Хромая утка в снегах Багдада

В настоящий момент проходит Большой Визит президента США Джорджа Буша на Ближний Восток.

Начался он 9 января, американский президент уже посетил Израиль, Кувейт, Бахрейн, Объединённые Арабские Эмираты, в настоящий момент он находится в Саудовской Аравии, а в среду Буш отправится в Египет, где визит и завершится.

Высокопоставленные американцы — частые гости в наших палестинах. Но данный визит — мероприятие несколько странное. В первую очередь уже тем, что за два срока президентства Буша-Джуниора — это его первое полномасштабное посещение не только Израиля, но, по сути, всего региона. До сего момента Буш побывал лищь в Египте и Ираке. В Израиле он был лишь в бытность губернатором Техаса, когда кресло премьера Израиля занимал лежащий ныне в бессрочной коме Ариэль Шарон.

На Ближнем Востоке последние годы наблюдается весьма высокая активность американской дипломатии, что естественно, ведь регион весьма важен для Америки: шутка сказать, Штаты ведут тут одну войну средней интенсивности войну. Неровен час развяжут другую, уже полномасштабную. И что до сих пор американский президент ни разу не побывал здесь, в том числе ни разу не был в Израиле — выглядело довольно странным.

Более того, Джордж Буш стал вторым действующим американским президентом, который посетил территорию палестинской автономии.

До него это сделал лишь Билл Клинтон, побывавший там с официальным визитом в самом начале «мирного процесса Осло» — 1998 году, т.е. почти десять лет назад.

Не менее странным выглядит и время, которое Буш, наконец, выбрал для этого визита.

Буш уходит. При этом с большой вероятностью преемником Буша станет президент-демократ — то есть и стратегическое направление американской политики в регионе, и тактика политических действий, и конкретные люди, которые будут проводить в жизнь эту политику — всё сильно изменится.

С приездом хозяина Белого дома на всем Ближнем Востоке установилась очень холодная погода. А когда 11 января Буш вылетел из Иерусалима в сторону Ирака, в Багдаде даже выпал снег, чего там не бывало, вроде бы, никогда прежде, а в Израиле ночами в некоторых местах температура упала ниже нуля. Необычно холодная погода привела к значительным убыткам, вымерзли многие сотни гектаров бананов, авокадо, овощей и фруктов, ущерб оценивается в десятки миллионов шекелей. Рекордного уровня достигло и потребление электроэнергии, приблизившись к пределу мощности израильских электростанций.

Но, похоже, эти померзшие помидоры-огурчики — только цветочки по сравнению с теми счетами, которые хочет заставить оплачивать страны Ближнего Востока «настоящий ковбой».

* * *

На встрече с израильским руководством Буш говорил о необходимости скорейшего создания «палестинского государства» при»учете интересов Израиля по обеспечению своей безопасности».

После встречи с Ольмертом, в четверг, 10 января, Буш поехал в Рамаллу — резиденцию руководства Палестинской Автономии, где встречался с её президентом Абу-Мазеном (Махмудом Аббасом), премьером Саламом Файадом и восемью министрами.

Встреча Буша и Абу Мазена проходила при закрытых дверях, однако прошедшая по её итогам совместная пресс-конференция ясно показала, в чём состоит политическая линия Америки: провозглашение независимого Палестинского государства.

За спинами выступавших лидеров знамя ФАТХа (головная организация, входящая в ООП) демонстративно висело рядом с американским флагом.

А в обращении к Абу-Мазену Буш не менее демонстративно употреблял лишь титул «господин президент».

В своей речи, как выразился видный деятель Автономии адвокат Сами Хури, «техасец говорил важные и удивительные вещи для такого, как он». Телевидение автономии до глубокой ночи выпускало в эфир репортажи с фрагментами заявлений, которые выражают основные мысли его выступления. «Остановить израильскую оккупацию, начатую в 1967 году». «Прекратить строительство поселений и снять нелегальные форпосты». «Суверенное, независимое и с непрерывной территорией государство до января 2009 года». «Новые механизмы международной поддержки мира, включая компенсации, для решения вопроса о беженцах».

Говоря об исторических областях Иудее и Cамарии, освобождённых израильской армией в ходе шестидневной войны 1967-го года, Буш впервые применил термин «оккупация», и призвал Израиль «прекратить оккупацию Западного берега реки Иордан, начавшуюся в 1967 году».

Касаясь вопроса Иерусалима. Буш заявил:

«Я знаю, что Иерусалим — сложная проблема. Обе стороны крайне чувствительны к городу с политической и религиозной точек зрения. Решение вопроса по Иерусалиму станет одной из главных преград, но мы решили идти этим путем. Настал час для создания палестинского государства. Палестинцы этого достойны. Необходимо к концу нынешнего года заключить мирный договор. Сделать это возможно. Я обязуюсь сделать для этого все, что в моих силах».

Соответственно, в своей ответной речи Абу-Мазен сказал, «что «палестинский народ» никогда не забудет президенту Бушу, что он стал первым американским президентом, который заявил о необходимости создания палестинского государства и о своей преданности этой идее».

Дальнейшие визиты шли примерно по одному сценарию.

11 января Президент Буш прибыл в Кувейт. В аэропорту его встречал эмир Кувейта шейх Сабах эль-Ахмед ас-Сабах.

В Кувейте он находился два дня, проведя переговоры с высшим руководством страны. Согласно официальным коммюнике, бсуждалась ситуация в Ираке, проблема с иранским ядерным досье, палестино-израильский конфликт и кризис с выборами в Ливане.

Власти Кувейта также попросили Буша освободить граждан страны, который содержатся в заключении на базе в Гуантанамо. В последний день своего пребывания в стране, с оккупации которой Саддамом Хусейном началась первая война в Заливе, Буш посетил базу ВМС США Кэмп-Арифджан, где встретился с командующим американскими войсками в Ираке генералом Дэвидом Петреусом и послом США в Ираке Райаном Крокером.

Затем он отправился в Эмираты.

В столице ОАЭ Абу-Даби Джордж Буш вновь выступил с программной речью. Израильтян и «палестинцев» он призвал подписать мирный договор, а иранцев — свергнуть нынешний режим «спонсоров терроризма». Он назвал Тегеран «ведущим мировым спонсором терроризма» и призывал «друзей США во всем мире сплотиться и выступить против этой угрозы, пока не стало слишком поздно».

14 января самолет Джорджа Буша вылетел из Дубаи, столицы одного из семи эмиратов, образующий ОАЭ, в столицу Королевства Саудовская Аравия Эр-Риад. Здесь, по выражению влиятельной израильской газеты «Гаарец»:

«Начнется действительно важная часть ближневосточного турне американского президента. Там не нужно будет мечтать, там ему не будут показывать народные танцы с подпрыгиваниями. Эр-Риад — место для серьезных переговоров. В этом городе, где оба Буша — сын и отец — ведут свои дела, говорят на понятном для всех языке — языке денег».

В ходе встречи Джорджа Буша с королем Буш сделал заявление о своих планах продать крупную партию вооружения Саудовской Аравии В предполагаемом контракте речь идет о различных видах оружия, включая продажу специального оборудования по превращению обычных бомб в более совершенные бомбы точного наведения, так называемые smart bombs, на 120 миллионов долларов.

Пресс-секретарь Госдепартамента США Шон Маккормик сказал, что в течение последующих 30 дней американские законодатели должны будут решить — одобрить сделку или запретить ее. Этот контракт подаётся администрацией как часть инициируемых Соединенными Штатами международных попыток по сдерживанию Ирана.

Именно Иран (с этим согласны большинство наблюдателей) является главной целью столь массированного визита. Точнее, Буш пытается сплотить союзников на Ближнем Востоке для противодействия Ирану.

Выступая в Абу-Даби, американский президент прямо сказал, что «на карту поставлена безопасность всего мира»

Поддержку идеям Буша немедленно высказал и Евросоюз. Сразу после речи в Рамалле — устами бывшего премьер-министра Великобритании тони Блэра, который ныне занимает пост специального уполномоченного на Ближнем Востоке. «Нет другой опции по решению ближневосточного конфликта, достойной рассмотрения, кроме предложенной Бушем «Дорожной карты», базирующейся на принципе «два государства для двух народов», — заявил он в интервью британскому каналу новостей Sky-news.

А 13 ноября Президент Франции Николя Саркози прибыл с официальным визитом в Эр-Рияд. Он тоже совершает турне по Ближнему Востоку и странам Персидского залива, в рамках которого Саркози посетит, кроме Саудии, также Катар и Объединенные Арабские Эмираты.

Согласно официальным комментариям, поездка по Ближнему Востоку, главным образом, призвана помочь мирным переговорам израильтян и «палестинцев».

Однако, судя по всему — этот вопрос лишь «дымовая завеса».

Выступая в столице Объединненых Арабских Эмиратов Абу-Даби, расположенной менее, чем в 300 км. от Ирана, Буш сказал:

«Действия Ирана угрожают безопасности многих стран. Вот почему Соединенные Штаты подтверждают свои давние заверения всем друзьям в регионе Персидского залива. Мы также призываем друзей во всем мире противостоять иранской угрозе, пока не поздно. Иран тратит миллионы долларов на экстремистов, в то время как его собственный народ переживает тяготы и лишения».

А в самом начале визита, находясь в Иерусалиме, глава Белого дома заявил, что американские войска могут остаться в Ираке еще на 10 лет. в интервью телекомпании NBC прокомментировал слова кандидата в президенты республиканца Джона Маккейна, который заявил, что его вполне устроит, если американские солдаты останутся в Ираке еще на 100 лет.

«Это очень долго», — возразил нынешний глава Белого дома, добавив, что пребывание в Ираке американцев «вполне вероятно, может быть долговременным».

«Можно ли говорить о 10 годах?» — спросил корреспондент.

«Безусловно, так вполне может случиться», — ответил Буш.

Пожалуй, именно эти слова надо рассматривать как главное заявление Большого Турне.

Перед лицом «иранской угрозы» Вашингтону необходимо объединить арабские страны (их помощь в глобальном столкновении с Ираном имеет фундаментальное значение) вокруг общего дела, которым очень кстати стал проект палестинского государства.

Усилия Запада (труднообъяснимые с точки зрения внутриевропейских интересов) по созданию нового мусульманского государства в Европе — Косово, также легко укладываются в эту схему.

Как сообщалось непосредственно перед началом турне Буша и Саркози, 7 января Демократическая партия Косова и Демократическая лига Косова, две главные политические структуры косовских албанцев, заявили о создании правящей коалиции, а 9 января парламент Косова утвердил бывшего полевого командира ОАК Хашима Тачи в должности премьер-министра края.

Таким образом, Буш обещает арабам — суннитам за поддержку в войне против шиитского Ирана — создание двух новых суннитских государств (большинство албанцев, как и ближневосточных арабов — мусульмане-сунниты).

Это «большой приз» и за него вполне уместно запросить «большую цену».

А «маленькая победоносная война» очень пригодилась бы и лично Бушу (учитывая нефтяные интересы его клана), и республиканцам вообще — в этом случае они почти наверняка удержат за собой Белый Дом.

Для решения этой задачи подойдёт и наращивание, - перед и во время президентских выборов, - напряжённости между арабо-американской коалицией и Ираном, наращивание «на грани» войны, с локальными вооруженными инцидентами и грозными заявлениями. Мне лично этот вариант кажется даже более вероятным, чем полномасштабная война: ведь в предвоенной обстановке мобилизовать общественное мнение еще легче («коней на переправе не меняют» — «назавтра после выборов начнётся война — а в Белом Доме новая Администрация — кто будет защищать Родину?»), а ход настоящей войны всё же труднопредсказуем.

Так что неожиданный интерес «хромой утки» к Ближнему Востоку вполне объясним. Ведь в случае успеха Буш и все республиканцы гарантированно перестанут хромать.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram