но решила выждать. Увидев, что звери уже приблизились к обители Учителя, она на бегу вцепилась в хвост Буйвола, вскарабкалась ему на спину и затаилась между рогами. Когда же он подошел к Будде и склонил перед ним голову, чтобы получить благословение, Крыса прыгнула прямо на ладонь Просветленного. Так она оказалась первой.
Как и шумерцы, китайцы знали и неделю, только у них она состояла из десяти дней, это было куда удобнее шумерской семидневки. Дело в том, что китайцы Луну и Солнце в отличие от шумерцев планетами не считали, а в те времена невооруженным глазом можно было наблюдать лишь пять планет. Отсюда и вера китайцев в то, что первоэлементов или стихий, из которых созданы все вещества — пять. Им же соответствуют и пять цветов: дерево (синий), огонь (красный), земля (желтый), металл (белый), вода (черный).
Пять стихий, повторенные двенадцать раз составляют 60 лет. Этот календарный цикл был принят и утвердился в Китае приблизительно в середине третьего — начале второго тысячелетия до нашей эры. Поэтому, когда в Поднебесной о ком-то говорят, что он вступил во второй возраст, значит ему (или ей) перевалило за 60. Нынешний цикл начался в 1984 году, значит, наступает 24-й год его. Каждый цикл открывает Синяя крыса, за ней следует Красная крыса, а у наступающей Жёлтой эстафету примет Белая крыса. Но это вовсе не означает, что крысы идут цепочкой. Желтую крысу сменит Жёлтый буйвол, а завершит 60-летний цикл в 2063 году Белый кабан. Стихии тоже чередуются строго по порядку.
В 60-летней цикле каждое животное повторяется пять раз, но под разным цветом. Предыдущая Жёлтая крыса почтила нас своим присутствием ровно 60 лет назад — в 1948-м. Согласно китайским поверьям (от них они перешли ко всем народам Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, в том числе и к японцам), люди, родившиеся в год Жёлтой крысы, очень рассудительны, они трезво оценивают свои и чужие поступки. Из них получаются хорошие руководители: они умеют принимать решения и брать ответственность на себя. Стихия «земля» определяет их темперамент, поэтому они упорны в достижении цели. Но им не хватает творческого порыва, одухотворенности. Этот недостаток лучше всего восполняется в союзе со стихиями Воды и Огня.
Современные астрологи охотно накладывают китайский (восточный) гороскоп на шумерский (западный). Возьмем, например, Водолея: он захватывает дни от 21 января до 19 февраля; Нынешняя крыса — Водолей, она всегда осторожна, расчетлива, не подвластна чувствам и сердечным увлечениям, но в то же время очень сексуальна, любит менять возлюбленных, и ему (ей) прощают такую непостоянность, ибо они умеет разрешать любые конфликты с партнерами.
Восточный гороскоп рассматривает также различные сочетания людей. Возьмем для примера мужчину и женщину, родившихся в год Жёлтой крысы. Они представляют очень сложный союз, так как оба — увлекающиеся личности, оба темпераментны. Наиболее благоприятными по китайским поверьям считается союз мужчины-крысы и женщины-лошади, а также женщины-крысы и мужчины-буйвола. Почему — в двух словах не расскажешь, в китайской астрологии подобным сочетаниям посвящены тысячи томов.
Да мы, собственно, и не преследуем такой цели. Кому интересно, они легко могут удовлетворить свое любопытство, нынче это не сложно: все популярные журналы заполнены гороскопами, множество книг издается на эту тему. Они очень увлекательны, но особенно не увлекайтесь. Помните, что астрология при всей ее внешней научности на самом деле не более наука, чем гадание цыганки.
Прислушаться стоит, но не теряя при этом чувства юмора.