Главный военный Раввинат Израильской армии (Раббанут цваи)

На днях новостные ленты облетело сообщение о том, что с 18 января в Российской армии восстановлена должность Главного военного раввина. Им назначен раввин Аарон Гуревич (34), уроженец Москвы. Как передает израильская газета The Jerusalem Post, российские власти обратились к главному раввину РФ (по версии ФЕОР) Берлу Лазару с просьбой рекомендовать кандидата на должность военного раввина, и выбор Лазара пал на Гуревича.

Раввин Аарон Гуревич является главой отдела ФЕОР по взаимодействию с Вооруженными силами. Новый главный военный раввин произведен в звание полковника.

Сообщение это вызвало большой информационный ажиотаж. Однако из "цивилизованных" стран военный раввинат — нововведение, пожалуй, только для Постсоветской России. В основных западных армиях военные раввинаты действуют многие десятилетия.

Так, главный раввин армии США носит чин вице-адмирала. Он закончил военно-морскую академию в Аннаполисе и начал службу офицером морской пехоты во Вьетнамской войне. Став командиром батальона морской пехоты, он получил направление от Корпуса морской пехоты на учебу в ешиве. Командование Корпуса морской пехоты считает, что посты армейских священников могут занимать только профессиональные офицеры морской пехоты.

Аарон Гуревич — второй главный раввин русской армии. Первый был назначен в августе 1917г. с присвоением чина подполковника. Правда, в то время в русской армии служило 600 тысяч еврейских солдат. Сейчас же, по словам нового главного раввина российской армии, в силах безопасности РФ служат около 40.000 евреев.

После Октябрьской революции этот раввин-подполковник репатриировался в Эрец-Исраэль и основал в Петах-Тикве религиозную школу для девочек, которой и руководил на протяжении многих лет.

В связи с этим полезно ознакомиться с тем, что представляет собой раввинат в еврейской армии, где служит основное количество евреев — ЦАХАЛе.

Главный военный Раввинат (Раббанут цваи) является управлением в структуре Генерального Штаба Израильской армии. В число его основных задач входит удовлетворение религиозных запросов военнослужащих и контроль за соблюдением еврейского религиозного Закона (Галахи) в армейских условиях. В частности, питание военнослужащих в Израильской Армии производится только в соответствии с законами кашрута, за соблюдением чего и следит Военный Раввинат. Раввинат ответственен за похороны солдат и офицеров и принимает участие в поисках пропавших без вести. Военнослужащий официально считается погибшим после констатации этого факта Главным военным раввином. В ходе военных действий из резервистов при каждой дивизии формируются роты военного раввината, основным назначением которых являются поиск и погребение, в соответствии со всеми требованиями иудаизма, павших в бою солдат.

Военный Раввинат был образован одновременно с организаций Израильской армии в 1948 году, во время Войны за Независимость Израиля. Первым Главным раввином Израильской Армии, создателем самого этого института стал генерал-майор Шломо Горен, один из крупнейших израильских религиозных мыслителей. Личность этого человека наложила отпечаток на весь современный облик еврейского государства. Также неотделим от его имени и институт Военного раввината. Рав Горен установил нормы кашрута в армии, нормы соблюдения еврейских праздников и религиозных обычаев в военное и мирное время. Шломо Горен написал множество галахических работ и постановлений относительно законов ведения войны с точки зрения Торы и соблюдения заповедей в условиях армии, как во время войны, так и в мирное время. Раву Горену удалось отстоять независимость Военного раввината как от прочих военных, так и от гражданских религиозных структур, превратив его в полностью самостоятельное подразделение.

Характеры воспоминания одного из лидеров религиозного сионизма рава Элиезера Меламеда, раввина поселения Хар-Браха в Самарии и главы ешиват-хесдер (ешивы, где юношы совмещают глубокое изучение торы с обычной военной службой), расположенной в этом поселении, приведенные в интервью агентству «Аруц Шева»:

«Рав Шломо Горен, постановил, что если приказ противоречит заповедям Торы, солдат обязан отказаться от выполнения приказа, если приказ не касается боевых действий. Он опубликовал это постановление в восьмистраничном журнале, который издавал тогда раввинат ЦАХАЛа. В этой брошюре в частности объяснялось, что приказ нарушить субботу вне прямой связи с оперативными действиями по безопасности, является незаконным, и солдат обязан отказаться от его выполнения. Генерал Хаим Ласков был тогда начальником генштаба. Он был очень рассержен и приказал прекратить выпуск журнала, сделав строгий выговор раву Горену. Рав Горен не уступил, как всегда в случаях, когда дело касалось вопросов святости в армии, и пожаловался Бен-Гуриону, который был тогда главой правительства и министром обороны. Бен-Гурион обратился к генерал-лейтенанту Ласкову, чтобы узнать его мнение, и Ласков сказал, что, с его точки зрения, самое главное в армии — это дисциплина, и поэтому, если солдат получает приказ нарушить шаббат, он обязан этот приказ выполнить, а потом может подать жалобу и заявить протест. “Ну, что Вы на это скажете?” обратился Бен-Гурион к генерал-майору раву Горену. Рав Горен ответил, что это подобно ситуации, когда солдату приказывают убить невинного человека, а потом ему предоставляется право подать жалобу. “Для нас нарушить шаббат — это так же необратимо как убить, и поэтому солдат в таком случае должен отказаться от выполнения такого приказа”, сказал рав Горен. Бен-Гурион признал, что рав Горен прав и даже постановил увеличить размер журнала военного раввината с восьми страниц до шестнадцати».

Основатель Военного раввината Шломо Горен родился в 1917 году в Польше, в возрасте восьми лет году он вместе с родителями приехал в Палестину. Его отец был одним из основателей Кфар-Хасидим — еврейского поселения в тогдашней Палестине (находившейся под британским колониальным мандатным управлением), организованного хасидами. В 1933 году лет он поступил в одну из самых известных израильских ешив «Слободка». В 1924 году эта ешива переехала из литовского города Каунас в Хеврон. В 1929 году она вновь переехала, на этот раз в Иерусалим. Произошло это после кровавого погрома, устроенного арабами в 1929 году Хевроне, когда, в числе других евреев — жителей города, были зверски убиты несколько десятков учеников и преподавателей ешивы. После переезда ешива «Слободка» стала именоваться ешива «Хеврон», под этим именем она известна и сегодня. В 17 лет Шломо Горен опубликовал свою первую работу по еврейскому Закону — комментарии к галахическому кодексу Маймонида "Мишне Тора". В 21 год он опубликовал книгу о законах ритуальных омовений и микве (бассейнов для этих омовений) «Ша‘арей тохора» («Врата чистоты»). В 1936 году Шломо Горен вступил в ряды подпольной еврейской армии Хагана и принимал участие в защите еврейских поселений во время арабского вооруженного восстания 1936-1939 гг. Во время Войны за Независимость 1948 — 1949 гг. он участвовал в боях за Иерусалим.

Весной 1948 года, после прохождения курса офицеров парашютно-десантных войск, раввин Горен назначается главным армейским раввином с присвоением звания бригадного генерала. Во время Синайской кампании 1956 года генерал раввин Горен вместе с парашютистами поднялся на гору Синай. Шломо Горен демобилизовался из армии в чине бригадного генерала. В 1961 году Шломо Горен был удостоен Премии Израиля за первый том комментариев на Иерусалимский Талмуд (Ха-Иерушалми Ха-Мефураш). В 1968 году он был избран главным ашкеназским раввином Тель-Авива, а в 1973 году сменил рава Унтермана на посту главного ашкеназского раввина Израиля. Рав Горен оставался на этом посту до 1983 г. Ему принадлежит галахическое постановление о том, что восхождение евреев на Храмовую Гору не только разрешено, но и является мицвой — религиозной заповедью. Сразу после окончания в июне 1967-го года Шестидневной Войны он выступал за ликвидацию расположенных на ней мечетей. Рав Горен энергично выступал против соглашения Осло, в 1993г. он вынес галахическое постановление о том, что солдаты обязаны не подчиняться о разрушении еврейских поселений в Иудее и Самарии, а 1994 г. объявил, что религиозный закон приказывает евреям убить Арафата.

Главный военный раввин назначается приказом начальника Генштаба. Формально военный раввинат находится в подчинении Управления кадров Генштаба, но фактически от него независим. Управление сохраняет независимость и от гражданских религиозных структур, в том числе в вопросах назначения и присвоения званий военных раввинов. Построение раввината и уровни подчиненности соответствуют организационной структуре израильской армии.

В подчинении Главного военного раввина находятся раввины войсковых частей и соединений, родов войск и военных округов. Главные раввины военных округов (Центрального, Южного и Северного) имеют воинское звание полковник. Главные раввины родов войск носят воинское звание подполковника. Главному военному кантору также присваивается звание подполковник.

Раввины воинских частей и армейских баз имеют воинское звание капитан. Военные раввины приравнены к выпускникам высших учебных заведений.

Солдаты призываются на службу в военный раввинат на общих основаниях, но преимущество отдается тем, кто на момент призыва имеет серьезное религиозное образование. После минимум года службы такой солдат может быть направлен на специальные офицерские курсы военного раввината, и по окончании их становится «кцин-дат» — офицером по религиозным вопросам. Если, по окончании срочной службы, такой офицер остается на сверхсрочной, то он может поступить на курсы армейских раввинов и, по их завершении и сдачи соответствующих экзаменов, продолжить службу уже как армейский раввин. Кроме того, если в армию призывается раввин, окончивший гражданское религиозное учебное заведение и получивший там смиху (диплом раввина), то, при желании, он может пройти двухмесячные курсы армейских раввинов. После их окончания ему присваивается офицерское звание. Некоторые офицеры военного раввината являются выпускниками «ешивот-хесдер» (военных ешив). В этих ешивах учащиеся проходят обычную для ешив программу изучения религиозных дисциплин, в первую очередь Талмуда и галахи, в сочетании с интенсивной армейской подготовкой по различным воинским специальностям. Обычно из пяти обязательных лет обучения в ешиве два года учащийся проводит на армейской службе. Однако подавляющая часть учащихся ешивот-хесдер проходят службу в боевых частях, в том числе и участвуют в боях.

В воинских частях и на армейских базах военный раввин находится, как правило, в подчинении командира части или его заместителя по кадрам. В аппарат военного раввина входят офицеры по религиозным вопросам ("кциней дат"), а также проходящие срочную службу солдаты и сержанты, выполняющие обязанности "раказ дат" — координаторов по религиозным вопросам. В раввинате есть отделения кашрута и Шаббата, где проходят службу инспекторы, осуществляющие надзор за нормами приготовления пищи и соблюдением Шаббата в армейских условиях. Раввинат должен поддерживать всю инфраструктуру, необходимую для соблюдения заповедей иудаизма во время прохождения армейской службы. В ведении раввината находятся и армейские синагоги: на всех больших армейских базах действуют стационарные синагоги, синагоги организуются и в местах временной дислокации армейских частей. Военный раввинат также организует «ульпаней-гиюр» — курсы для военнослужащих-неевреев, которые хотят принять иудаизм.

Военный раввинат издает религиозную литературу, предназначенную специально для военнослужащих: галахические и мирвозренческо-богословские исследования о том, как с точки зрении Законов иудаизма должны решаться различные вопросы, возникающие в ходе военных действий и армейской службы, как практического, так и мировоззренческого характера. На основе этих исследований Раввинат подготавливает соответствующие армейские приказы, издаваемые Генштабом. Под руководством раввина Шломо Горена были составлены специальные молитвы, например, молитва перед атакой, погружением подводной лодки, боевым вылетом и т.п., регулярно публикуются написанные военными раввинами для военнослужащих беседы по вопросам Торы; раввинат участвует в подготовке к принятию армейской присяги — военнослужащими израильской армии, неотъемлемой частью торжественной церемонии которой является вручение Танаха (Библии), и сама церемония в элитных частях проходит у Котеля (Западной Стены, в нееврейских источниках называемой Стена Плача) — Западной Стены Храмовой Горы.

Военный Раввинат совместно с Генштабом ответственен за подготовку документа под названием «Этический кодекс бойца ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля)», который имеет статус армейского устава по вопросам морали и этики в армейских условиях. Раввинат также принимает участие в составлении других документов, определяющих, в соответствии с основополагающими принципами иудаизма, моральные и этические нормы поведения военнослужащих.

Военный раввинат также оказывает содействие исполнению нужд тех военнослужащих израильской армии, кто принадлежит к иным конфессиям — в первую очередь христианского, друзского и мусульманского вероисповеданий. Например, по сообщениям израильской прессы, на Рождество 2005 года (в соответствии с календарем западных ветвей христианства, 21 декабря) праздничная церемония, посвященная наступлению Рождества, прошла в штабе пехотного батальона особого назначения "Мидбари".

Этот батальон предназначен для действий в условиях пустыни, и в его состав, кроме евреев, входит много представителей национальных меньшинств, в первую очередь мусульман-бедуинов, а также арабов-христиан. Во время торжественной церемонии, проходившей при наряженной рождественской елке, командир батальона вручил солдатам-христианам праздничные подарочные наборы. Как сообщила пресс-служба ЦАХАЛа, «совместное отмечание значимых религиозных праздников всех общин, представители которых проходят службу в составе батальоны — в его боевых традициях».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram