Мне не кажется, что Путин в этом году сыграл особенно большую роль в изменении мира. На мой взгляд, изменения, вызванные деятельностью президентов Франции и Соединенных Штатов Америки — Николя Саркози и Джорджа Буша — были более значительными. Я бы на месте редакции «Time» не назвал Путина человеком этого года.
Положение России при Путине изменилось только в одном — Россия перестала испытывать нужду в деньгах, поскольку за время правления Путина цены на энергоносители выросли в несколько раз, и Россия просто купается в нефтедолларах.
Это просто совпало по времени с правлением Путина. А почти все изменения роли России в мире сегодня напрямую зависят от цен на энергоносители.
Однако есть и изменения, которые произошли во время его правления, но которые не зависят от цен на энергоносители. Это изменения во внутреннем строении общества и власти в России. То есть из неопределенной ситуации, имевшейся в конце правления Ельцина, когда в России были зачатки и демократии, и анархии, и авторитаризма, при Путине Россия окончательно вышла на путь авторитарно-олигархического устройства государства. И в этом смысле Россия утвердилась как одна из стран третьего мира, своего рода «северная Нигерия» — как по политическому, так и по экономическому устройству.
За время правления Путина ухудшились наши отношения с рядом ближайших соседей, в частности с Грузией, с Украиной, со странами Прибалтики.
В отношениях с Соединенными Штатами, несмотря на то, что были флуктуации в сторону улучшения, например, сразу после известного террористического акта, в целом есть некоторый дрейф в сторону ухудшения отношений. Хотя тут больше разговоров, чем дела — по сути дела, наши отношения изменились не слишком сильно, просто с обеих сторон на государственном уровне усилилась осуждающая риторика, которой раньше не было. Экономические отношения, между тем, продолжают развиваются.
С некоторыми из стран бывшего восточного блока наши отношения ухудшились, например, с Польшей, но тут, опять-таки, трудно сказать, от Путина или от Качиньского это зависело в большей степени. В целом, принципиальных изменений здесь тоже не произошло.
Отношения с европейским обществом также ухудшились, поскольку оно критикует имеющиеся в России антидемократические тенденции, но с целым рядом демократических государств отношения остались прежними. Особенно это касается руководства этих стран.