Москва — Тирасполь — Бухарест

1.

Несмотря на многие апокалипсические предсказания по поводу неустойчивости нынешнего российского политического класса, — который, дескать, вот-вот упадет, балансируя на грани надвигающихся многочисленных, наслаивающихся друг на друга системных кризисов, — чьи-то надежды, а чьи-то фобии могут вовсе и не оправдаться.

Глядя из Тирасполя на кульбиты российской политики, ситуация в РФ отнюдь не кажется сколь бы то ни было шаткой. В сравнении с очередными «переломными» процессами на Украине, разгорающейся дипломатической войной между Молдовой и Румынией и неприятностями самой Румынии, связанными с ее робкой антиамериканской позицией в Косовском конфликте, московский политический ипподром никаких глобальных сюрпризов за последние месяцы не принес, и, пожалуй, не принесет в дальнейшем. Политическую стабильность правящей элиты в РФ не пошатнули ни очевидные просчеты в ходе избирательной кампании по выборам в ГД РФ, ни рост цен, ни прочие нюансы. Абсолютным индикатором стабильности, пожалуй, является российский фондовый рынок. Режим стабилен, режим устойчив, режим способен себя защищать.

Что же касается бед, сваливающихся на голову населения, то россияне, оставшиеся в живых после эпохи девяностых, менее склонны к выдвижению в адрес власть предержащих каких бы то ни было политических лозунгов. Народ российский в основной своей массе давным-давно уже существует отдельно от власти. Впрочем, и от оппонентов этой власти. В истории России случались, безусловно, и более худшие времена. К тому же, показательным является фактор снижения экономической иммиграции: бегства из страны нет. Из Украины есть. Из Молдовы есть. Из России — нет. Из того, что пытались предложить населению политики антикремлевского лагеря, россияне не углядели ничего заманчивого настолько, чтобы можно было ради этих благ рискнуть как минимум участием в массовых шествиях. Тем более, факт очевидный: из России сегодня при желании проще уехать, чем жертвовать собой в политической борьбе за чье бы то ни было «правое дело». Однако ж, не едут.

2.

У пророссийских анклавов интерес к внутриполитической ситуации в РФ ограничивается, как правило, двумя требованиями: Приднестровье заинтересовано в существовании России как крупного политического и экономического мирового игрока. Приднестровцы благодарны России за солдат, которые продолжают оставаться здесь. Русский «человек с ружьем» является сегодня гарантом существования приднестровской государственности.

Сегодня нет оснований полагать, что преемник нынешнего президента РФ, несмотря на многие европейские оценки его как «интеллигентного», «современного», «европейца», «ставленника оппонентов группировки siloviki», изменит позицию России по вопросу существования и поддержки пророссийских анклавов. Череда персоналий, порядок передачи власти и тому подобное российских соотечественников, проживающих в Приднестровье, не интересуют вовсе.

Приднестровье с удовлетворением встретило результаты выборов в Государственную думу РФ, поскольку ни одна из победивших партий не является антиприднестровской, скорее наоборот, представители крупнейших российских партий неоднократно выступали с лозунгами поддержки ПМР и сохранения формата миротворческой операции на Днестре.

Нынешняя политическая элита РФ не питает иллюзий по поводу оппонентов приднестровцев в регионе — в отношении Молдовы, в первую очередь — и войска остаются.

В качестве первостепенного фактора «решения приднестровского вопроса» оценивают российских солдат здесь и западные эксперты. Позиция европейских и американских чиновников статична: «Молдова станет единой после ухода российских войск». О цене подобного единства, конечно, не упоминается, однако в каждый житель Приднестровья эту цену себе вполне представляет, в том числе интересуясь судьбой сербского населения в Косово.

Вслед за уходом российских войск молдавские националисты обязательно поднимут голову — в этом у приднестровцев сомнений не возникает. В Молдове сегодня продолжается построение моноэтнического государства, в тюрьмах томятся политзаключенные, закрываются последние школы и группы в университетах с преподаванием на русском языке. Вне закона объявлены лица, имеющие второе гражданство. Им отныне запрещено работать на государственной службе. Большинство приднестровцев не оформляли молдавских документов, да и нет в том особой необходимости. Судьбы народов Молдовы и Приднестровья по-прежнему расходятся в разных направлениях. Жители Бессарабии вполне резонно считают Приднестровье «заграницей». Об этом дают понять не только приднестровские пограничные и таможенные службы, но в первую очередь — существенная разница менталитетов, образовательных систем, праздников и ценностей. Даже день 9 мая для приднестровцев и жителей Молдовы теперь не одно и то же: Молдова вместо Дня Победы теперь празднует «День Европы».

Приднестровье по-прежнему остается серьезным узлом интересов российских корпораций в Причерноморском регионе и на балканском направлении. В первую очередь, конечно, речь идет о металлургии и энергетике. Российский бизнес, безусловно, вынужден учитывать политические риски. Однако инвесторы из России отнюдь не собираются сдавать своих позиций здесь, мало того, русский бизнес успешно действует и в Румынии. В цепочке продвижения интересов крупных российских кампаний по линии Москва — Тирасполь — Бухарест дикие нравы сегодняшней Бессарабии являются временным препятствием, а молдавские власти — очевидным недоразумением. 

3.

Что имеет рядом с собой Приднестровье в облике нынешней Молдовы? За период с момента провала подписания меморандума Козака недружественное России государство медленно, но уверенно, превратилось в «американскую педаль». В первую очередь, однако, речь идет не о Приднестровье. Молдова сегодня — это педаль давления на фактически братское жителям Бессарабии государство — Румынию.

Робкая самостоятельность румынского президента Трэяна Бэсеску по вопросу Косово мгновенно обернулось неприятностями для румын в самых разных частях света. Уже сегодня можно говорить о постепенном превращении Румынии в страну-изгоя внутри Евросоюза. Стоит обратить внимание на витающие в недрах евробюрократии предложения о создании на территории Румынии этнонационального Цыганского государства. Подобная «перспектива» наверняка будет одобрительно воспринята Старой Европой. «Черный подарок» от США в лице цыганской автономии вкупе с венгерской Трансильванией является ничем иным как шагами по превращению Румынии во вторую Югославию. Но об этом, к счастью, пока лишь кулуарные сплетни и полунамеки. В реальности сегодня наиболее жестким механизмом давления на Бухарест является другой американский кнут — Италия.

“Спускаясь с самолета в аэропорту Тимишоара, можно почувствовать, что находишься в Италии, — сообщает «Le Monde», Объявления и дорожные знаки — на двух языках: на итальянском и румынском, с частым совпадением слов, ведь оба языка имеют общие древние латинские корни. Но со второй половины ноября отношения между двумя братскими государствами начали охладевать. Итальянское правительство приняло указ о депортации, которая коснется в основном румынских граждан”.

В отношении граждан Румынии со стороны властей Италии внезапно последовал ряд чрезвычайно жестких и абсолютно неоправданных мер, на фоне которых прошлогодние антигрузинские мероприятия в Москве — просто детская забава. В середине ноября в центре Турина, в номер отеля, в котором проживала, находясь на съемках, румынская кинозвезда Лаура Василиу, после полуночи с обыском ворвались полицейские, вооружившись «ошибочным» подозрением в адрес актрисы по поводу ее причастности к трафику детей. Комментарии, как говорится, излишни. В Италии сегодня выходцев из Румынии «добропорядочные граждане» линчуют прямо на улицах, парламент принимает нормативные документы, узаконивая депортацию, по сути, граждан ЕС из одной страны ЕС в другую. По словам президента Румынии, на территории Италии было убито уже более десятка румынских граждан. Безусловно, это лишь данные официальной статистики.

С учетом того, что за пределами Румынии два миллиона ее граждан сегодня трудятся, как правило, нелегально, ситуация достаточно болезненна. Итальянский президент заявил о необходимости немедленной депортации как минимум 200 000 граждан Румынии. По приблизительным подсчетам сегодня около полумиллиона румын проживает в Италии, причем далеко не все из них — цыганской национальности. Вряд ли столь глубокий конфликт не затронет интересы коммерсантов.

Рим — главный партнер Бухареста: около 22 000 итальянских предприятий функционируют в Румынии, по сравнению с всего лишь 7 тысячами фирм, открытыми румынами в Италии. Значимые итальянские компании в Румынии боятся репрессий. Румыны начали презрительно относиться к итальянцам. Последний пример — случай на АЭС в Чернавода, где рабочий поинтересовался, почему итальянские инженеры зарабатывают десятки тысяч евро, будучи намного менее компетентными, чем кажется. Кризис может повлиять и на сельское хозяйство. Итальянцы являются собственниками около 2% пригодной для ведения хозяйства земли Румынии, а эти два процента растянулись на 300 000 гектаров.

Итальянцы говорят, что их Министр Экономического развития, который недавно был в Румынии, как и многие западные политики, не имеет понятия о том, что на самом деле представляют из себя румынские граждане. “Я могу Вам сказать, что быть итальянцем в Румынии намного безопаснее, чем румыном в Италии”, — говорит итальянский бизнесмен в Тимишоара. “Был случай, когда итальянец убил румынскую женщину, и румынские власти не поспешили называть всех итальянцев преступниками. Они просто обвинили виновного и все”, — рассказал бизнесмен в интервью газете «Le Monde».

Взрыв антирумынской ксенофобии в Италии отнюдь не является случайным. Точно так же, как не может являться таковым внезапное обострение отношений между Румынией и Молдовой. Помимо выдворения румынских дипломатов, власти Молдовы умудрились дойти до маразма в «елочном» вопросе. Румыны традиционно отмечают Рождество по европейским канонам — 25 декабря. Другие этнические группы, населяющие Бессарабию — через неделю после Нового Года. Кишиневская мэрия, которую сегодня возглавляет выпускник Бухарестского университета Дорин Киртоакэ, приняла решения установить новогоднюю елку в центре Кишинева пораньше — республиканские власти приказали елочку с глаз долой убрать.

4.

На фоне событий, происходящих сегодня вокруг Тирасполя, в самом Приднестровье, несмотря на бюджетный кризис, ситуация более-менее стабильна. Сами приднестровцы, обратив свой взор на Восток, видят в облике нынешних правителей России гарантию своей безопасности и сохранения мира в регионе конфликта. Все остальные «стабильности» — в том числе финансовая, социальная и прочие — склонны к внезапному исчезновению и временному воскрешению. Эти стабильности, конечно же, волнуют приднестровцев, в том числе и обладателей российских паспортов, проживающих в ПМР.

Однако по данному поводу к России не было и не может быть никаких претензий. Стремление Приднестровья к независимости от Молдовы является абсолютной ценностью для граждан русскоязычного анклава. Здесь понимают, что в данном вопросе главное — это время. С учетом роста амбиций политических элит России в стремлении воссоздать сверхдержаву, и продвигать свои коммерческие интересы в сторону Балкан, время работает на приднестровцев.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram