Военные операции США в Афганистане и в Ираке поставили в повестку дня мировой политики вопрос о пересмотре системы безопасности в крупных регионах мира, или даже во всемирном масштабе. После 2001 года стало понятно, что система безопасности, сложившаяся в основных чертах во время холодной войны, и основанная на военном присутствии США в целом ряде стран (130 стран в 2006 году), уже не работает.
Наследство холодной войны
Современная система глобальной безопасности в мире сложилась во времена холодной войны, и основывалась на противостоянии двух сверхдержав: СССР и США. Не вдаваясь в особенные подробности, ее можно описать следующим образом. Сверхдержавы гарантировали своим союзникам и сторонникам безопасность и широкую военную помощь в случае нападения со стороны противоположного блока.
Эта задача решалась по-разному. СССР предпочитал оказывать широкую помощь вооружением, техникой, боеприпасами и советниками, укрепляя вооруженные силы той страны, которая присоединилась к социалистического блоку. США пошли по другому пути, когда в стране, выбравшей капиталистический лагерь, размещались американские военные базы и заключалось двухстороннее военное соглашение, предусматривающее совместное отражение агрессии.
Эта система хорошо работала в условиях холодной войны. На советской военной помощи развилось огромное антиколониальное движение в Азии и Африке, которое привело к окончательному крушению колониальной системы. США опутали мир сетью своих военных баз, сдерживая распространение советского влияния и предотвращая появление коммунистических, просоветских режимов. Поскольку две сверхдержавы не могли вступить в прямое вооруженное столкновение из-за угрозы глобальной ядерной войны, то для многих стран наличие американской военной базы было прямой гарантией безопасности.
Но после распада СССР и крушения социалистического лагеря, эта система стала превращаться из залога безопасности в залог опасности. После 1991 года американские военные базы по всему миру превратились в удобные плацдармы для развертывания военных операций в самых разных странах. Первым и наиболее ярким примером нового положения дел, стали две войны в Ираке в 1991 и 2003 годах, когда американцы провели крупномасштабную военную кампанию, опираясь на свои базы в Персидском заливе. Базы в Кувейте позволили американцам сосредоточить крупные наземные силы, перебросить грузы к району боевых действий, а с баз в Катаре велась разведка и управление.
Военные аналитики США высоко оценивают значение своих военных баз за рубежом, которые позволяют армии США обеспечить себе превосходство практически в любом регионе мира. Но для стран, где эти базы находятся, они давно стали угрозой для безопасности.
Военное рабство
Выход США на позиции мирового лидера произвел радикальные перемены в американской политике в сфере безопасности. В частности, они стали все меньше и меньше считаться с интересами своих союзников.
Военные базы США в Японии и Южной Корее являются одними из самых крупных и давних иностранных баз. Соглашение о размещении военных баз было подписано с Кореей в 1953 году, с Японией — в 1960 году. В 1954 году американцы создали в ЮВА аналог НАТО — Организация Государств Юго-Восточной Азии (СЕАТО) или Southeast Asia Treaty Organization (SEATO), направленный против СССР и КНР в этом регионе. На базах в Корее и Японии войска находятся постоянно. Базы в Японии относятся к категории крупных, на которых расквартированы крупные контингенты войск, находятся крупные запасы военного имущества, техники, сырья, материалов, боеприпасов. В Японии на 94 базах находится 47 тысяч человек (40,1 тысяч — 2000 год), в Йокосуке находится база 7-го флота США, на базах ВВС Мисава, Татикава и Ацуи размещена авиация с ядерным оружием.
Базы в Корее имеют оперативное значение и должны решать тактические задачи. Численность войск США в Южной Корее составляет 37 тысяч человек (36,5 тысяч — 2000 год), расквартированных в 62 базах.
В чем же состоит проблема? Проблема состоит в том, что США не желает более считаться с мнением правительств стран, где базируются войска, и считает ограниченность свободы действий американского командования при планировании и проведении военных операций, недостатком системы глобальной безопасности США.
Иными словами, США считают, что вправе начать войну, даже не поставив в известность об этом правительства стран, на территории которых размещены американские войска. Стоит также упомянуть, что отношения между странами далеко не урегулированы, и война там с юридической точки зрения не завершена. Между РК, США и КНДР, КНР, а также между Японией и Россией подписаны только перемирия. Вашингтону даже не нужно обосновывать начало военной операции. Достаточно только найти предлог, с которым они могут объявить прекращение перемирия.
Правительство Республики Корея сразу после появления «доктрины Буша», предусматривающей нанесение «превентивных» ударов, в том числе и по КНДР, попыталось добиться от США гарантий, что военная операция не начнется без согласия официального Сеула. По сообщениям профессора истории Чикагского университета Брюса Камингса, осведомленного об этой стороне отношений двух стран, подобные переговоры велись неоднократно, но заканчивались тем, что США отказывались давать такие гарантии своему союзнику. Корейцы не смогли добиться успеха даже прямой угрозой разрыва южнокорейско-американского военного союза!
Если называть вещи своими именами, то Республика Корея, так же как и Япония, превратились из союзников в военных рабов США, которые могут быть загнаны на убой в любой момент против своей воли. К сожалению, в Росси пока не осознали, насколько опасно это положение, и ничего не сделали для предотвращения угрозы войны.
Отчаянные усилия
В России Южная Корея и Япония шаблонно воспринимаются как союзники и сторонники США, которые ничего не делают без ведома Вашингтона. Определенная правота в этом мнении есть, но нельзя не заметить и другой стороны дела. В обеих странах прекрасно понимают свое положение, и делают отчаянные попытки изменить положение.
В Сеуле была разработана стратегия обеспечения длительного долгосрочного и мирного сосуществования с КНДР, которая сейчас осуществляется с завидным упорством. В нее входят регулярные межправительственные контакты и переговоры, экономическое сотрудничество, туризм, помощь в воссоединении семей. Эта программа реализуется Сеулом несмотря ни на что, ей не помешали даже северокорейские ядерные испытания. Надо сказать, что подобное упорство приносит плоды, и теперь межкорейские отношения лучше, чем когда-либо они были.
Это воодушевляющий успех. Корейцы показали, что, несмотря на сильные различия двух государств, корейцы все равно являются единой нацией, и способны отстаивать свои общенациональные интересы.
Стратегия мирного сосуществования и сотрудничества, по сути, единственная доступная для южнокорейского руководства мера по устранению угрозы начала войны на Корейском полуострове. О ее эффективности можно спорить, но выбора нет, потому что конфронтация между КНДР и РК создает условия для начала войны, в которой основной ущерб понесут корейцы.
Но главная забота правительств Южной Кореи и Японии — это сокращение или полный вывод американских войск. Корейцы в марте 2002 года добились от США согласия закрыть в Корее 28 баз и три полигона до 2012 года. Но это не повлияет на численность американского контингента. Более того, это в интересах США, военное руководство которого с декабря 2002 года приступило к трансформации своих военных баз за рубежом. В рамках этого плана контингенты передислоцируются на крупные опорные операционные базы (в ЮВА это будет остров Гуам, на котором будут базы ВВС, ВМФ и морской пехоты), а вместо этого создается сеть передовых операционных баз, пунктов совместной безопасности и пунктов заблаговременного складирования.
Японии во время крупных волнений на Окинаве в 1995 году, удалось достичь аналогичного соглашения, по которому США закрывало и передавало префектурам территории 10 баз, около 20% общей площади всех американских баз в стране. Но это соглашение также не предусматривало сокращения контингентов. Более того, ВВС США создает у берегов Окинавы плавучую военную базу, на которой будет размещено крыло из 66 вертолетов и транспортных самолетов MV -22.
Несмотря на некоторые успехи, можно сказать, что своими силами Южной Корее и Японии не получилось решить свои проблемы безопасности, они являются заложниками политики США, и в любой момент могут быть втянуты явочным порядком в войну, в которой совершенно не заинтересованы. Пока в этом регионе будут находиться американские базы и войска, угроза внезапного возникновения войны не будет полностью ликвидирована.
Новая система безопасности
Единственным способом радикального изменения ситуации в сфере безопасности в Северо-Восточной Азии является полный вывод из региона американских войск, и создание новой региональной системы безопасности, основанной на национальных армиях России, Японии, Республики Корея и КНДР. Для этого начали формироваться благоприятные условия.
В последние годы вооруженные силы Республики Корея и Японии значительно усилились, что уже позволяет говорить о возможности отказа от американского военного присутствия в регионе.
В 2005 году министр обороны Республики Корея Юн Кван Ун обнародовал программу реформы вооруженных сил, в которой общая численность сокращается с 681 тысяч до 500 тысяч человек к 2020 году, но увеличивается доля ВМФ и ВВС, и приобретается новая боевая техника. К 2012 году появится собственный атомный подводный флот. Крупными компаниями в Южной Корее ведется разработка боевых роботов. В перспективе, корейская армия будет наращивать свои силы за счет увеличения количества боевых роботов и беспилотных летательных аппаратов.
Как известно, после Второй мировой войны Япония лишилась права иметь свою армию и принимать участие в войнах. Однако, 15 декабря 2006 года положение изменилось, были проведены поправки в статью 9 Конституции Японии, и было учреждено Министерство обороны Японии, а силы самообороны официально трансформированы в вооруженные силы.
Японская армия насчитывает сегодня 241,2 тысячи человек, основная часть из которых составляет пехоту и бронетанковые силы. По своему оснащению это одна из самых современных армий мира. Вооруженные силы ориентированы исключительно на оборонительные задачи, вооружение и военная техника производится по стандартам НАТО, для обеспечения взаимодействия с армией США.
Судя по переменам в Японии (учреждение Министерства обороны, посещение премьер-министром храма Ясукуни), видимо, в близком будущем будет преодолен мораторий на создание наступательного вооружения, и японская армия получит МБР, бомбардировщики, авианосцы и атомные подводные лодки.
По мере развития вооруженных сил этих двух стран, зависимость от американских войск постоянно и неуклонно снижается. Уже в весьма близком будущем, РК и Япония смогут самостоятельно обеспечивать свою безопасность.
В последние два-три года была в основных чертах решена и корейская проблема. Теперь стало понятно, что объединение Кореи отложено в некоторое неопределенное будущее (хотя по-прежнему является целью политики как РК, так и КНДР), и существование двух корейских государств будет продолжаться еще долгое время. Это сняло угрозу возобновления корейской войны в попытках ускорения объединения Кореи одной из сторон. Политика долгосрочного мирного сосуществования между РК и КНДР, которая реализуется в настоящее время, резкое снижение напряженности на 38-й параллели, вплоть до прекращения «пропагандистской войны» и открытия железнодорожного сообщения между корейскими государствами, создала условия и основания для создания такой системы безопасности. Северокорейские войска, ВМФ и ВВС также могут быть включены в совместную систему безопасности в Северо-Восточной Азии.
Главными принципами новой системы безопасности можно назвать: принцип неотъемлемого права каждой страны на самостоятельную защиту своей безопасности и национальных интересов; принцип отказа участников новой системы безопасности от применения силы в решении спорных вопросов. Целью системы безопасности является недопущение возникновения вооруженного конфликта в зоне ответственности, обеспечение безопасности и свободы торгового судоходства, а также предотвращение террористических атак.
Сфера ответственности новой системы безопасности охватывает Охотское и Японское моря, а также северо-западную часть акватории Тихого океана. Моря получают военно-политический статус, в чем-то схожий со статусом Черного моря. В них имеют право постоянно находиться ВМФ и ВВС прибрежных стран. В Охотском море: России и Японии (сектор, прилегающий к северному побережью острова Хоккайдо); в Японском море: России, Японии, КНДР и РК. Для охраны проливов выделяются совместные эскадры кораблей и эскадрильи самолетов. Военные флоты других стран могут заходить в акваторию только на короткое время.
Участие России
Пока американские войска будут находиться в Японии и Южной Кореи, будет сохраняться угроза начала военной операции и против России на Дальнем Востоке, поскольку все основные дальневосточные центры находятся в пределах досягаемости ракет, авиации и флота США. Опираясь на японские базы, армия США может быстро перебросить в Приморье крупный контингент наземных сил.
В настоящее время российское руководство практически не предпринимает усилий для минимизации этой угрозы, хотя для этого объективно складываются условия. Видимо, считают, что дело уже пропало, и ничего тут не поделаешь.
Однако есть возможность внести серьезные изменения в обстановку в регионе, путем поддержки права Южной Кореи и Японии на самостоятельное обеспечение безопасности и предложением создания новой, совместной системы безопасности в регионе, без участия американских войск.
Главный вклад в создание этой системы безопасности должна будет внести Япония, правительство которой должно будет принять историческое решение о выводе всех американских войск и ликвидации баз. Это обусловит также вывод баз и из Южной Кореи. Но Япония самостоятельно этого сделать не сможет, поскольку страна до сих пор находится под грузом прошлого, и любые попытки возрождения японской армии (даже посещение премьер-министром храма Ясукуни — храма памяти солдат, павших во время Второй мировой войны), вызывает острую критику и подозрения в том, что Япония вот-вот снова бросится захватывать Юго-Восточную Азию.
Более смехотворных оснований критики Японии трудно подобрать. Эпоха давно изменилась. Япония теперь — одна из самых мощных экономик мира, а не бедная страна, как это было до войны, в которой люди грызлись за миску риса. Если нарисовать теперь карту японского экономического влияния в мире и сравнить с картой империи в период ее наибольшего распространения, то нельзя не прийти к выводу, что нынешний размах влияния Японии в мире не мог прийти в голову даже самым рьяным японским империалистам.
Современный мир кардинально отличается от мира образца 1930-х годов. Тогда мир был колониальным, и все ведущие страны расширяли свою сферу влияния военной силой. Теперь вместо пушек используются доллары, и японские капиталы, технологии и товары открывают Японии двери даже в тех странах, о которых империалисты не могли даже мечтать. Японцам не нужно ничего захватывать, потому что все необходимое они могут купить.
Сейчас во многих странах политики критикуют Японию за мифические «экспансионистские устремления», не замечая реальной угрозы войны, происходящей от США. Поэтому возрождение японской армии никому сегодня никакой серьезной угрозы не несет, и этот процесс можно смело поддерживать. Более того, усиление японской армии неизбежно поставит вопрос о выводе американских войск из страны.
Главным вопросом российской дипломатии на Дальнем Востоке является вопрос Южно-Курильских островов, который так за более чем 50 лет перемирия с Японией так и не решился. Одной из главных причин этой крупной дипломатической неудачи является то, что Россия заняла неуважительную позицию по отношению к интересам Японии, не желая в то же время соглашаться с буквальным содержанием соглашений по Курильским островам, согласно которым Япония отказалась от права только на острова Северо-Курильской гряды. Второй причиной было давление США на Японию, в результате которого японская позиция ужесточалась и переговоры заходили в тупик. США выгодно затягивать переговоры и блокировать подписание мира, чтобы сохранялась возможность в любой момент разорвать перемирие для военной операции.
По букве Симодского трактата от 7 февраля 1855 года, южные Курильские острова: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи — японские. Теоретически Япония может отказаться от претензий на острова, тем более, что они уже более 50 лет находятся под российским суверенитетом. С экономической точки зрения, эти острова мало что дают Японии, поскольку в стране и так имеется около 900 небольших островов, подавляющее большинство из которых имеет очень слаборазвитую и депрессивную экономику. Но Япония не откажется от островов в одностороннем порядке.
Признание российского суверенитета над ними может быть только в качестве обмена, например, на признание России права Японии на самостоятельное обеспечение безопасности и развитие вооруженных сил. Это признание может инициировать процесс изменения политики Японии в сфере безопасности, который и приведет к формированию новой системы безопасности в Северо-Восточной Азии, в которой уже не будет американских войск.
Россия ничем не рискует. Несмотря на отсутствие мира и формальное нахождение в состоянии войны, страны имеют дипломатические отношения, достаточно развитые политические, экономические и культурные контакты. Несмотря на спорный статус островов, за 50 лет произошел только один инцидент. Это очень даже неплохо для формально воюющих стран. Япония никогда не станет воевать против стран с мощным ракетно-ядерным потенциалом, поскольку японские военные прекрасно понимают уязвимость страны перед ракетным ударом, в особенности с подводных лодок. Возможная война с Россией и с Китаем, имеет сегодня для Японии неприемлемо высокую цену. Отношения России и Японии можно определить так: «Лучше 50 лет переговоров, чем один день войны».
Если подводить краткий итог сказанному, то можно сделать акцент на том, что сложившееся в Северо-Восточной Азии положение, когда США в любой момент могут начать военную операцию, и ввергнуть страны региона в вооруженный конфликт, совершенно нетерпимо. Оно резко противоречит национальным интересам всех стран региона, и потому с наследством холодной войны общими усилиями здесь должно быть решительно покончено.
Россия, Япония, РК, КНДР, а также КНР, накопили большой опыт мирного сотрудничества, переговоров и цивилизованного решения спорных вопросов, что позволяет уверенно считать: эти страны между собой воевать не станут и вполне способны решить свои проблемы самостоятельно, без участия каких-либо других сторон.