Решение о вступлении в НАТО будет, безусловно, принято Грузией, и, скорее всего, Украиной. Это понятно и объяснимо. Грузия целиком и полностью поставила на Вашингтон — и, надо сказать, Америка и в самом деле многое дала Грузии. Теперь Грузия надеется на то, что членство в НАТО поможет ей решить главную проблему грузинской государственности, а именно территориальную. НАТО может поспособствовать возвращению Абхазии и Южной Осетии под власть Тбилиси. В этих надеждах грузинское общество едино с правительством — тут имеется полный национальный консенсус.
В украинском обществе нет единомыслия по поводу вступления в НАТО. Зато есть серьёзные экономические и социальные проблемы, которые нарастают, и которые очень хочется оттенить хоть каким-нибудь успехом. Членство в уважаемой международной организации, обещающей своим членам безопасность — это, несомненно, успех, или хотя бы его видимость. Кроме того, членство в НАТО гарантирует территориальную целостность Украины и подавление любых сепаратистских настроений, которые могут обостриться в связи с экономическими неурядицами. Короче говоря, чем хуже пойдут дела на Украине, тем сильнее элиты этой страны будут стремиться под евроатлантический зонтик.
Что касается заявлений МИДа, то следует признать — у России нет никаких рычагов влияния ни на Украине, ни в Грузии. Мы ничего не можем сделать для того, чтобы предотвратить или задержать вступление этих государств в альянс. Более того, все заявления на эту тему будут лишь усиливать желание Украины и Грузии как можно скорее оказаться в НАТО, чтобы показывать Кремлю кукиш под надёжной сенью американских авианосцев.
Однако это лишь одна сторона вопроса, касающаяся элит и их политики. Есть и другая, касающаяся народов наших стран. И она заслуживает не меньшего внимания.
Например, все новые члены альянса будут обязаны ввести у себя визовый режим с Россией. Это означает, что граждане РФ смогут приезжать в Киев или Тбилиси только получив визу, и, что ещё важнее, граждане Грузии и Украины смогут посещать Россию только по визе. Для той части украинской экономики, которая зависит от труда и денежных переводов трудовых мигрантов, работающих в России (которых сейчас насчитывается около полутора миллионов), это будет означать очень серьёзные потери, если не коллапс. То же самое ждёт некоторые стратегически важные отрасли хозяйства, сейчас динамично развивающиеся - например, причерноморский туризм.
Наша организация в ближайшее время начнёт разработку системы рекомендаций для граждан Украины, желающих жить и работать в России. Но сразу дам совет тем, кто считает себя русским — как можно скорее озаботиться получением российского гражданства. Делать это нужно уже сейчас, потом будет поздно.
По поводу Грузии стоит заметить, что её вступление в НАТО не решит, а только усугубит территориальную проблему. И Россия не может и не должна самоустраняться от решения этой проблемы.
Скажу сразу: в отличие от многих сторонников включения Абхазии и Южной Осетии в состав Российской Федерации, я не считаю возможным пойти на такой шаг. Я против включения этих республик в состав РФ. Но что касается независимости, то следует признать очевидное: абхазское и осетинское государство существуют, они давно состоялись, и этот факт пора признать. Независимо от того, вступает Грузия в НАТО или нет — это давно пора сделать. Тем более, что остановить признание независимости этих государств невозможно — как, впрочем, и в ситуации с тем же Косово и с другими регионами, в последние десятилетия получившими независимость de facto. Хотим мы того или нет, эти государства существуют. Для того, чтобы «восстановить территориальную целостность» той же Сербии или той же Грузии, потребуется сначала разрушить новые государства, что означает новые войны и возникновение долговременных очагов напряжённости, на что никто не пойдёт.
Признание независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны России и других государств станет хорошим началом для мирного решения грузинского вопроса.
Опять же, хотелось бы подчеркнуть, что отсутствие экспансионистских стремлений со стороны России окажет благоприятное воздействие на политический климат в регионе. У Грузии не будет повода утверждать, что Россия осуществила «аннексию исконно грузинских территорий», а Россия получит союзников в регионе — независимых, но дружественных. Гарантии суверенитета новых государств и их тесные дружественные отношения с Россией уравновесят грузинский реваншизм и побудят Тбилиси заняться строительством новой грузинской государственности.